Конспект НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе "Сказочные приключения девочек и мальчиков."
методическая разработка по окружающему миру по теме

Папшева Ирина Евгеньевна

 


                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект  интегрированной НОД в подготовительной группе

 по гендерному воспитанию

               «сказочные приключения девочек и мальчиков»

Цель: Создание эмоционально приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.

Интеграция областей:.

О.О. «Социализация»: Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек. Воспитывать эмоционально отзывчивых людей, бережное отношение друг к другу. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера  и поступках мальчиков и девочек.

О.О. «Познание»: Способствовать развитию мышления при отгадывании загадок, при выполнении графического диктанта, изображая разные фигуры. Формировать знания о женских и мужских русских народных костюмов, об особенностях их изготовления.

О.О.»Коммуникация»: Создавать условия для развития навыков коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе). Формировать диалогическую речь детей( добиваться полных ответов на вопросы),  совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь по теме.

О.О.»Чтение художественной литературы»: Вызывать интерес к восприятию художественного слова, развивать речевой  слух и внимание.

                   Ход образовательной деятельности.

Приветствие:   День наступает, природа оживает.

                             Солнышко встаёт, нам тепло даёт.

                             Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

                  Девочки у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок?  (да )  Тогда в путь.

                    Много сказок есть на свете. Сказки очень любят дети,

                    Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

                    Перед нами - в сказку дверь.  Открывай её скорей!

Воспитатель:  Посмотрите,  на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать? Давайте посчитаем в обратном порядке с 20 до 1. Ну вот и открылась дверь!

Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем. В мир волшебный попадаем.

    - Ой, ребята, посмотрите - царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку? Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять сказочный вид.

3.Сундук с русскими народными костюмами для девочек и мальчиков (сарафан, косоворотка), рассматривание костюмов и беседа.

Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим ,что в нём? Костюмы какие-то.( эти костюмы носили на Руси)

 -Давайте вспомним, что же носили раньше на Руси.

             (на Руси носили сарафаны – женщины, а косоворотки - мужчины)

-Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так интересно называлась – косоворотка?   (косоворотка – это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки).

-А чем подпоясывали косоворотку?   (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны).

-А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были сарафаны у девушек?(красного (обозначающего тепло, праздник, радостное настроение), жёлтого ( олицетворял солнце , богатство), голубого( символ неба, молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов)

-Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому что, она вышита крестиком)

-А для чего вышивка и узор на рубахах? (для красоты, оберега и защита от злых сил)

-И мы с вами станем девочками и мальчиками того времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то( дети  выбирают  и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса). 

        4. Упражнения «Чем мы похожи», «Чем  мы отличаемся» (девочки стоят против мальчиков)

        5.Упражнение «Имена мальчиков и девочек» -рассматривание кукол (передавая куклу, дети называют имя)

Воспитатель:  Ну, что отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка?

6.Игра «Волшебный цветок »  

 Детям предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные  качества мальчиков – сильный , смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.

 

Воспитатель:  

Отправляемся дальше  в дорогу

На  нашем пути вырос волшебный лес

Верхушки сосен до небес.

В этом лесу живет лесовик

Вообще-то он добрый старик

Но тех, кто задание его не выполняет

Он в пеньки превращает.  (присели около ёлочки)

 

-Здравствуй лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо выполнить его задания, тогда он нас пропустит.

 

7.Игра  «Дополни имя»
-У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь. 
Для девочек: Елена... (Прекрасная)
                        Сестрица...(Аленущка)
                        Василиса... (Премудрая)
                        Крошечка …(Хаврошечка)
                        Марья...(Искусница) 
Для мальчиков: Кощей... (Бессмертный)
                               Мальчик... (с пальчик)
                               Братец... (Иванушка)
                               Иван... (Царевич)
                               Змей... (Горыныч)

Дети выходят из леса на лужок.

8.Игра «Лужа».  Дети ведут хоровод.

Ай, гугу, гугу, гугу, не кружися на лугу.

Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже:

На лугу-то лужица, голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда!

Делают несколько прыжков от центра:

Прыг-скок, Прыг-скок!

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

Дети приседают, «попадают в лужу».

Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.

Дети продолжают путь. На тропинке  лежит мешок .

Игра «Сказочные вещи»

Игла – кто пользуется ею, почему? В  какой сказке встречается игла? (Кощей Бесмертный, Царевна-лягушка)

Зеркальце – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне)

Кольцо – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка)

Меч и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается меч? ( Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)

Лук  и стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы? (Царевна – лягушка, Федот стрелец)

Фонендоскоп - Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит)

 Дети выходят к замку Змея Горыныча.

Воспитатель:

-Вот и замок Змея Горыныча.

И он для нас приготовил три задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он отпустит  Марьюшку.

Первое задании: ЗАГАДКИ.

                      У неё косички, длинные реснички,

                      Юбочка с воланами, платьице с карманами.

                      Кто же это: белочка, мальчик или девочка?  (девочка)

- А почему вы так решили? (ответы детей)

-Молодцы! Правильно!

 

У кого на курточке пять карманов или шесть.

Носовой платок – не знаю, а рогатка точно есть.

Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,

Кто же это: робот, мальчик или девочка? (мальчик)

- А почему вы так решили? (ответы детей)

-Молодцы! Правильно! 

 

Второе задание: Игра «Сказочная путаница». (Красная шапочка,  По щучьему веленью)

-Вы должны внимательно прослушать текст  и найти , что напутал художник. И назвать сказку и сказочного героя.

Что за девочка такая? Видишь – ну и ну!

Мама дочку отпускает в тёмный лес одну.

И девчонка по тропинке к бабушке идёт,

Что-то вкусное в корзинке бабушке несёт.

Что за сказка, отгадали? Эту девочку узнали?

Только есть изъян в картинке:

Нет у девочки корзинки,

Что ещё, скажи, пропало?

Что не так в рисунке стало?

Что тут лишнее, ответь, отыщи, найди, отметь!

(стрела, дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик).

Вот ведь, глянь-ка, незадача, страшно стало даже:

Бедный юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.

А ему бы на печи плюшки есть да калачи,

Отдыхать и наслаждаться, не страдать, не напрягаться!

Но тебе, наверно, ясно –

Из своей он выпал сказки,

Не поможет к сожаленью, парню щучье повеленье.

Всё здесь наперекосяк ,  не понятно, что и как.

(лес и волк, фонендоскоп, Иван-царевич)

 

Третье задание:  Игра «Доскажи словечко»

-Змей Горыныч хочет проверить, знают ли дети  вежливые слова? Вам надо вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки.

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему …  (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы …  (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы  …  (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

 

-А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие «настоящие мужчины и настоящие женщины».

-Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.)

-Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданиями Змея Горыныча.

И вернул он Марьюшку царю. А в этом помогли вы ребята.

-Ребята, трудно ли вам было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки?

-А самое главное мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу.

- Большое вам спасибо!

Вспомним слова песни о дружбе. Дружба крепкая не сломается,

                                 Не расклеится от дождей и вьюг.

                                 Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

                                 Вот, что значит настоящий, верный друг.

 

-Ребята, нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по гендерному воспитанию "социализация" с детьми ОНР старшей группы "мальчики и девочки"

Конспект НОД по гендерному воспитанию "социализация" с детьми ОНР старшей группы "мальчики и девочки"...

Конспект занятия по гендерному воспитанию в подготовительной к школе группе «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Обучение осознанному восприятию половой принадлежности и адекватной полу модели поведения....

НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

НОД направлена на воспитание культуры дружеских отношений  в детском коллективе, толерантное  отношение к увлечениям и пониманию равных прав на выбор мальчиков и девочек....

КОНСПЕКТ занятия по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Семицветик» вместе дружно жить!»

Формировать представление о своем я, позитивное к нему отношение. Расширять и закреплять представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек.Р...

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Хорошо, когда мы вместе, девочки и мальчики»

Конкретизировать первоначальные представления о себе.Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола.Развивать навыки ко...

Конспект занятия по гендерному воспитанию (ОО «Социально-коммуникативное развитие») «Девочки и мальчики».

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в ...