Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей."
консультация (младшая группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.
  3. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей.

Цель: показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.
  3. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Обсуждаемые вопросы: см. Презентацию.

  Мини – опросник для взрослых (за неделю до беседы).

Мини – опросник для взрослых

по выявлению познавательного развития ребёнка

1.     Как ребёнок играет в игрушки?

а/ Почти не играет, подержит в руках и бросит;

б/ играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре;

в/ усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

2.     Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?

а/ Очень редко;

б/ иногда, например, при просмотре телепередачи;

в/ постоянно.

3. Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают сказки и стихи?

а/ Книжек ребёнок почти не рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают;

б/ иногда рассматривает и слушает. Как их читают;

в/ регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает сказки и стихи.

 

Если в этой маленькой анкете вы во всех случаях выбрали ответ «да», вам стоит задуматься: ребёнок нуждается в вашем внимании и помощи, стимулирующих его речевую активность и познавательные интересы.

Вопрос № 1. Нормы развития детей 3-4 лет.

3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам;
3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков;
4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.

Звукопроизношение:

  • - все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)
  • - все губные (п, пь, б, бь)
  • - все зубные (т, ть, д, дь)
  • - губно-зубные (ф,фь,в, вь)
  • - все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)
  • - шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – «каса»
  • - сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.
  • Возрастные несовершенства постепенно исчезают из детской речи.

Грамматический строй:

  •  отвечают на вопросы взрослых развернутыми предложениями, состоящими и 3-4 и более слов;
  • Составляют фразы из 2-3 предложений
  •  Вводят в речь предлоги «В», «На», «Под», «Над».

Признаки задержки речевого развития

У ребенка значительная задержка речевого развития, если:
12 месяцев – ребенок мало лепечет;
18 месяцев – не понимает простых слов, своего имени, названий окружающих предметов, не выполняет простые просьбы типа «сядь», «иди ко мне»;
2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повторять слова;
2.5 года – не называет окружающие предметы, части тела, не может по просьбе принести что-то находящееся вне поля зрения, не может составить фразу из двух слов;
3 года – не говорит простых предложений, не понимает рассказов о событиях в прошлом или будущем времени.

Вопрос № 2. Дети «молчуны».

Недостаточный опыт общения со взрослыми – будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.

Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если у него не получается общение со взрослыми, он пробует установить контакт с другими детьми. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова.

Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение.

Молчать малыш может по разным причинам. В первую очередь из-за поражения слухового аппарата, например, после перенесенного отита. Если ребенок не реагирует на звуки, не отзывается на собственное имя и не пытается объяснить, стоит показать кроху отоларингологу.

Иногда нарушение речевого развития могут быть следствием особенностей биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития: психического, умственного, а порой и физического. Так, недоношенные дети или малыши из неблагополучных семей с педагогической запущенностью могут немного отставать в развитии от сверстников. Однако негативные последствия обратимы, если с детьми активно заниматься и развивать их.

Случается, что ребенку... незачем учиться говорить. Да-да, встречаются и такие ситуации, когда у малыша попросту отсутствует мотивация: в "детоцентричных" семьях крохе отводится главенствующая роль, малыш даже неуспевает чихнуть, как мама или бабушка бегут к нему с носовым платочком и выполняют любые прихоти маленького "королька". Ребенку не приходится ни о чем просить, ни на что жаловаться или требовать.

А бывает, что задержка речи обусловлена психологической травмой. Ранняя разлука с мамой, перенесенное тяжелое заболевание, тяжелый развод родителей — все это может вызвать стресс, срыв нервной системы и как следствие - психический интеллектуальный регресс. В такой ситуации важно показать ребенка неврологу и логопеду - для постановки точного диагноза и назначения адекватного лечения.

В редких случаях упорное молчание - признак аутизма, серьезного психического заболевания. Здесь потребуется помощь психиатра.

Вопрос № 3. Советы заботливым родителям. Игры в домашних условиях.

Игры по дороге в детский сад

Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребёнок недавно познакомился с новыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Желательно отмечать изменения в природе и окружающей вас обстановке.

Игры в ванной комнате

 - В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребёнку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».

 - В тазик с водой опустите несколько лёгких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребёнка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребёнок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.

Игры между делом

 Занимаясь домашними делами, Взрослые могут привлечь внимание ребёнка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнёт фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за верёвочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а ещё можно стучать в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.

 - Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребёнок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху пришейте или приклейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.

Игры на кухне

 Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребёнка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите ещё один шанс приятно и с пользой провести время.

 - Скорлупа от варёных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите её на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

-  Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нежно не обычное, а солёное (после высыхания оно делается как камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Лепите всё что захочется!

         - Пусть малыш отвернётся, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Пусть ребёнок отгадает, какие звуки он слышал.

 - Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой имеется звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник). 

- Покажите ребёнку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Кар-р-ртофель, помидор-р-ры.

 - Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка, в которую мы будем их складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?

 - Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребёнок называет «вкусное» слово и кладет его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «солёные», «горькие» слова.

 - Какой сок получается из яблок? груш? слив? И, наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

 - Из макаронных изделий разных форм, можно выкладывать различные узоры, изучая формы.

 - Поставьте перед ребёнком блюдце, в котором смешаны рис, гречка, горох, и попросите помочь их перебрать.

 - На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать. Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит ложка в пустом бокале и в чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо – манка. Попросите ребёнка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

 - Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами определит яблоко, банан, лимон, и даже чеснок. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибётесь, бурный восторг малыша вам обеспечен! 

- Тонкие кусочки хлеба, сыра, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки» создадут необыкновенные бутерброды.

 - Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку и т.д.). Дайте ребёнку щипцы, и попросите перенести эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

 - Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре, или пять разных продуктов в пакет, попросите ребёнка ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

 - Детские рисунки можно украсить соль, насыпав её на клей. Из бумажных стаканчиков можно делать постройки.

 - Прислушайтесь к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шуршанию газеты.

 - Если ребёнок знает сказку «Три медведя», предложите ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, Настасьи Петровны и маленького Мишутки.

         - Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много заданий. Например, попросить расположить их в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только жёлтые и т.д.

Мамины уроки

 

Обязательно разговаривай с ребенком с самых первых дней его жизни. Это первое и наиболее важное условием развития речи твоего малыша. Не молчи, когда переодеваешь его, купаешь или делаешь гимнастику. Любое действие комментируй. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки. Речь из твоих уст воспринимается особенно – как волшебное действо.

Для малыша очень важно видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи ребенка нужно воздействовать не только на слух, но и на зрение и осязание. Малыш должен не только слышать тебя, но и видеть твое лицо. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая, начинают сами произносить слова.

Рассказывай - один из приемов развития детской речи, и детям он очень нравится. Поэтому обязательно рассказывай малышу простые и доступные для понимания сказки, читай короткие детские стихотворения.

Рассматривайте картинки - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития мышления детей. Игра доставляет малышу удовольствие, радость, а эти чувства стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую активность. Интересно, что играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старшего возраста остаются при себе.

Развитие мелкой моторики – один из самых эффективных способов. Когда пальчики тренируются и постоянно чем-то заняты, одновременно совершенствуется и речь. Предлагай крохе игры, тренирующие мелкую моторику. Подойдут не только конструкторы, но и, например, грецкие орехи.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.

Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть очень многое. Для этого повторяй изученный материал (стишок, сказку) еще и еще.

Пение, сопровождаемое музыкой, - также важный способ развития детской речи. Особенно успешно запоминают стихи и песенки, которые потом поют. Побольше пойте вместе!

Чтение книжек также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает. И дети довольно рано, подражая взрослым, сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком!

Знакомство с окружающим миром способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малыша на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ним об этом.

Вопрос № 4.  Виды речевой патологии.

Вопрос № 5.  Памятки – в помощь заботливым родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Стимулирование речевой активности детей.

Формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи дошкольников....

мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"

В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

презентация "Стимулирование речевой активности детей 4-5 лет"(из опыта работы Шмидт Т.Н.)

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...

Мультимедийная презентация "Стимулирование речевой активности детей в ДОУ"

Данная  мультимедийная презентация поможет педагогу   более подробно познакомить  родителей с методами и приемами речевого  и интеллектуального развития ( разные  виды ...