Конспект ООД
план-конспект занятия по теме

Забатурина Ирина Александровна

"Знакомство с предметами быта:прялка, веретено"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский  детский сад «Теремок»

Конспект организованной

образовательной деятельности

«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА:
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»

         (открытое занятие для родителей)

     

                                                                 

                                                                                           Провела воспитатель :

                                                                                              1 кв. категории                                                

                                                                                    Забатурина И. А.

Материалы и оборудование:  аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, полович-

ками, имитация  русской печи, люлька; русские  народные  костюмы; корзин-

ка–копилочка; ленточка; пироги .

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок;

слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.)

 

Ход (в «уголке русской избы»):

Хозяйка сидит  у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Варвара:  Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу  всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет  - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается  (рушник).

2.Кто в избе рогат?  (ухват).

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка:  А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской  избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами  пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей  прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К ло-

пасти привязывали  кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала  нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.

(Рассматривают).

Хозяйка:Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

                                          Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

 Нам работа наша нравится…

Варвара:О  чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

                   Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, нижегородскую!

Хозяйка:  Да и я,пожалуй, встану

                    От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

                  Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

 Прилетели две тетери-

                                                Поклевали, улетели.

Лошадка.

    Ваня, Ваня – простота

          Купил лошадь без хвоста.

                                                 Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

   В огороде серенький

  Он капустку грызёт,

 Он марковку берёт.

Скок,скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка:  Ребята играют, меня потешают.

Дети:  А в русские народные игры играть будем?

Варвара:  В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».

(Дети считалкой выбирают  водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

 Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка:  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»      (пословица)

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

                  Берите, не стесняйтесь,

                  Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара:  Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

                   За учение уму – разуму.

                   А нам пора с вашего двора.

(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....