Конспект НОД "Сложение"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ревуцкая Татьяна Федоровна

Конспект НОД "Сложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozheniedokument_microsoft_word_2.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложение.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Цель:

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов.

Задачи:

  1. Сформировать представление о записи сложения с помощью знака +;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, опыт самоконтроля;
  3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
  2. Муляжи яблок и груш.
  3. Геометрические фигуры (2 набора, в каждом по 2 квадрата и 3 круга).
  4. Модели мешков.
  5. Карточки со знаками «+» и «=».

Раздаточный:

  1. Карточки со знаками «+» и «=».
  2. Геометрические фигуры.
  3. Модели 3 «мешков»

Ход занятия

1 Объединение групп предметов в одно целое(сложение).

  1. Игра «В магазине».

         Дети садятся на стульчики .  Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

         Воспитатель рассказывает, что, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу).  Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

          Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

          Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

          Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

- Как вы думаете почему этого нельзя делать?

          Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

          оспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

  1. Работа с раздаточным материалом.

У детей на столах модели «мешков» и геометрические  фигуры (2набора,в каждом-по 2квадрата и 3 круга), карточки со знаками «+» и «=». Воспитатель предлагает предлагает им положить в первый мешок 2 квадрата. а во второй - 3 кружка. На фланелеграфе все действия дублируются:

- Проверьте, что лежит в первом мешке? (2 квадрата)

- Что лежит во втором мешке? (3 кружка)

- Сложите все эти фигурки в общий большой мешок. Что получилось? (2 квадрата и З кружка)

- Что мы сделали с фигурками? (Собрали, сложили, объединили в общий большой мешок)

 Верно, обе части - первый и второй мешок - мы объединили в одно целое, сложили их. Давайте еще раз вспомним все сначала.

Дети вместе с воспитателем воспроизводят все этапы операции сложения, используя второй набор фигур.

- Что было в первом мешке? (2 квадрата ) Это первая часть.

- Что было во втором мешке? (3 кружка.) Это вторая часть.

- Что было потом? (Потом все фигуры мы объединили, сложили.)

- Мы сложили две части и получили целое (сумму). Чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе - можно поставить между частями (слагаемыми) знак «+».

На фланелеграфе и на столах у детей появляется соответствующая картинка.

- Мы получили две суммы . Равны ли они? (Слева 2 квадрата и З кружка, и справа 2 квадрата и З кружка. Суммы равны)

- Какой знак мы можем поставить между ними? (Знак «=»)

Примечания:

1) Все фигуры в маленьких мешках и в большом мешке должны быть одинаковыми по цвету, размеру, форме.

2) Знание терминологии и символов на данном этапе не требуется. Главное, чтобы дети поняли смысл сложения как объединения предметов.

2. Физкультминутка.

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

3. Закрепление смысла сложения.

1)№ 1-2, стр. 14. Работа с тетрадью.

 - Наступает осень. Все звери готовятся к зиме. Вот и семья сказочных ежей должна заготовить себе пропитание. Отправились еж с ежихой по грибы. Встретились на лесной полянке и смотрят, кто сколько грибов нашел.

Еж: «Я нашел 2 подосиновика».

Ежиха: «А у меня 3 подберезовика».

Оба: «Вот славно! Сложим все в нашей кладовочке, голодать не при дется!» (Складывают «грибы»-картинки.)

- Сосчитайте, сколько всего грибов у наших ежей. (Пять.)

- Назовите по картинке первую часть, вторую часть, целое (сумму).

- Решили ежи снова сходить в лес за грибами. Кто что нашел на этот раз? (Еж нашел 3 подберезовика, а ежиха - 2 подосиновика.)

- И опять они все грибы сложили в свою кладовку. Назовите первую часть, вторую часть, целое (сумму). Нарисуйте грибы в мешках.

- Что интересного вы заметили? (Части поменялись местами, а целое не изменилось.)

2) № 3, стр. 14. Работа с тетрадью.

- Ребята, а что еще запасают ежи в сказках, кроме грибов? (Они собирают лесные яблоки.)

- Представьте себе, что наши ежи на следующий день отправились на поиски лесных яблок. Сколько раз им пришлось сходить за яблоками? (Два раза.)

- Посмотрите, сколько и каких яблок принес еж в первый раз? А ежиха?

- Сколько и каких яблок принес еж во второй раз? А ежиха?

- Вы сидите парами. Один человек в паре складывает яблоки, которые нашли ежи в первый раз, а другой - те, что они нашли во второй раз.

Дети выполняют задание самостоятельно в течение 2-3 минут.

- Посмотрите, что получилось у соседа. Сравните с тем, что получилось у вас. Что вы заметили? Почему так вышло? (Части поменялись местами, целое не изменилось.)

4. Физкультминутка «Ежик».

Ежик шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз-грибок, два-грибок,

Положил их в кузовок.

5. Закрепление представлений о свойствах предметов.

№4, стр. 15. Работа с тетрадью.

Дети рассматривают картинки в № 4, стр. 15.

- На лесной полянке живут не только ежи. Там можно встретить и других зверей, и разных насекомых. А какие в лесу деревья и цветы! Кто из вас бывал в лесу?

- Рассмотрите первую картинку. Придумайте название. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто?

Воспитатель и дети выслушивают все возможные варианты рассуждений, например:

- Я думаю, что лишний цыпленок, потому что он большой, а все остальные - маленькие.

- Я думаю, что лишний цыпленок, потому что это домашняя птица, а все остальные - обитатели леса.

- Я считаю, что лишний муравей, потому что у него нет крыльев, а у всех остальных есть.

В зависимости от выбора признака, по которому исключается лиш ний предмет, дается обобщающее название: «Насекомые», «Животные с крыльями» и т. д.

- Рассмотрите вторую картинку. Как ее можно назвать? Нет ли здесь лишнего предмета? Что лишнее?

 Дети могут назвать лишним колокольчик, так как это цветок, а все остальные растения - деревья.

Лишней может оказаться пальма, так как все остальные растут в средней полосе, а пальма - тропическое растение.

Дети могут назвать лишней и елку, потому что это - хвойное дерево, а все остальные - лиственные растения.

Все высказывания заслуживают внимания. Важно, чтобы дети смогли аргументировать свое мнение.

6. Итог занятия.

- Какое действие мы выполняли с овощами, грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (Мы их складывали.)

- Какой знак показывает, что мы разные части объединяем в целое? Покажите пальчиками. (Знак плюс: «+».)

- Где мы сегодня побывали вместе с ежами? (В лесу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....