Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями
презентация к занятию по музыке (старшая группа) по теме

Попова Марина Константиновна

Презентация раскрывает мой опыт работы с детьми  огораниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  детьми-инвалидами. Презентация быда показана на конкурсе "Учитель года0 2011", одобрена на педагогическом совете детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon popova_m.k._detskiy_sad_12.zip492.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ 5

структурное подразделение

«Детский сад №12»

Роль музыки в  коррекции функциональных нарушений у  детей с ограниченными физическими возможностями

Сообщение музыкального руководителя

 1 кв.категории Поповой М.К.

г.Краснокамск, 2011

Роль музыки в  коррекции функциональных нарушений у  детей с ограниченными физическими возможностями

В 2004 году в нашем детском саду открывается первая группа детей-инвалидов. Новые дети открывают перед нами новые темы для самообразования и саморазвития. Начав заниматься с детьми-инвалидами я поняла, что мне самой , имея за плечами 15 лет стажа работы музыкального руководителя, вместе с этими ребятами  вновь учиться слушать музыку, петь, двигаться, ориентироваться в пространстве .

Но делать это уже по другому, ставя себя на их место, некоторые из них не умеют  передвигаться без помощи взрослого, имеют тяжелые нарушения зрения, и не владеют навыками обычных детей.

Я начала изучать специальную литературу, выписывать книги по коррекционной педагогике, т.к. сложно было  найти  их в магазинах или книжных лавках.

И исследуя и работая над этой специфической темой я  сделала для себя много открытий – оказывается   упоминание  о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Было замечено , что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм,  изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными  отклонениями в развитии.
 
Цель моей работы  определяется исходя из физических, психических, умственных возможностей детей, 

 основные задачи направлены не только  на овладение навыками музыкально-практической деятельности, а на решение значимых для развития ребенка проблем: развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности. А также  адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Моя работа состоит из различных форм музыкальной деятельности  . Но сегодня поподробней остановлюсь на основной форме – музыкально-коррекционных  занятиях. Музыкальное занятия - это не просто последовательность упражнений, это драматическое действие в котором все элементы связаны между собой.

Структура занятия, подбор упражнения может меняться в зависимости от тех задач, которые я ставлю, от особенностей группы детей в целом и индивидуально.
Для достижения оптимальных результатов музыкальные занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планированием и проводятся  по следующей схеме:
Приветствие;
Обязательный ритуал. Является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению. И просто дает позитивное начало для всего занятия.
«Свободное движение»;
Различные виды перестроения в процессе движения по залу. Формирует лёгкость вступления в контакт; развивает умение ориентироваться в игровом пространстве, согласовывать свои движения, не сталкиваясь с другими детьми.
Ритмическая разминка;
Проходит по-разному: от сюжетного музыкально - ритмического упражнения до развёрнутого ритмического комплекса.  Развивает организованность, владение навыками ритмичного и координированного движения, соответствие  вокально-речевой интонации с движением.
Пение; 
Песни на занятии не разучиваются, а проходят ряд этапов, которые дети осваивают в удобном индивидуальном для каждого темпе. На этапе «удивления» идёт показ-исполнение песни педагогом; на этапе «присоединения» дети следуют за педагогом, повторяя за ним отдельные слова или движения; на этапе «исполнения» дети вместе с педагогом поют песню и, по возможности, одновременно исполняют движения.
Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; 
Это традиционное  знакомство с различными музыкальными произведениями , в процессе которого идёт обогащение общих представлений, ознакомление с музыкальными жанрами, характером  и содержанием того или иного музыкального произведения.
Танцы, хороводы;  вырабатывают навыки ритмичного и координированного движения; умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать образы живой и неживой природы.
 Подвижные игры; включаются в структуру занятия вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, , а также используется как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому.
Прощание.
Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие».
            Я очень ценю важность и эффективность  индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:
Музыка воспринимается детьми, как нечто приятное, делающие жизнь богаче и интереснее, а самое главное то, что она доступна для каждого ребенка и дает возможность восприятия и самовыражения. А особенно приятно  когда  этот процесс проходит в компании  друзей и близких.

Особое внимание хочется обратить на тот момент, что музыка звучит не только на музыкальных занятиях ,но и сопровождает учебно-воспитательную, лечебную и коррекционную деятельность. С 2009 года в нашем детском саду дети –  инвалиды занимаются на специальных спортивных тренажерах  -  делают это тоже под музыку. Многие режимные моменты сопровождает соответствующая музыка. Многогранность влияния музыки активизирует психические процессы и познавательную деятельность, формирует  нужный эмоциональный настрой, помогает расслабиться и отдохнуть. 
Практика музыкально-коррекционных занятий показывает динамику активности детей с ограниченными физическими возможностями . Самый значимый результат:
60 % выпускников  посещавших группу детей с ограниченными физическими возможностями   в дальнейшем продолжают заниматься  музыкой.
Моя работа над этой темой   дает такие результаты только в  сочетании с другими видами коррекционной работы. С  этими особыми детьми  в нашем детском саду занимается целая группа профессиональных педагогов  и медицинских специалистов.

Мы пытаемся доказать, что дети  с ограниченными возможностями могут быть полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. И наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья,примеры некоторых видов ручного труда,...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»

В дошкольном  подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностям...

Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ....

Презентация Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Мир музыки  стимулирует развитие музыкальных способностей.Формирует коммникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элеметов логоритмики на основе закрепления лексичес...

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло

laquo;Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...