Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по музыке (старшая группа)

Утегулова Айжан Миндекановна

Формирование коммуникативных навыков  и развитие чувства ритма у детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskie_uprazhneniya.docx46.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые упражнения  и игры  на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.

В основе системы работы по развитию ритмической способности лежат работы Ю.В.Полякевич, Г.Н.Осининой "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет", согласно которым усвоение детьми ритмической системы осуществляется в следующей последовательности:

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели.  Услыхали ложки - вытянули ножки. Услыхали калачи - Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки.

Застучали молотки, Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.

Дождь идет, дождь идет,
А когда же  он пройдет?
Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало - песенки начало.
Лампа и картина – песни половина.

Хлеб и огурец - песенки конец!

                 

Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик.

Пусто ласточек гнездо. До.   I   I    II     I (Далее везде так же)

Осенины на дворе. Ре.

Плачет ветер за дверьми. Ми.      

Дождика тиха строфа. Фа.      

У него своя есть роль. Соль.  

Затихает вся земля. Ля.                                          

Дождик скуку унеси! Си.                                          

Пусто ласточек гнездо.         До1 – до2  - до1 – до2.         I    I     I    I.

Текст читает педагог, дети играют на инструменте и поют ноты в указанном ритме.

 «Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети по очереди хлопают- «тактируют» имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

 

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом. Педагог играет на фортепиано, ребенок играет на металлофоне.          

Упражнение «Слушай сильную долю».  После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую - звучит погремушка.        

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики»  (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза.  Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант.  Музыкальный руководитель  проговаривает («тактирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок  и находят нужную карточку.                                            

2-й вариант.  Музыкальный руководитель  прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Игра-упражнение "Весёлые бубны"

Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.

 Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).

Содержание.

Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки (Фото 1).

Игра-упражнение "Озорные козлята"

Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.

Ритмическое упражнение "Листики и капельки"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки  (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).

Ритмическое упражнение "Скороговорка"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку.

Материал. Картинки с изображением скороговорки.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.

Ритмическое упражнение "Ёжик и барабан".

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова "Бум-бум-бум!" дети равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение "Спелые фрукты".

"Груши падают на траву" - БАМ-БАМ-БАМ (громко).  

"Сливы падают на траву" - Бам-Бам-Бам (тихо).

"Вишни падают на траву" - бам-бам-бам (шёпотом).

Ритмическое упражнение "Осень".

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.

                                       Осень

Дождь, дождь                                              Вся земля,

Целый день                                                  Вся земля

Барабанит в стёкла.                                      От воды промокла…

Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля - раз! Капля - два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Ритмическое упражнение "Скворушки".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.

Сквору-сквору-скворушки,

Распушили пёрушки,

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

Ритмическое упражнение "На птичьем дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утёнок.

 У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Ритмическое упражнение "Повтори, как я".

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "2-2-3" (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег".

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Ритмическая игра "Дятел".

Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

    Долбит дятел в лесу сук,

        Раздаётся: тук-тук-тук!

Речевая игра "Ворона".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Материал: Карандаши по количеству детей.

Содержание.

 Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют  карандашом по полу (на каждую строчку - четыре удара).

               - Ты, ворона, где была?

              Что, ворона, принесла?

              -  Я летала на базар,

              Принесла вам «кар-кар».

Ритмическое упражнение "На дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Ритмическое упражнение "Олень".

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.

Содержание.

Трав копытами касаясь,

Ходит по тундре рогатый красавец.

Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:

По снегу шёл олень,

И гулял он целый день.

Ритмическое упражнение "Зайчик и барабан".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Содержание.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Ритмическое упражнение.

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение (Фото 2).

Ритмическое упражнение "Стоп, машина".

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»

Ритмическая игра "Азбука морзе".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

ООооОО   ОоооОО   оооОО   ОооОоо

Ритмическое упражнение "Мы тесто месили".

Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями  передавать текст.

Содержание.

Дети запускают руки в "сухой бассейн" и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Ритмическая игра "Капельки".        -

Цель: Упражнять детей ритмичными движениями  передавать текст.

Содержание.

Кап! Кап! Я - капель,

У меня в апреле

(стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям),

Детям на игрушки,        • г

Кап - кап - кап!

Воробью

(легко прикасается пальчиками к голове)

 Прямо на макушку.

Упражнение "Волшебная капель".

Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.

Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.

Содержание.

Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.

Ритмическое упражнение "Перелётные птицы".

Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Содержание.

Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Ритмичное упражнение "Мебель".

Цель: Развивать чувство ритма, умение согласовывать движения и текст.

Материал: мяч.

Содержание.

На каждое слово считалки - один удар мяча об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Ритмическое упражнение "Сладкоежка".

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети вслед за педагогом дети повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд.

С кремом - два,

С джемом - три,

Ты считалку повтори.

Ритмическое упражнение "Ну-ка, повтори!".

Цель: Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения.

Содержание.

Все играющие хором повторяют:

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст ("Тра-та, та-та-та, тра-та...") и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее "тра-та".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности

Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста...