Конспект занятия "Звук С".
план-конспект занятия по логопедии на тему

Ястребова Инна Николаевна

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по коррекции дизартрии

Тема: Звук С.

Этап автоматизации звука «С» на основе лексической темы «Посуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_s.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Аленка»

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по коррекции дизартрии

Тема: Звук С.

Этап автоматизации звука «С» на основе лексической темы «Посуда»

Учитель – логопед:

Ястребова И.Н.

г. Советский 2011


Цели:

Коррекционно-образовательные цели.

- продолжать знакомить со звуком и буквой С;

 - выявить знания ребенка по изучаемому звуку;

- продолжать развивать умение выделять звук С в речи;

 - продолжать развивать фонематические процессы;

 - уточнение и расширение словаря по теме «Посуда»;

 - совершенствование грамматического строя речи

Коррекционно-развивающие цели.

  - активизация речевой деятельности;

 -развитие зрительного внимания;

- продолжать устранение дефектов устной речи;

 - продолжать совершенствовать подвижность органов артикуляции;

- закреплять артикуляционный уклад звука С;

-  - автоматизация правильного произношения звука С в словах со стечением согласных;

- совершенствовать общую, пальцевую, мимическую, артикуляционную моторику;

- продолжать развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели

- продолжать воспитывать интерес к занятиям,

- продолжать воспитывать внимание к речи логопеда, к собственному произношению, к собственному произношению звука С в собственной речи;

- продолжать воспитывать ответственное отношение к проверке собственной работы;

- продолжать воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

 - воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

 - формирование положительной установки на участие в занятии,

Оборудование:

зеркало, шпатели, профили артикуляции звука С, фишки для обозначения звуков, разрезная азбука, схемы предложения, разрезная азбука – раскраска, камни для развития моторики пальцев рук, рельефная буква С,  набор «Посуда» (сахарница, солонка, стакан, термос, миска, масленка, кастрюля, сковорода, чайник; стакан с водой, трубочка, 2 стеклянных стакана, металлическая ложка, крышки от бутылок, свисток, морковь, 3 подноса со схемами, коврик, зубная щетка, посуда – оригами; предметные картинки (самовар, чайник, поднос, пирожок, чашка, Стеклянный стакан, металич.кастрюля, пластмасс.тарелка, хрустальный бокал, ананас, апельсин, персик, слива.

Методы и приемы.

  1. Практический – упражнения, совместные действия,
  2. Игровой – игры
  3. Наглядный – предметные картинки, показ упражнений, показ образца, показ предметов.
  4. Словесный – беседа, рассказ, объяснение, вопросы, пояснение. напоминание.
    -использование художественного слова (стих-е) 

Этапы работы

Методы и приемы

Ход занятия

Организационный момент

Правило красивой речи

 - Здравствуй…! Я очень рада тебя видеть!. Сегодня на занятии мы продолжаем с тобой учиться говорить правильно и красиво. Давай вспомним правило красивой речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Развитие общей моторики

Упражнение

 - Сейчас  мы с тобой отправимся в страну сказок. И сказка наша будет про бабушку, которая была ленивая и не наводить порядок. Как ты думаешь, что это за сказка?(«Федорино горе» К.Чуковского.)

Скачет сито по полям,    Поскоки

А корыто по лугам.

За лопатою метла            Ходьба

Вдоль по улице пошла.

И кастрюля на бегу          Бег на носочках

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Из окошка вышел стол         Ходьба с высоким подъемом ног.

И пошел, пошел, пошел!»

Развитие тонкой моторики пальцев рук

Рисование по точечному контуру предмета посуды.

 - Как ты думаешь, что случилось с посудой? Почему она убежала от Федоры?

 - Давай узнаем, какая посуда спряталась от Федоры. Соедини точки и у тебя появится изображение посуды.

Развитие мимики

Мимические упражнения

 - Покажи свое неудовольствие – много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

 - Вырази мимикой свое огорчение – разбили чашку.

 - Изобрази радость – купили новую посуду. 

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Упражнения для губ и щек

Массаж языка

Упражнения для языка

Массаж языка

 - Посмотри, что лежит на подносе? (Морковь.) 

-Покажите, как ты будешь, медленно тщательно жевать морковь и как быстро  грызет морковку заяц. (Производить медленные и быстрые движения челюстями).

«Пузатый самовар».

 -Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар. (Надувание обеих щек одновременно.)

- Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

(Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых).

«Поднос».

-Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Поставим чашечку на стол». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко».

Развитие продолжительного ротового выдоха

Дыхательные упражнения

«Дуем на горячий чай». ( Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.)

«Пьем коктейль через трубочку». (Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.) 

Развитие высоты голоса

Голосовые упражнения

«Звучащие стаканы»

 - Послушай и определи, какой стакан звучит высоко, а какой низко. Покажи голосом.

Тема урока

Послушай внимательно чистоговорку и скажи, какой звук ты чаще всего слышишь:

«Ос-ос-ос – миска, термос и поднос».

 - Правильно звук «С», над этим звуком мы и будем сейчас работать.

Изолированное произношение звука:

 - Посмотри, в чайнике закипела вода (с-с-с-). Покажи, как свистит чайник.

Анализ артикуляции звука:

 - Расскажи по схеме, как нужно правильно произносить звук «С».

 (Согласно схеме )

- губы улыбаются;

- зубы сближены, есть преграда, значит звук согласный.

- кончик языка находится за нижними зубами;

- посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

- горлышко молчит, значит звук глухой.

Связь звука с буквой:

Вспомни, что звук «С» – мы слышим, произносим. А на письме звук «С» обозначает буква С, ее мы можем увидеть и написать.

Обведи букву С пальчиком.

Выложи букву С из камней.

Развитие фонематического слуха:

Игра «Поймай звук»

 - Послушай слова и посвисти в свисток, когда услышишь слово со звуком «С». (Нож, самовар, банка, сахарница, солонка ,вилка, стакан, поднос, термос, миска, кастрюля).

Закрепление звука в слогах

 - Помоги собрать крышки от бутылок. Клади крышку в кружку и одновременно произноси слог со звуком «С». Повторяй за мной:

(СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, АС, ОС, ЫС, ЭС).

Закрепление звука в словах

Игра «Расставь посуду»

(Смена зоны)

-Поставь на первый поднос  посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова, на второй поднос посуду, в названиях которой звук [с]  слышится в середине слова и на третий поднос, в названиях которой звук [с]  слышится в конце слова?

( сахарница, солонка, стакан,  термос, миска, масленка, кастрюля, сковорода.)

Физ.минутка:

(коврик).

Упражнение

Вот большой  стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровая чашка, Присели, одну руку поставили на пояс.

Очень крупная, бедняжка.

Вот фарфоровое  блюдце, Нарисовать руками круг

Только стукни - разобьётся.

Вот серебряная ложка, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принес.

Закрепление звука во фразе

Игра «Образуй слово».

 - Посуда может быть сделана из разных материалов. Попробуй догадаться, какая это посуда: стакан из стекла – (стеклянный), кастрюля из металла – (металлическая), тарелка из пластмассы – (пластмассовая, бокал из хрусталя – (хрустальный).

Закрепление звука в предложении

Игра «Какой сок»

 - Посмотри, около каждого стакана лежит фрукт. Определи, какой сок налит в стакане.  (ананасовый, апельсиновый, персиковый, сливовый). (Ананасовый сок налит в стакане и т.д.)

Анализ предложения

 - Сок стоит на столе. Это предложение.

 - Сколько слов в предложении?

 - Назови первое слово? Назови второе слово? Назови третье слово?

Назови четвертое слово?

 - Выложи схему предложения.

Звукобуквенный анализ слова

 - Что изображено на картинке?(СОК)

 - Сколько звуков в слове СОК?

 - Назови первый звук? Назови второй звук? Назови третий звук?

 - Обозначь звуки цветными фишками. Почему ты поставил такие фишки?

 - Преврати звуки  в буквы.

 

Домашнее задание:

(разрезная азбука – раскраска)

Посмотри, в твою тетрадь я записала новое домашнее задание. Тебе необходимо дома его вместе с родителями выполнить. Не забывай, что в тетради нужно работать очень аккуратно.

Оценка работы на занятии:

Сюрпризный момент

(Посуда - оригами).

Подвести итоги занятия, рассказать ребенку, что у него получилось, а над чем еще нужно поработать.

Подарить сюрприз ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....