Конспект НОД по теме "Слова-действия"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Феклистова Виктория Владимировна

Слова-действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slova-deystviya.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе  ДОУ

Тема: «Слово-действие».

Цель: Познакомить детей с понятием «слово-действие».

Задачи:

учить выделять в речевом потоке слова-предметы и слова-действия;

учить соотносить действия предметов с вопросом «что делает?»;

продолжать учить детей составлять распространённые предложеня по демонстрации действий;

продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями;

развивать формирование грамматического строя речи (согласование существительных с глаголами в роде, числе, времени);

развивать произвольное внимание, память, мыслительные операции;

упражнять детей в классификации понятий «предмет – действие предмета»;

развивать эмоциональную сферу;

на основе дыхательной гимнастики формировать долгий выдох;

формировать правильную установку на занятие;

формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям.

Методы:

словесные (рассказ, беседа, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);

наглядные (наблюдене, рассматривание рисунков, показ образца задания и способа действия);

практические (подражательно – исполнительские упражнения, упражнения творческого характера, игра)

Оборудование: наглядный материал -  картинки, перфокарты, мягкая игрушка мяч и заяц.

Тип занятия: фронтальное занятие

Ход НОД

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечания

Организационный момент:

Доброе утро, ребята! На улице сегодня прохладно, у меня даже руки замёрзли, а у вас? Давайте вспомним, как мы греемся зимой:

 Ну вот, теперь я вижу, что всем тепло. А теперь, ребята, внимание, сели ровненько.

Основная часть:

Ребята, мы с вами знаем, что есть слова-предметы. Приведите пример.

Верно. Скажите, на какой вопрос отвечают слова-предметы? Миша?

Правильно.

1.Я для вас приготовила перфокарты. Вам нужно найти отличие в каждои ряду и отметить это отличие (закрасить полоску). Логопед раздаёт перфокарты и карандаши.

Все закончили. Миша, скажи, почему на своей перфокарте ты отметил птицу?

Почему?

Птица умеет летать, а животные?

Ребята, а как передвигаются животные?

Правильно.

В первом ряду Мишиной перфокарты изображены животные, которые быстро бегают. (Перечисляются изображённые животные) и птица, она что делает?

Верно. Ребята, сейчас мы с вами разобрали новое понятие. Слова - действия. Например: Птица летает. Птица - это предмет, отвечает на вопрос кто, а летает - это действие предмета, отвечает на вопрос что делает. Например: слова-действия: висит, идёт, прыгает, т.е. что делает? Назовите примеры слов-действий. Хорошо. На какой вопрос отвечают слова – действия? Правильно, что делать или что делает.

2.Посмотрите на картинку. Здесь изображен предмет и действие этого предмета. Кто может назвать мне слово-предмет? Подумайте. Игорёк, пожалуйста. Повтори: слово предмет на картинке – девочка. Итак, мы разобрали, кто – девочка – это слово – предмет. А кто из вас назовёт мне слово - действие? Миша. Назови только слово-действие. Что делает? Настя, повтори: Слово-действие-подметает.

Вывод: слово-действие отвечает на вопрос: «что делает»

Физминутка:

Давайте поиграем в игру. Она называется: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Правила игры: вада выходит за дверь. Через несколько минут он возвращается, ему нужно угадать, что дети имитируют (сбор фруктов, шитьё, пение в микрофон, тихий час, рисование).

 Вывод: все предметы выполняют какое – то действие. Напр.: Мы, предметы, выполняли действие: собирали, шили, рисовали. Молодцы!

3.Ребята, сейчас такое задание: «Поймай слово». Хлопаем в ладоши, когда услышим слово – действие, затем, слово – предмет. Все молодцы.

4.А, сейчас довольно сложное задание: Нужно правильно составить предложение по моему заданию, опираясь на картинку. ( Предлагается картинка с изображением рисующего мальчика) Итак: слово – предмет – мальчик, слово-действие – рисует. Мальчик рисует. Давай, представим, что это было вчера. Как правильно сказать, что вчера делал мальчик? Никита. Правильно, или мальчик рисовал.

 А если представить, что он только завтра будет рисовать? Как мы скажем? ( Используются глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени: мальчик рисует; мальчик рисовал; мальчик будет рисовать). Очень хорошо.

 Вывод: предмет может совершать действие сегодня, завтра и вчера.

5. Ребята, кто заметил разницу в этих картинках? Никита.  

Назови предмет на первой картинке и на второй Молодец, а теперь назови слова-действия, изображённые на этих картинках. Что делает? (одним словом), а на второй картинке? Молодец.

Вывод: предмет может быть один или много, т. е два, три и т.д., а действие эти предметы выполняют одно и то же.

6. Давайте ещё поиграем. Я буду сейчас показывать различные действия. Вы смотрите и запоминайте. Когда вы увидите действие, которое я совершаю, загните пальчик на руке. Потом мы узнаем, кто из вас самый внимательный, мы посчитаем, кто, сколько загнул пальчиков. (Логопед выходит за дверь, затем входит, закрывает за собой дверь, здоровается с детьми; вытирает доску). (Игра повторяется с участием одного из ребят).

Вывод: предмет может быть один, а действий он может совершать много.

7.Ребята, вот мяч. Давайте посчитаем, сколько действий он может совершать. Итак:

Мяч что делает?

Что делает?

Что делает?

Хорошо, теперь зайка:

Что делает?

Что делает?

Что делает?

Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Что мы с вами должны запомнить:

1).Слова-предметы отвечают на вопрос: «Кто или что?». Миша, повтори

2).Слова – действия отвечают на вопрос: «Что далает или что делают?». Натя, повтори.

3). Любой предме выполняет какое-то действие. Никита, повтори.

4).Один предмет может выполнять несколько действий. Игорь, повтори.

5).Одно действие может выполнять один или несколько предметов. Олег, повтори.

6).Действие может выполняться вчера, сегодня, завтра. Данила, повтори.

Вы все настоящие молодцы! Что вам понравилось больше всего? Особенно хорошо сегодня работали: (перечисляются имена самых активных ребят). Мне понравилось с вами работать, а вам понравилось? Давайте улыбнёмся друг другу. До свидания.

-дети отвечают

-Дети по образцу трут руки, похлопывают себя по телу, ногам, растирают щёки,уши, согревают руки при помощи дыхания.

-Стол, доска, окно, мяч и др.

-«слова предметы отвечают на вопрос кто или что»

Дети выполняют задание.

Я отметил птицу, потому что она сюда не подходит. Потому, что в этом ряду нарисованы животные.

Нет! Животные не умеют летать.

Они бегают, прыгают, ходят.

-летает

Бегать, играть, кушать

Дети отвечают

Слово девочка (мальчик повторяет за логопедом). Дети поочереди повторяют предложение.

Девочка подметает.

Подметает.

Дети поочереди повторяют.

Дети хором «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» Дети выполняют задание, вада угадывает, а затем озвучивает действие.

Дети выполняют задание без особого труда.

Мальчик вчера рисовал. Мальчик рисовал.

Мальчик будет рисовать. Мальчик нарисует.

 На первой картинке изображена одна поющая девочка, а на другой картинке две поющие девочки.

На первой картинке предмет – девочка, а на второй – две девочки

Поёт.

Поют.

Дети внимательно смотрят и считают действия.

Дети перечисляют увиденные слова-действия.

Елена Геннадьевна что сделала? Закрыла дверь. Что сделала? Поздоровалась и т. д.

Катится;

летит;

падает.

Прыгает;

спит;

кушает.

Слова-предметы отвечают на вопрос: «Кто или что?».

Слова – действия отвечают на вопрос: «Что далает или что делают?»

Любой предме выполняет какое-то действие.

Один предмет может выполнять несколько действий.

Одно действие может выполнять один или несколько предметов.

Действие может выполняться вчера, сегодня, завтра.

Понравилось играть, работать с карточками и картинками.

Логопед даёт эмоциональную окраску,

Таким же образом разбираются другие перфокарты.

На картинке изображена идущая девочка. Логопед обводит, при объяснении задания, указкой предмет, а затем указывает на действие этого предмета. При повторении детьми предложения, логопед указывает на предмет, изображённый на картинке.

Таким образом, анализируется несколько картинок. Затем несколько картинок одномоментно. Логопед каждый раз выделят указкой слова – предметы и слова-действия.

Логопед просит детей давать развёрнутый ответ.

Вада и задание меняется. Дети коллективно придумывают следующее задание, а логопед направляет детей.

Некоторые дети затрудняются быстро реагировать, хотя понятие слово-действие усвоили.

Логопед выделяет названные понятия при помощи указки.

Логопед просит детей поочереди повторить предложение.

Задание выполняется детьми поочереди. Используются подобные картинки.

Логопед крепит на доске картинки.

Ребёнок отвечает при помощи логопеда, который указывает на картинке на правильный ответ.

Логопед акцентирует внимание детей на каждом действии. Просит детей, при ответе, соотносить действие с вопросом что сделала.

Логопед показывает нужное действие при помощи предмета.

Дети повторяют предложения за логопедом. При наличии свободного времени можно привести примеры из занятия.

При проведении занятия необходимо ориентироваться по времени. Возможно какое – то задание нужно будет опустить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....