Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
статья по музыке

Вессель Мария Александровна

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».  М. Монтень

 

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, и импровизированную театрализацию.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС  – главная цель музыкального руководителя. Осуществлению этой цели способствуют следующие задачи,  которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.

Но, необходимо находить новые методы и приемы, которые не противоречили бы ключевому принципу образовательного стандарта – это сохранить детство.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Чтобы заинтересовать современного ребенка действительно нужно идти в ногу со временем. Так, в своей работе я использую некоторые современный методики. А именно:

  1. Коммуникативные игры и танцы (Анны Иосифовны Бурениной)
  2. Элементарное музицирование (Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой)
  3. Ритмодекламация (Татьяна Михайловна Боровик)
  4. «Хор рук» (Татьяна Михайловна Боровик) методика называется «Система развития восприятия и интонирования», очень интересная и полезная методика
  5. Анимация

Подробнее о каждом виде деятельности:

  1. Первый вид деятельности – это Коммуникативные игры и танцы. 

Все мы знаем, что коммуникация – это общение. Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки. Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции

  1. Следующий прием элементарное музицирование:

Понятие элементарное музицирование должно понимать не только в смысле простого и доступного способа музицирования, но в основном как музицировние простейшими элементами, такими как: мотив, ритм, слово, движение. Это очень удобно и хорошо, т.к. инструменты всегда собой, они позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Шулю Берку и его соавтору Карлу Орфу. И как мы все знаем «Звучащие жесты» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д.

 

       3. Следующий вид это «Ритмодекламация»

- это синтез музыки и поэзии, в этой методике текст не поётся, а ритмично декламируется. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекломация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. Базой для ритмодекломации у нас служат потешкки, дразнилки, считалки т.е. детский фольклор. Также можно успешно использовать стихи Агне Барто, Самуила Маршака.

 

       4. Следующая форма деятельности принадлежит Татьяне Михайловне Боровик – «Хор рук».

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

 

      5.Следующая форма деятельности – это «Анимация».

Это уже точно ориентировано на современных детей. Движения в танце должны быть очень простыми, повторяющимися. Конечно же, их должны придумать дети.

Все эти вышеописанные приемы могут сочетаться, дополнять друг друга, можете использовать только один прием на занятии, если вы видите, что дети устали или им не интересно на занятии, можно их этим отвлечь.

Также, организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной.

 

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

Воспитанники должны познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx22.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».  М. Монтень

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, и импровизированную театрализацию.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС  – главная цель музыкального руководителя. Осуществлению этой цели способствуют следующие задачи,  которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.

Но, необходимо находить новые методы и приемы, которые не противоречили бы ключевому принципу образовательного стандарта – это сохранить детство.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Чтобы заинтересовать современного ребенка действительно нужно идти в ногу со временем. Так, в своей работе я использую некоторые современный методики. А именно:

  1. Коммуникативные игры и танцы (Анны Иосифовны Бурениной)
  2. Элементарное музицирование (Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой)
  3. Ритмодекламация (Татьяна Михайловна Боровик)
  4. «Хор рук» (Татьяна Михайловна Боровик) методика называется «Система развития восприятия и интонирования», очень интересная и полезная методика
  5. Анимация

Подробнее о каждом виде деятельности:

  1. Первый вид деятельности – это Коммуникативные игры и танцы. 

Все мы знаем, что коммуникация – это общение. Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки. Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции

  1. Следующий прием элементарное музицирование:

Понятие элементарное музицирование должно понимать не только в смысле простого и доступного способа музицирования, но в основном как музицировние простейшими элементами, такими как: мотив, ритм, слово, движение. Это очень удобно и хорошо, т.к. инструменты всегда собой, они позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Шулю Берку и его соавтору Карлу Орфу. И как мы все знаем «Звучащие жесты» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д.

       3. Следующий вид это «Ритмодекламация» 

- это синтез музыки и поэзии, в этой методике текст не поётся, а ритмично декламируется. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекломация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. Базой для ритмодекломации у нас служат потешкки, дразнилки, считалки т.е. детский фольклор. Также можно успешно использовать стихи Агне Барто, Самуила Маршака.

       4. Следующая форма деятельности принадлежит Татьяне Михайловне Боровик – «Хор рук». 

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

      5.Следующая форма деятельности – это «Анимация». 

Это уже точно ориентировано на современных детей. Движения в танце должны быть очень простыми, повторяющимися. Конечно же, их должны придумать дети.

Все эти вышеописанные приемы могут сочетаться, дополнять друг друга, можете использовать только один прием на занятии, если вы видите, что дети устали или им не интересно на занятии, можно их этим отвлечь.

Также, организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

Воспитанники должны познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ...

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...