Конспект НОД "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гурова Елена Дмитриевна

Материал содержит опыты и эксперименты по ознакомлению детей со свойствами воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «От рождения до школы»                                                                                                под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Возрастная группа: группа подготовительного к школе  возраста

Тема  непосредственно образовательной деятельности:  «Воздух»

Образовательная область:  «Познавательное развитие».

Цель:  Обобщить знания детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- вызвать у детей желание познакомиться со свойствами воздуха в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

- помочь понять такое свойство воздуха, как упругость, посредством изготовления и запуска парашюта.

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности, мышления, речи детей;

-  создать условия для развития самостоятельной деятельности  посредством детского экспериментирования.

Воспитательные:  

- помочь детям ощутить радость от результатов своей деятельности;

- воспитывать  стремление к новым открытиям.

Виды  деятельности:  познавательно-исследовательская,  коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание и решение проблемной ситуации, опытно-экспериментальная деятельность,  наблюдение, продуктивная деятельность.

Оборудование:  

Демонстрационный материал:

        - игрушка «Клепа»;

        - журнал «Хочу все знать»;

        - презентация по теме «Воздух»;

        - емкость с водой;

        - стакан;

        - воздушный шарик;

        - карточки-модели;

- емкость с апельсином.

Раздаточный материал:

        - емкость для воды;

        - стаканчик;

        - карточки-модели;

        - трубочки;

        - лист бумаги (21см х 21см), нитки, пластилин;

        - салфетки

Предварительная работа:

  1. Наблюдения на прогулке.
  2. Эксперименты с водой.
  3. Знакомство с моделями и схемами.
  4. Изготовление парашюта.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная (мотивационная) часть

В. – Ребята, где мы с вами находимся? Чем занимаются в лаборатории? Кто работает в лаборатории? (Ответы детей) Ребята, все результаты опытов записываются и зарисовываются в специальном журнале. У нас в лаборатории тоже есть такой журнал. Свойства какого природного объекта здесь отражены? (Ответы детей) Правильно, это свойства воды. А о чем говорится на следующей странице, догадайтесь из моей загадки:

        Через нос проходит в грудь

        И обратный держит путь,

        Он невидимый, и все же

        Без него мы жить не можем.

Правильно, ребята, это воздух. Ой, а где же страницы из книги?

                        (Летит бумажный самолетик)

А кто это здесь балуется?

К. – А это я, Клёпа. Мне захотелось сделать самолетик, поэтому я вырвал страницы. А что, так делать нельзя?

В. – Ребята, как вы думаете, можно так делать? Почему? (Ответы детей)

К. -  Извините меня, пожалуйста, у меня осталась еще одна страница, я вам сейчас ее принесу.

В. - Нам теперь придется восстанавливать вырванные страницы. Ребята, вы согласны провести опыты? Тогда занимайте места в лаборатории. Помните, что работать нужно аккуратно, внимательно слушать инструкции и четко их выполнять. Сядьте правильно, как в настоящей лаборатории.

Основная часть

В. – Ребята, посмотрите, что находится у вас в стаканчике? Переложите его в чашку. Что теперь находится в стакане? (Ответы детей) Давайте проверим. Сделайте из бумаги комок и положите его в стакан. Как вы думаете, если мы опустим стакан в воду, бумага намокнет? (Ответы детей) Давайте проверим. Как вы думаете, почему бумага не намокла? ( В стакане был воздух, и он не дал бумаге намокнуть) А теперь посмотрите, я опускаю стакан в воду и наклоняю его. Что вы видите? Как вы думаете, а теперь бумага намокла? Правильно воздух вышел из стакана, и вода намочила бумагу. Ребята, а мы видели воздух в стакане? Что мы можем сказать об этом свойстве воздуха?

Вывод: воздух невидим.

В. – Мы определили, что в стакане есть воздух. Возьмите ложки и попробуйте его на вкус. Какой вкус у воздуха?

Вывод: воздух вкуса не имеет.

В. – Скажите, если я сейчас побрызгаю духами, что вы почувствуете? А теперь глубоко вдохните и скажите, чем пахнет воздух?

Вывод: воздух не имеет запаха.

В. – Ребята, а как вы думаете, воздух перемещается? Где мы это можем наблюдать? (Ответы детей) Возьмите бабочку и подуйте на нее. А у нас в лаборатории воздух перемещается? (Ответы детей) Давайте проверим. Закройте глаза. Что вы чувствуете? Правильно, у меня в банке лежит апельсин. Пока банка была закрыта, вы ничего не чувствовали, а когда я банку открыла, движение воздуха распространило запах апельсина.

Вывод: воздух перемещается.

В.- А теперь давайте сделаем небольшой перерыв.    

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо

 И качает деревцо.

 Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Идем по мягкой травушке

Весеннею порой.

Щебечут птички  звонкие,

Порхают мотыльки,

Желтеют одуванчики,

Синеют васильки.

В. –А теперь возьмите трубочки и подуйте в воду. Что вы видите? А кто знает, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? (Ответы детей) А давайте проведем еще один опыт. Возьмите шарик. Что находится внутри шарика? Как вы думаете, если мы опустим шарик в воду, он утонет? (Ответы детей) Давайте проверим (убедимся). Почему шарик не утонул?

Вывод: воздух легче воды.

                                                  Появляется Клёпа

К. – Ребята, я принес вам лист из журнала, только я не пойму, что на нем нарисовано.

В. – Ребята, что это? Посмотрите, какой формы изображены парашюты ? А мы с вами учились делать парашюты какой формы? Вы хотите сделать парашюты? Давайте с вами вспомним последовательность работы по схеме на слайде.

                                  Дети делают парашюты.

В. – Ребята, с помощью парашюта я хочу вас познакомить еще с одним свойством воздуха - упругостью. Давайте посмотрим, как летают парашюты. (Показ видео). Воздух, как пружина давит снизу на купол парашюта и замедляет его падение. А теперь предлагаю запустить ваши парашюты. Мы разделимся на две группы: одна группа будет запускать парашюты, а другая – наблюдать. Я вместе с вами буду сбрасывать груз, но только без парашюта. А вы скажете, чей груз упал быстрее.

Вывод: груз на парашюте опускается медленнее, потому что воздух обладает упругостью и замедляет падение парашюта.

Итог

В. – Вот мы и восстановили страницы в нашем журнале. Давайте расскажем, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали. (Ответы детей)

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать. 
Чтоб его увидеть глазом,
В трубочки подули разом. 
Потом на радость детворы 
Запускали парашюты мы.
Всю эту, так сказать, работу
Назвали умным словом «опыт».

Ребята, а со свойствами еще каких природных объектов вы хотите познакомиться?

В. – Если вам понравилось работать в лаборатории и у вас все получилось, прикрепите к воздушному шарику желтые картинки. А если что-то вызвало у вас затруднение – красные. Давайте подарим наш шарик Клёпе.

К. – Спасибо, ребята, мне у вас очень понравилось. Я теперь попробую тоже смастерить и запустить парашют. А вы пригласите меня в вашу лабораторию для других опытов? До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....