Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_rodina.doc137 КБ
Файл moya_rodina.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотизм, как цель и результат патриотического воспитания молодёжи, – это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству»

 Владимир Даль

I. Вводная часть:

Проблема: важно, как можно раньше привить у детей любовь к Родине, показать её значимость в жизни каждого человека, а также, какую лепту должен внести гражданин, чтобы сделать свою Родину краше, богаче и величественнее. Но как сложно выполнить эту задачу с маленькими детьми, многое им непонятно, трудно для восприятия. Особенно если родители мало уделяют внимания этой стороне воспитания своего ребёнка. Да и тема ознакомления с малой родиной тоже не решена в полной мере. А ведь именно дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Актуальность: Родина – это святое понятие, которое должно быть развито у каждого из нас.  Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач нашего времениВ Требованиях ФГОС ДО говорится о необходимости формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о своей родине, как основе патриотизма.

Дошкольное детство – важный этап становления личности человека, как будущего гражданина своей Родины. Положить начало этому процессу целесообразно с воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения, любви и уважения к родине. Надо развивать умение видеть   красоту своей Родины, пополнять знания детей о ней, а также воспитывать гордость и уважение к её историческому, героическому и культурному наследию. Необходимо формировать любознательность и желание совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Наша большая Родина – Россия – велика и могуча, наша малая Родина -  город Наро – Фоминск уникален, им есть о чём рассказать и чем научить гордиться.

Гипотеза:  Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своей Родиной, своим народом благодаря комплексному изучению темы «Родина».

Новизна проекта: Создан, апробирован и адаптирован план  мероприятий по формированию любви к своей Родине у дошкольников с 5 – 7 лет, который поможет педагогам в своей целенаправленной деятельности с дошкольниками по краеведению.

Цель проекта: Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.

Задачи проекта: 

Образовательные:

  • Помочь уяснить понятия «большая родина», «малая родина»;
  • Дать первоначальные знания детям о России;
  • Закрепить знания о малой родине г. Наро - Фоминске;
  • Обогащать знания детей постепенно при переходе от одного возрастного периода к другому;
  • Познакомить с прославившими Родину людьми;
  • Знакомить с героическим прошлым Родины;
  • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.

Развивающие:

  • Формировать интерес к своей Родине (большой и малой);        
  • Формировать потребность в самостоятельном изучении;
  • Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования своей Родины;
  • Развивать коммуникативные умения;
  • Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свою Родину;
  • Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности;
  • Развивать воображение, фантазию, мышление;
  • Активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь, гордость к своей Родине.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.

Предмет исследования: Россия и г. Наро - Фоминск.

Адресация проекта: педагогам, детям, родителям.

Проблема исследования: необходимо разработать  и провести мероприятия по формированию любви к своей Родине. Дети, у которых не заложены основы патриотического сознания в дошкольном периоде могут иметь в дальнейшем проблемы в социализации и в формировании личности.

Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв 12 «Радуга».

Автор проекта: воспитатель Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Участники проекта: дети – 27 чел., воспитатели – 2 чел.

Возраст воспитанников: 5 – 7 лет.

Направленность развития деятельности: комплексная.

Продолжительность: 2 года (ноябрь 2018 г. – май 2020 г.).

Ожидаемый результат:

  • В результате мероприятий, разработанных с учётом возрастных особенностей, у детей сформируются знания о своей Родине (большой и малой), чувство гордости и любви за неё. Появится желание беречь свою Родину и прославлять своими пока маленькими достижениями. 
  • Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по краеведению.

Конечный результат:

1 год – ООД «Россия – Родина моя»

2 год – ООД «Я –гражданин России»

Ресурсное обеспечение: мини – музей г. Наро – Фоминска в группе; электронные презентации и видеофильмы; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.

 Принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности изучаемого материала;
  2. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
  3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
  4. Принцип интегративности.

Методы проекта: 

- тематические НОД, ООД, бесед по ознакомлению с Родиной;

- игры (дид/и, по / и);

- чтение художественной литературы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- викторина, открытая ООД.

Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о своей Родине у детей 5 – 7 лет.

Цель: определить уровень знаний своей родине:

5 года – знать свjю «малую» родину: название города, своей улицы и  2 – 3 улиц, основные достопримечательности. А также иметь элементарные представление о России, её гавном городе.

7 лет – различать понятия «большая» и «малая» родина, их название;  хорошо знать домашний адрес. Знать символику своего города и России. Знать название нескольких городов России, разбирвться в народном творчестве народов России и знать имена некоторых людей, прославивших родину.

Материал: фотографии, презентации, видеофильмы.

Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на представленный ресурс, назвать что изображено.

Оценка результатов:

Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет несколько улиц, в 7 лет -  площади. Понимает отличие понятия «большая» родина от «малой». Знает символику. Называет города России, две народные росписи.

Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. Путается в символике, как своего города, так и России. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Результаты диагностики:

Сентябрь 2018 г. (5 – 6 лет):

Высокий – 15%

Средний – 12%

Низкий –   75%

Май 2019 г.:

Высокий – 60%

Средний – 19%

Низкий -    21%

Сентябрь 2019 г. (6 – 7 лет):

Высокий – 25%

Средний – 30%

Низкий – 45%

Май 2020 г.:

Высокий – 75%

Средний – 10%

Низкий –   15%

II. Этапы проекта:

  1. Целеполагание:
  1. Определение темы, проблемы, актуальности.
  2. Постановка цели, определение задач.
  3. Анализ информации о России и г. Наро-Фоминске в группе.
  4. Выявление уровня знания детей.
  1. Планирование:
  1. Создание творческой группы и составление плана работы.
  2. Разработка проекта «Моя Родина».
  3. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  5.  Составление перспективного плана мероприятий. Разработка НОД, ООД, бесед.
  6. Заинтересовать детей темой проекта, привлечь к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
  7. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
  1. Основной:
  1. Проведение НОД, ООД, бесед.
  2. Рассматривание фото и иллюстраций.
  3.  Организация продуктивных видов деятельности.
  4. Организация игр.
  5. Экскурсия в историко – краеведческий музей города.
  6. Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Создание презентации.

IV. Заключительный:

  1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  2. Отчёт о проделанной работе, презентация проекта.

План мероприятий:

год

Тема

Содержание

Цель

5 – 6 лет, 2018 – 2019 гг.

1

1

«Страна, в которой мы живём»

ООД, просмотр презентации.

Дид/и «Узнай страну по карте».

Рисование «Храмы России».

Под /и «Раз, два, три – к берёзке беги»

Продолжать знакомить с обобщающим понятием «родина», дать понятие «большая» и «малая» родина

2

«Природа нашей Родины»

ООД, беседы, просмотр презентаций.

Рисование  природы красками и пластилином.

Знакомить с климатическими природными зонами России, растительным и животным миром.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края

3

«Города и сёла»

ООД, беседа, просмотр презентации.

Дид/и «Отгадай, это город или село». Целевая экскурсия к школе.

Рисование «Деревенские дома».

Пластилинография «Дома»

Знакомство с городом и селом, нахождение сходства и различия.

4

«Москва – столица России»

ООД, беседа, просмотр презентации. Знакомство с расположением г.Москва на карте России.

Пластилинография «Звёзды Москвы»

Аппликация «Спасская башня»

Обогащение знаний детей о г. Москва

5

«Знакомимся с культурой, традициями  и праздниками русского народа»

Беседа, просмотр презентаций.

Рисование и пластилинография на тему «Пасха»

Познакомить детей с культурой, традициями и праздниками русского народа, дошедшими до наших дней.

6

«Знакомство с народным творчеством России»

Беседа, просмотр иллюстраций и фотографий. Просмотр презентаций. Пластилинография «Дымковская барыня (коллективная)». Рисование «Изделия Городца», «Золотая Хохлома», «Гжель».

Познакомить с  мастерами – умельцами России и их ремеслом

7

«Мы помним и гордимся»

НОД, беседа.

Чтение Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов с возложением цветов

Знакомство с боевым прошлым Родины и людьми, прославившими её своими подвигами

8

«Они прославили Россию»

ООД, беседа, просмотр презентации.

Сообщение знаний о людях, прославивших Россию своими достижениями

9

«Как хорошо ты знаешь свой город»

Викторина, беседа.

Целевая прогулка по улицам М.Жукова, Комсомольской, Луговой. Чтение стихотворений о городе. Слушание гимна Наро – Фоминска.

Создание фотоальбома «Я люблю свой город»

Закрепление знаний о своей малой родине

10

«Россия – Родина моя»

ООД, просмотр презентации.

 Пластилинография «Флаг России».

Рисование «Флаг России».

Слушание «Гимн России».

Закрепление знаний детей

6 – 7 лет, 2019 – 2020 гг.

2

1

«История России»

ООД, беседа, просмотр презентации.

Рисование «Богатыри».

Под/и «Состязание богатырей» (перетягивание каната, скачки на конях).

Разучивание физминутки «Богатыри»

Заучивание П.Воронько «Лучше нет родного края»

Обобщение и расширение знаний детей о своей «большой» Родине

2

«Природа России»

ООД, беседы, просмотр презентации.

Рисование, аппликация по теме.

Чтение стихотворений

А. Пушкина, А.Фета, Ф.Тютчева, С. Есенина о природе.

Продолжать знакомить с климатическими зонами России, растительным и животным миром.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края

3

«Государственная символика России»

ООД, беседа, просмотр презентации.

Дид/и «Найди флаг России»,  «Найди среди гербов разных стран герб России».

Слушание «Гимн России».

Знакомство с символикой России

4

«Главные города России»

ООД, беседа, просмотр презентаций.

Рисование «Спасская башня»

Конструирование из Лего «Спасская башня».

Расширить знания детей о г. Москва и познакомить с г. Санкт - Петербург

5

«Жизнь и быт крестьян»

ООД, беседа, просмотр презентаций.

Рисование «Русская изба».

Познакомить  с ремеслом кузнеца

Расширить знания детей о сельских жителях России, о их быте, труде, культуре

6

«Достопримечательности г. Наро – Фоминска»

НОД, беседа, просмотр презентации.

Целевая прогулка к ближайшим достопримечательностям.

Дид/ и «Найди герб и флаг г. Наро – Фоминска».

Создание фотоальбома «Любимый город»

Познакомить с основными достопримечательностями г. Наро – Фоминска и их историей возникновения

7

«Знаменитые люди России»

ООД, беседа, просмотр презентации.

Рисование по сказкам А. Пушкина.

Интерактивная игра «Путешествие в мир сказок»

Конструирование грузовика из бросового материала

Продолжать знакомить с людьми, прославившими Россию своими делами и достижениями

8

«Знакомимся с культурой, традициями и праздниками русского народа»

Беседа, просмотр презентаций.

Экскурсия в городской историко – краеведческий музей.

Рисование и пластилинография на тему «Пасха»

Продолжать знакомить детей с культурой, традициями и праздниками русского народа, дошедшими до наших дней.

9

«Знакомство с народным

 творчеством России»

Беседа, просмотр видео и мастер – класса, презентации.

Рисование «Роспись филимоновской игрушки, матрёшки».

Посещение музея матрёшки семьёй воспитанницы

Познакомить с богородской, филимоновской игрушкой, с русской матрёшкой.

Познакомить  с работой кузнеца

10

«Мы помним и гордимся. Улицы г. Наро – Фоминска, названные именами героев ВОВ»

Беседа, просмотр презентации.

Экскурсия в историко – краеведческий музей города.

Интерактивная игра «Я знаю форму военного».

Создание «Альбома памяти»

Закрепить знания детей о героическом прошлом г. Наро - Фоминска

11

«Мы помним и гордимся. Города – герои России»

Беседа, просмотр презентации, чтение стихов и рассказов.

Пластилинография «Салют над Спасской башней Кремля в День Победы» (коллективная).

Чтение З. Александрова «Дозор».

Работа с раскрасками «Защитники Отечества»

Познакомить детей с городами – героями и их ратными подвигами

12

 «Наро – Фоминск – город воинской славы»

Викторина. Чтение стихотворений и исполнение песен о войне.

Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра».

Дид/и «Кто защищает нашу Родину?».

Закрепить знания детей о своей малой Родине, её героическом подвиге в годы ВОВ

13

«Я – гражданин России»

ООД, итоговая беседа.

Дид/и «Россия – она какая?»

Закрепить знания детей о своей Родине, дать понятие «гражданин», познакомить с правами и обязанностями детей и основными документами, закрепляющими их.

III. Заключение 

В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала воспитанию у дошкольников любви, уважения и гордости к своей Родине (большой и малой). В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры.  Обогатились знания о малой Родине – г. Наро – Фоминске. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о своей Родине и сформировать основы патриотического сознания. У воспитанников появилось желание самостоятельно проводить исследования, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали план – программу мероприятий для изучения дошкольниками своей Родины.

Дети приобрели:

  1. Знания о своей Родине, её историческом и героическом прошлом, познакомились с  символикой.
  2. Желание узнавать о всё новые и новые факты.
  3. Желание радовать свою Родину своими малыми делами и достижениями

Дети научились:

  1. Беречь свою Родину.
  2. Делиться полученными впечатлениями.
  3. Отражать свои чувства к Родине в продуктивных видах деятельности и играх.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;
  2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
  3. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010. – 80 с;

  1. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с.;
  2. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с.;
  3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.;
  4.  Подрезова Т. И.  Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008, 128 стр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект информационно - исследовательский, нравственно – патриотический с детьми 5 – 7 лет «Моя Родина» Подготовили Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Слайд 2

Проблема: Формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма – это сложный и многогранный процесс Актуальность: Требования ФГОС ДО: необходимость формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о своей родине, как основе патриотизма Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для становления личности будущего патриота своей Родины

Слайд 3

Гипотеза: Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своей Родиной, своим народом благодаря комплексному изучению темы «Родина» Цель: Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине. Задачи: Помочь уяснить понятия «большая родина», «малая родина»; Дать первоначальные знания детям о России; Формировать интерес к своей Родине (большой и малой); Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования своей Родины; Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности; Активизировать и расширять словарный запас детей. Воспитывать любовь, гордость к своей Родине.

Слайд 4

1 год – Тема: «Страна, в которой мы живём»

Слайд 5

1 год – Тема: «Природа нашей Родины»

Слайд 6

1 год – Тема: «Города и сёла»

Слайд 7

1 год – Тема: «Москва – столица России»

Слайд 8

1 год – Тема: « Знакомимчся с культурой, традициями и праздниками русского народа»

Слайд 9

1 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»

Слайд 10

1 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»

Слайд 11

1 год – Тема: «Мы помним и гордимся»

Слайд 12

1 год – Тема: «Они прославили Россию»

Слайд 13

1 год: Викторина «Как хорошо ты знаешь свой город»

Слайд 14

1 год: ООД «Россия – Родина моя»

Слайд 15

2 год – Тема: «История России»

Слайд 16

2 год – Тема: «Природа России»

Слайд 17

2 год – Тема: «Государственная символика»

Слайд 18

2 год – Тема: «Главные города России» Москва Санкт - Петербург

Слайд 19

2 год – Тема: «Жизнь и быт крестьян»

Слайд 20

2 год – Тема: «Достопримечательности г. Наро - Фоминска»

Слайд 21

2 год – Тема: «Знаменитые люди России»

Слайд 22

2 год – Тема: «Знакомимся с культурой, традициями и праздниками русского народа»

Слайд 23

2 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»

Слайд 24

2 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»

Слайд 25

2 год – Тема: «Мы помним и гордимся. Улицы г. Наро – Фоминска, названные именами героев ВОВ» «Альбом памяти»

Слайд 26

2 год – Тема: «Мы помним и гордимся. Города – герои России»

Слайд 27

2 год: Викторина «г. Наро – Фоминск – город воинской славы»

Слайд 28

2 год: ООД «Я – гражданин России»

Слайд 29

Список использованной литературы Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду /М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс , 2003. - 200 с.; Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис- Дидактика, 2008.- 128 с.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим! И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из  приоритетных в системе дошкольного воспи...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю свое...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»

Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...

Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём

Цель технологии:Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста . Тема: "Бессмертный полк. Этот день Победы!"

Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.Уточнить и ...