Создание арт-композиции на музыкальной основе с детьми старшего дошкольного возраста (на примере интегрированных занятий «Времена года»)
материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Середенко Надежда Николаевна

Арт-композиции на музыкальной основе - творческий процесс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Создание арт-композиции на музыкальной основе

с детьми старшего дошкольного возраста

(на примере интегрированных занятий «Времена года»

Середенко Надежда Николаевна

                                                                                                                             

                                     СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Содержание  понятий «Арт-композиция», «Интеграция».
  3. Особенности организации интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  4. Создание арт-композиций в различных видах детской деятельности
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

                                     Введение

     Создание арт-композиций – это творческий процесс. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе..

     В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».

   Одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста является интегрированные занятия.

           Цель.

Практически исследовать возможности интегрированных занятий для создания арт-композиций в художественно-эстетической деятельности детей.

          Задачи.  

1.        Рассмотреть содержание понятий «Арт-композиция», «Интеграция».

2.        Охарактеризовать особенности организации интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

3.        Привести примеры создания арт-композиций в художественно-эстетической деятельности детей.

           Содержание понятий «Арт-композиция», «Интеграция»

   «Арт» -  английское слово, вошедшее в русский язык. В переводе "art” означает искусство. Таким образом,  употребляя слово "Арт" мы подразумеваем "искусство".  В России есть и другое значение этого слова - творчество.

Композиция - от латинского «componere»  означает складывать, составлять. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре.

    Арт-композиция представляет собой творческий процесс, результатом которого становится создание из элементов разных видов искусства и «внехудожественных» материалов организованного автором вокруг смыслового центра полихудожественного текста. Понятие «текст» используется в широком и узком значении. В глобальном значении текстом мы считаем весь окружающий мир; искусство.

     Материалом для арт-композиции служит все доступное на момент творческого акта: краски, звуки (музыкальные и немузыкальные), предметы, движения, компьютерные средства художественной выразительности и т.д.

     Арт-композиция содержит современную интерпретацию классического сюжета или темы, выявляя свои смыслы через цитирование и соединение несоединимого. Создание арт-композиций становится базой успешного понимания себя и окружающего мира, повышения самооценки и саморазвития.

    Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.  Интегрированные занятия содержат тему или образ в одной тональности. Если речь идет о радостной, теплой, снежной зиме, то весь репертуар - и стихи, и песни, и наглядный материал, музыка для слушания и игры - должны соответствовать этому настроению. В этом случаю говорится о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (т.е. интеграции) различных видов искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа.

Особенности  организации интегрированных  занятий

с детьми старшего дошкольного возраста

Разрабатывая цикл интегрированных занятий  я учитывала, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Поэтому, я определила для себя приоритетное направление, позволяющее целенаправленно, систематически и планомерно строить свою работу по данному разделу. Например, «основная нить» интегрированных занятий – музыка времен года – цвет – настроение человека. Вместе с педагогами детского сада мы старались дать детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Знания о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления природы в художественных образах.

В основе содержания интегрированных занятий – тема или образ одной тональности. Осенью мы проводили интегрированное занятие «Художница - Осень», зимой « Зимняя сказка», весной «Подснежник и капелька», летом «Звуки лета», где весь репертуар - и стихи, и песни, и музыка для слушания – соответствовали именно этой теме и были направлены на достижение главной цели этих занятий – чувствовать характер музыки и ее цветовую гамму. Здесь происходит взаимосвязь, взаимопроникновение различных искусств и видов детской художественной деятельности, работающих на создание одного образа. Т.е., основой интегрированных занятий является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусств. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природные явления, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.

Для решения задач эстетического развития я включаю при разработке занятия высокохудожественные образцы литературных (стихи русских и современных поэтов) и музыкальных произведений (народную, детскую, классическую музыку различных эпох), стараюсь использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Все это создает условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на творчески продуктивную деятельность. Например, прослушав и проанализировав музыку «Осенние дорожки» О.Поляковой, дети старались передать настроение музыки в творческом движении, исполняя танцевальную импровизацию «Краски осени». Ребята самостоятельно выбрали атрибут, который на их взгляд наиболее полно позволит раскрыть образ осеннего листочка. Свободно импровизируя, они старались передать характер музыки в необычных движениях и в конце задания создали из платков, шарфиков, ленточек «Удивительный осенний коврик». И здесь, когда дети прочувствовали музыкальный образ в движении, мы еще раз подбираем эпитеты, соответствующие теме: какие краски у осени- желтые, красные, зеленые, яркие и т.д. Сохраняя подвижный темп занятия, и тем самым, усиливая впечатления от всего происходящего, мы предлагаем детям передать цветовой палитрой настроение музыки, процесс развития музыкального образа. Детей предварительно разделили на три подгруппы, каждая из которых занималась определенным видом деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой. Коллективная деятельность способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка.

     Для активизации внимания детей, желания услышать музыку, понять ее, в чем-то продуктивном выразить свои впечатления, я использую разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические. Например, зимнее интегрированное занятие я начала с загадки и пальчиковой гимнастики « Мы рисуем Снеговика», настраивающих детей на необычность занятия и в тоже время, решающих определенные педагогические задачи – развитие мелкой моторики, умения согласовывать движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Затем ребята слушали фрагменты произведений А.Вивальди из цикла «Времена года», Й.Штрауса, которые являются шедеврами мировой классики. Слушание музыки дополнялось выразительным чтением отрывков мировой художественной литературы, а именно произведениями А.С.Пушкина. Предложила детям свободно проэкспериментировать на музыкальных инструментах, поискать приёмы игры для воздушного, прозрачного звучания. Дети тренируются в лёгком, осторожном звукоизвлечении. С большим интересом дети озвучивали стихотворение А.С.Пушкина «Буря мглою небо кроет», используя самодельные музыкальные инструменты;  скрип снега изображали, сминая ритмично целлофан; использовали голосовые данные «как зверь она завоет», «заплачет, как дитя»

Поддерживая быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке, и на основе уже полученных впечатлений, я предложила детям исполнить танцевальную импровизацию «Снежинки», которая как бы делит занятие на два блока: игровое взаимодействие с нарисованным Снеговиком и творческое взаимодействие с ожившим Снеговиком. Такой прием, по-моему мнению, вызывает у детей новый всплеск положительных эмоций, доставляет им радость от непосредственного общения с персонажем и настраивает их на дальнейшую продуктивную деятельность, возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, творчество.

На занятии «Подснежник и капелька» с огромным желанием дети участвовали в создании музыкальных композиций – играли на синтезаторе  музыку капельки, ручейка; сочиняли песенки на знакомый текст, используя клавиши «Тучки» и «Солнышки» в зависимости от настроения и характера стихотворения. На фоне стихотворения Сутеева «Подснежник»
дети в движении выражали образ снежных хлопьев, солнечных лучей  и первого цветка подснежника (пантомима). В изодеятельности дети также проявляли сои творческие навыки: часть детей  рисовали  на  мольбертах цветы подснежники; остальные  выкладывали  на  ковре «цветочную  поляну» из   лепестков,  составляли  композицию  из  готовых цветов.

  В летнее время главные музыканты в лесу – птицы. Предлагаю детям изобразить на металлофоне песенки кукушки и воробья; послушать музыку в каждой строчке стихотворения и оживить её; озвучить графические партитуры – звукоподражанием насекомых.

 Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя,   педагога по изобразительной деятельности, педагога-психолога.

 Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся.

Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

    Создание арт-композиций в различных видах детской деятельности

                                Арт-композиции в движениях

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение.

Творческие задания в музыкально-ритмических движениях развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют  моторное и эмоциональное самовыражение.

Пантомимы:

         «Зимняя картина»

Дети с помощью пантомимы изображают зимнюю картину по тексту, который произносит музыкальный руководитель.

«Зима. Наступило утро. Вот на короткое мгновение из-за низких серых туч показалось долгожданное солнышко. Но сразу же спряталось обратно за тучку. И снова выглянуло, и снова спряталось. Стало пасмурно. Пошел снег, подул холодный ветер. Он нес хрупкие серебристые снежинки то в одну сторону, то в другую сторону. Когда  снова показалось солнышко, снежинки заискрились, закружились в легком танце! Они поднимались ввысь и опускались на землю, затем снова поднимались высь и снова опускались, укрывая землю пушистым белоснежным ковром. Но вот день подходит к концу. Ветер затихает, солнышко посылает свой последний привет – слабые лучики. Снежинки тихо опускаются на землю и замирают».

 Данная игра может проводиться индивидуально, по подгруппам, а также со всей группой детей.

      «Берёзки»

Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам педагога:

Лето: «Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками».

Осень: «Облетают листья, чаще дует ветер сильный, порывистый, который качает деревья из стороны в сторону».

Зима: «Веточки дрожат от холода, снег пригибает их к земле».

Весна: «Снег тает, ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются нежные листочки.

«Берёзки» (2 вариант) Дети выбирают водящего. Педагог предлагает детям изобразить берёзку в разное время года, а водящий отгадывает время года, которое дети сговорились изобразить.

Этюды

     «Из семени в дерево»

Ведущий - «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!

     «Лес»

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.

Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жарко; ласковое солнце; ночь; град; заморозки».

             Релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов:

                                         «Солнышко»

Вытянуть руки вперед, поднять их над головой, стараясь достать потолка. Расслабить мышцы и вернуть руки в прежнее положение. Постарайтесь почувствовать напряжение, расслабление, чувство теплоты. Повторить.

     «Сосулька и капель»

Выпрямиться, ноги вместе, руки вдоль туловища, голова поднята вверх, все мышцы тела напряжены. Начинает «пригревать солнышко», и сосулька тает – постепенно расслаблять мышцы тела, опускаться на пол – сосулька превратилась в лужицу.

 Танцевальная терапия

        «Цвет, музыка, движение»

Кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.  

      «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие переходящие одно в другое движения.

       «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные нежные движения.

      «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, «слушание своего тела»

     «Огонь и лед»

По команде ведущего: “Огонь!” - стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде: “Лед!” - дети застывают в позе, которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя выполнение той и другой.

   «Сочини свой танец»

Взрослый встает в центр круга. В такт музыки он выполняет несколько танцевальных движений. Дети копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в круг, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

   «Зеркало»

Один из партнеров делает произвольные ритмичные движения, все остальные повторяют их.

   «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.

                   Арт-композиции в песенном творчестве

Перевоплощение в разные образы, например, дудочки, пчелы, жука, вороны, листьев, ветра, птицы, колокольчиков, часов, исполняя звукоподражания в разном метрическом и ритмическом соотношениях на слоги «ду», «ж-жу», «зум», «кар-р», «ш-ша», «с-сы», «фьють», «чи», «динь-дон», «так-так», отражающие эмоции взволнованности, сердитости, грусти, важности, нежности, радости и т. д.

Сюжет:

«Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну»

Музыкальный руководитель. Что же там она увидела? Среди пожелтевшей травы возле старого пня таскает в свою нору ежик сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель и тихонько напевает свою песенку: «Пф-фу, пф-фу, пф-фу».

Таким же образом Осень может увидеть ворону на ветке дерева, каркающую важно, спокойно, пастуха, играющего на дудочке (нежно, весело, важно, грустно, спокойно), поющих птиц (грустно, спокойно, радостно, нежно), жужжащую пчелу (взволнованно, радостно), которая собирает нектар с осенних цветов, нежный, сердитый, взволнованный ветер, играющий на поляне с листьями, дятла, стучащего по дереву (важно, грустно, радостно, спокойно) и т. д.

     Образ художника в рассказе можно интерпретировать согласно поре года, подобрав соответствующие природные явления. Зима: полет снежинок (грустный, спокойный, радостный, нежный и т. д.), мороз, разговаривающий с деревьями в лесу (весело, зло, важно), хруст снега под лапами зайца, медведя, лисы, птицы (нежный, важный, спокойный) и т. д. Весна: капель (нежная, грустная), пение птиц (нежное, радостное), шепот листьев (нежный, грустный, радостный) и т. д. Лето: разговор дождя, цветов, облаков (грустный, радостный, важный, спокойный) и т. д., квакающая лягушка (спокойно, важно, сердито, грустно), пляска порхающих бабочек (нежная, радостная), капельки росы, нежно убаюкивающие лепестки цветка и т. д.

«Картинная галерея»

Репродукции картин русских и советских художников:

(дети слушают фрагменты музыкальных произведений  известных композиторов – классиков, выбирают соответствующие картины, объясняют свой выбор (настроение у музыки веселое, радостное, светлое, игривое,

и краски на этих картинах яркие, сочные, солнечные, светлые, насыщенные, теплые.) или (Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее настроение музыки  соответствует  тусклым, серым, бледным, холодным краскам картины.)

                       Арт-композиции в изобразительной деятельности

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером и назначением.

    «Волшебная зимняя картинка»

На белой бумаге белым восковым мелком ребёнок рисует вьюгу и снежинки,

затем закрашивает  его красками. (дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками  проявляются картинки)

     «Зимний пейзаж»

На листе цветного картона клеем ПВА ребёнок рисует картину на зимнюю тему, затем сверху посыпает солью, ждет когда подсохнет, остатки соли стряхивает.

     «Сказочный лес»

Зимний пейзаж из объёмной снежной краски. Смешивают в равном объеме клей ПВА и пену для бритья, добавляют в краску блестки.

(предварительно простым карандашом обозначают контуры рисунка)

     «Зимняя аппликация»

Снег  из белой бумаги, которую ребёнок предварительно порвал на мелкие кусочки.(рвать бумагу руками очень полезно для развития мелкой моторики у детей)

Рисование  ДЕРЕВА  на заранее подготовленном цветном фоне, выполненном в ОСЕННИХ  тонах;

Рисование  ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ  ватной палочкой  или пальчиками.

    Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединение нетрадиционных материалов.  Скрепки, пуговицы, ленточки, веревки, крупы, цепочки, бисер, булавки),  а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого.

                                       

                             Заключение

В процессе работы над созданием арт-композиций  воспитанники познакомились с разными направлениями художественно эстетического творчества;  развивали  свои умения в таких областях искусства, как аппликация, флористика, изобразительное искусство, хореография;

овладели технологией работы с гуашью, акварелью, простым карандашом, мелками; сочинили стихи к своим работам и подобрали музыку к созданным картинам.

Таким образом, арт-композиционное творчество позволило объединить самые разнообразные способности и навыки  дошкольников, помогло им подняться на новый художественный уровень в понимании и практической работе.

Список  литературы и источников

  1. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисловие Б.М. Кедрова. – М., Искусство, 1985.
  2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., Просвещение, 2007.
  3. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М., Политиздат, 1989.
  4. 8.  Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика, 1997.- №5.- С. 52-55.
  5. Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Страна чудес. Музыка.

Издательство Москва 1998

  1. Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2006. №1 // http://www.art-education.ru/AE-magazine


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.

презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...

Создание электронной книги "Сеньор - Помидор" с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Я представляю алгоритм  работы по формированию у детей 6-7 лет с ЗПР навыков описательной речи в ходе составления электронных книг.1.Знакомим детей с ПК и элементарными операциями2.Создаём «...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»

В последние годы,  к сожалению, отмечается увеличение количества  детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...

Развлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста на улице в зимнее время года "В поисках волшебного сундучка"

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.Задачи:- Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям;- Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции;- Учить играть в команде, де...