Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)

Глушак Елена Вячеславовна

Основные цели и задачи:

 

1.     Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.

2.     Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать уже имеющийся опыт экспериментальной деятельности  выдвигать и обосновывать гипотезы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment._d._muzyka.doc91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

 Утверждаю:

Заведующий МДОУ "Детский сад №8"

                                                                                  __________ И.В.Моисеева

                                                                                 

                                                                         

                                 

Программа проведения

Опытно-экспериментальной деятельности                                                                                    по разделу « Музыкальное воспитание» в  старшей группе                                                                                                                       МДОУ «Детский сад №8»

на 2013-2014 учебный год

                               

                                   

                                                             Музыкальный руководитель: Глушак Е.В.

г. Маркс, 2014г.

Основные цели и задачи:

  1. Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.
  2. Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать уже имеющийся опыт экспериментальной деятельности  выдвигать и обосновывать гипотезы.
  3. Учить проводить опытно-экспериментальную деятельность с ведением дневника  и использованием  схематических записей работы.

Слушание музыки

  • Способствовать углублению целостного музыкально-эстетического восприятия произведений, передающих развитие одного или взаимодействие двух контрастных образов; учить отличать выразительность музыки: различать сменяющие друг друга  характеры; сравнивать чувства, эмоции, переданные в музыке, сопоставлять контрастные музыкальные образы.

  • Продолжать развивать дифференцированное музыкальное восприятие:

-понимание формы произведения  (двухчастного);

-умение различать изменение промежуточных, довольно контрастных средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, сравнивать их (ладовую окрашенность, ритмические и динамические особенности.

Темп, тембровую окраску, а также распознавать средства внемузыкальной выразительности (манера исполнения музыки, внешний вид исполнителя, его движения и поза).

  • Активизировать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков:

-звуковысотных    последовательно взятые звуки интервалов кварты, терции, секунды, примы);

-ритмических  (ритмы суммирования, дробление, пунктирный);

-тембровых (тембры духовых медных, струнных щипковых, ударных звенящих инструментов);

-динамических (f, mf, p, pp);

-темповых (быстрый, умеренно быстрый, медленный).

  •    После прослушивания музыки приглашать к совместному художественному моделированию содержания произведения.

Певческая деятельность

  • Посредством певческой деятельности обогащать музыкально-эстетическое сознание, выражающееся:   в развитии основ музыкального мышления – умения различать, сравнивать яркие образы народных и классических песен, находить в них общее и различное;

-в работе творческого воображения при восприятии песен, связанных  с внемузыкальными жизненными впечатлениями;

-способствовать дифференцированному музыкальному восприятию:

-формы песни (куплетная: вступление, куплеты, заключение; куплеты с припевом);

Музыкальных - темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый, очень быстрый);                                                                                                                         высотности  звуков (высокие, средние, низкие звуки в пределах октавы);                      динамики звучания (громкая, умеренно-громкая, тихая, очень тихая);  ритмических особенностей (ритма марша, польки, вальса);

  • Продолжить активизировать музыкально-сенсорное восприятие, позволяющее улавливать, обследовать, сравнивать, обобщать, выделять выразительные отношения музыкальных звуков:

-звуковысотных  (звуки кварты, терции, секунды, примы);

-ритмических (ритмы суммирования, дробления, пунктирный);

-динамических (громкое, умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание);

-тембровых (темпы голоса поющих детей или взрослых).

Обучать элементарному анализированию песни, умению сравнивать песни одного названия, но разного содержания и характера; находить в них общее и различное.                                                                                                                        

  • Учить оберегать голос опытно-экспериментальным путём.
  •     Побуждать импровизировать в пении нежные, грубые интонации, характерные для различных персонажей, игровых ситуаций. Развивать ладовое чувство, поддерживать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации.

Музыкально-ритмическая деятельность

  • Активизировать музыкальное мышление, творческого воображения в процессе восприятия и исполнения музыкально-ритмического репертуара;

Совершенствовать дифференцированное восприятие музыки и движений:

-умение распознавать средства выразительности, позволяющие передавать в игре, танце характер и содержание произведения (взаимодействие двух контрастных образов, их развитие):                                                                                          

музыкальные:

  • Изменение темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый, очень быстрый);
  • Изменение регистров (высокий, средний, низкий), менее контрастных, чем предлагалось детям предыдущей ступени;

  • Изменение динамики (громкое, умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание), также менее контрастное, чем предлагалось детям предыдущей ступени;
  • Метроритмические особенности (полька, вальс, марш);
  • Темборы музыкальных инструментов (струнных, духовых, клавишных);

 внемузыкальные: выразительность мимики, движений, осанки;

  • Продолжать развивать музыкально – сенсорное восприятие; учить понимать необходимость смены движений в соответствии с изменением основных свойств музыкальных звуков:

-  ритмических

- динамических

- тембровых

  • Совершенствовать восприятие детьми музыкально-ритмических движений, содействовать более сложным способам их исполнения, изменению движений не только в отдельных частях, но и в фразах музыки (одинаковых по длине)

                     

                                Игра на музыкальных инструментах                                                                                              

  • Содействовать формированию целостного музыкального восприятия пьес, исполняемых на детских музыкальных инструментах, побуждать эмоционально отзываться на выразительность музыки: улавливать различие в характере двух частей музыкального произведения, сопоставлять два контрастных музыкальных образа.
  • Развивать дифференцированное музыкальное восприятие, то есть умение:

- понимать форму музыкальной пьесы (двухчастную);

- распознавать изменения промежуточных оттенков средств музыкальной выразительности;

-звуковысотных (звуки кварты, терции, секунды, примы);

-ритмических (ритмы суммирования, дробления, пунктирный);

-тембровых;

-динамических;

-темпа.

  • Побуждать детей запоминать названия музыкальных инструментов, различать их тембры, способы звукоизвлечения и расположение на них низких и высоких звуков. Детские музыкальные инструменты не имеющие звукоряда ударные:
  • Стучащего тембра (деревянные ложки, трещотки, кастаньеты, палочки, барабан, бубен);
  • Звенящего тембра (треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы);
  • Шуршащего тембра (маракасы, погремушки, коробочки);

-ударные, имеющие звукоряд (металлофон,ксилофон);

-духовые (флейта, кларнет, виола);

-струнные (цитра, гусли, балалайка, домра, арфа);

-клавишные    (пианино)                                                                                                                                                                                                                           -клавишно-язычковые (аккордеон, баян, гармонь);

-электромузыкальные.

Сентябрь  

      Тема:    Контрастные образы

Задача:

Учить детей экспериментировать и определять правильно характер мелодии, выявлять причинно-следственные связи.

Формировать умение символами обозначать характерные особенности музыкальных произведений.

Слушание музыки

Цель:

Учить детей экспериментировать и определять правильно характер мелодии, выявлять причинно-следственные связи.

Формировать умение символами обозначать характерные особенности музыкальных произведений.

-учить отличать выразительность музыки:

- различать сменяющие друг друга характеры;

- сравнивать чувства, эмоции, переданные в музыке,

- сопоставлять контрастные музыкальные образы.

Репертуар: «Солдатский марш»  Р. Шуман; «Вальс» С. Майкапар.

Певческая деятельность

Цель:

-различать сравнивать яркие образы народных  классических песен,

-находить в них общее и различное.

Репертуар: «А я по лугу» р.н.м. в обработке Л.Абелян; «Доброта»

Е. Гомонова.

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:

-Развивать  умение  распознавать  средство  выразительности  позволяющее передавать  в танце характер  и содержание  произведения (взаимодействие двух  контрастных  образов и их развитие»

Репертуар:

«Полька «Олечка»» муз. Т. Ломовой; хоровод с веночками муз. А. Филиппенко.

Игра на музыкальных инструментах

Цель: Развивать дифференцированное музыкальное восприятие (металлофон, барабан)

Репертуар:

«Птицы и птенчики» муз .Е. Тиличеевой, «Игра в солдатики».

Октябрь

Тема: Ритмические  динамические и тембровые особенности музыки.                                          

Задача: Опытным     путём определить ритм, динамику,  тембр мелодий.                                         Учить в  дневнике  отмечать символами  ритм, динамику, тембр.                                                                                  

Слушание музыки

Цель:

-различать контрастные средства музыкальной выразительности (ритмические  и динамические особенности)

-развивать дифференцированное музыкальное восприятие:

-умение различать изменение промежуточных, контрастных средств музыкальной выразительности;

Репертуар:

«Петушок, курочка и цыплёнок» муз. Г.Левкодимова

«знай звучание своего аккордеона «Громко-тихо» Муз. Левкодимова.

Певческая деятельность

Цель:

-различать сравнивать динамические оттенки в музыке;

-сравнивать, обобщать  ритмические особенности музыки.

-развивать умение передавать в пении ритмического  рисунка

Репертуар: «Заинька, попляши» р.н.м. в обр. Н. Римского –Корсакова;

«На зелёном лугу» р.н.м.;

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:

 -учить распознавать средства выразительности,  позволяющие передавать в игре, танце характер и содержание произведения,( взаимодействия двух контрастных образов, их развития).

-согласовывать движения с динамикой звучания.

Репертуар:

Танцы; «Русский танец» р.н.м.

«Падеграс» муз. Т.Ломовой

Игра на музыкальных инструментах

Цель:

-Совершенствовать восприятие детьми музыкально-ритмических движений, содействовать более сложным способам их исполнения, изменению ритма,;

-различать изменения промежуточных оттенков средств музыкальной выразительности (сопоставлять два контрастных музыкальных образа).

Репертуар:

Латвийская полька» муз. М. Раухвергера

«Марш» Муз. Е.Тиличеевой.

Ноябрь

Тема: Художественное моделирование

Задача: Развивать  умение самостоятельно  в зависимости от целей подбирать материал для опытов, передавать в творчестве обоснованные гипотезы.

Слушание музыки

Цель:                                                                                                                                                      - учить выражать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, импровизациях, рисунке.

-развивать представления об образной основе произведений, имеющих два контрастных образа.

Репертуар:

«Красная Шапочка и Серый волк» муз. Г.Левкодимов.

«Зима» муз. М.Крутицкий.

Певческая деятельность

                                                                                                                                                                    Цель:                                                                                                                                                        - различать, сравнивать яркие образы  авторских  и классических песен, находить в них общее и различное;

-развивать ладовое чувство, поддерживать творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации.

Репертуар:

«Ай, на горе дуб, дуб». р.н.м. в обр. Н. Римского-Корсакова;

«Ходила младёшенька по борочку» р.н. м. в обр. Н. Римского-Корсакова.

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:

-развивать творческое воображение в процессе исполнения музыкально-ритмического репертуара;

-учить распознавать средства выразительности, позволяющие передавать в игре, танце характер и содержание произведения (взаимодействие двух контрастных образов, их развитие).

-учить детей в исполнительской деятельности при передаче собственного отношения к изображаемому образу применять средства выразительности: темпа, регистров, метроритма и т.д.

Репертуар:

«Мыши и мышеловка» муз. Ф. Шуберта

«Спортсмены и клоуны» муз. Д.Кабалевского.

Игра на музыкальных инструментах

Цель:

-учить выражать свои музыкальные впечатления в творческой и исполнительской деятельности – в выразительных движениях или рисунке;

-учить  эмоционально  высказываться      о сыгранной пьесе,                                                                        выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности                                      -в движениях, пении, рисунках, в моделировании формы, содержания, характера музыкального произведения                                                                                                              Репертуар:  «Звенящий треугольник» муз. Р.Рустамова.                                                                            «Маракас» муз. Е.Туманян.

Декабрь

Тема: Меры безопасности музыкальной деятельности

Задача:  

Опытным путем обосновать меры безопасности при слушании музыки, исполнении песен, музыкально-ритмических движениях и применять их для сохранения личной безопасности                                                                                                                                            танцевально- ритмические движения выполнять в удобной обуви (чешки).                                                                                                                                      При разучивании танцевальных движений  принимать правильно исходные  положения.

 Слушание музыки

Цель:  

Учить детей соблюдать динамику при слушании музыки.

Соблюдать личную безопасность при громкой музыки.                                                                                                                                            

Репертуар:

«Белка»  муз. Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» муз. Г. Свиридов.

Певческая деятельность

Цель:

-учить правильно брать дыхание, голову держать прямо, плечи не поднимать, громко не петь;

-учить передавать характер музыки пластикой рук, импровизацией музыкального образа, взаимодействия двух образов.

-учить элементарной техники певческого исполнительства.

Репертуар: «Гори, гори жарко» - р.н. мелодия в обр. Л. Абелян ; «Спи младенец мой прекрасный» - р.н. мелодия в обр. Л.Абелян;

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:

-учить правильно принимать исходное положение, выбирать самостоятельно обувь для танцевальных движений.

-соблюдать меры безопасности в общих танцах.

Репертуар:

«Полька» муз. Юкомена, «Марийский танец» м.н.м.

Январь

Тема: Зимние развлечения

Задача:                                                                                                                                                          Развивать умения использовать уже имеющиеся опыт для определения контрастных образов.

Слушание музыки

Цель:

-способствовать углублению целостного музыкально эстетического восприятия произведений передающих развитие одного или взаимодействия двух контрастных образов.

учить сопоставлять контрастные музыкальные образы.

Репертуар: «Времена года» П.И. Чайковский «Зима»,  И. Вивальди «Времена года» «Зима»

Певческая деятельность

Цель:

- учить придумывать окончание мелодии  в попевках, в песнях.

-развивать музыкальное мышление

Репертуар:

Русские народные песни и попевки.

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:

-учить придумывать самостоятельно движения под музыку.

-передавать имеющийся опыт средств выразительности в движениях.

Репертуар:

Хороводные песни и танцы.

Игра на музыкальных инструментах

Цель:

-активизировать музыкальное мышление, творческое воображение в процессе игр на музыкальных инструментах.

Репертуар:

«Спите, куклы» муз Е. Тиличеевой, «Труба» муз. Е. Тиличеевой.

Февраль

Тема: Формы музыкальных произведений

Задача: Развивать умение проводить сравнительный анализ.                                                                       Использовать схематические записи в дневнике.

Слушание музыки

Цель: Продолжать развивать дифференцированное музыкальное восприятие.

-понимать форму произведений. ( одно, двух , трёх частная форма произведения)

Репертуар:

«Вальс» муз. Гречанинова, «Полька» П.Чайковского, «Белка» Н.Римский –Корсаков.

Певческая деятельность

Цель:                                                                                                                                                  -способствовать дифференцированному музыкальному восприятию,

-учить различать форму песни

развивать умение экспериментировать придумывание песен на разные формы (куплет, припев)

Репертуар:

«Зимушка-зима» Л.Вахрушева, «Тихая песенка» Е. Тарковский.

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:                                                                                                                                                     -совершенствовать дифференцированное  восприятие музыки и движения.

-учить понимать необходимость смены движений в соответствии  с изменением основных свойств звуков (ритмических, динамических, тембровых).

Репертуар:

«Карусель» муз.И.Брамса, «Жмурки со звоночками» муз. Т. Вилькорейской.

Игра на музыкальных инструментах

Цель:                                                                                                                                                                   -развивать дифференцированное музыкальное восприятие,

-понимать форму музыкальной пьесы (одночастная, двухчастная форма)

Репертуар:

«Игра в солдатики» муз. В.Ребикова, «Латвийская полька» муз. М. Раухвергера.

                                                      Март

       

Тема: Радуга чувств в музыке

Задача:                                                                                                                                      Учить экспериментировать с разными  образами

- сравнивать чувства, эмоции переданные музыкой,

- сопоставлять  контрастные музыкальные образы.

                                                       

                                                                 Слушание

Цель:

-развивать умение различать изменения промежуточных, контрастных средств музыкальной  выразительности.

-сравнивать ладовую окраску,  выразительность музыки.

 Репертуар:

«Утренняя молитва» П. Чайковский, «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский.

Певческая деятельность

Цель:                                                                                                                                            

 -обогащать музыкально-эстетическое сознание через эмоции, чувства переданные в музыке.

-активизировать музыкально-сенсорное восприятие.

-развивать умение обследовать, сравнивать, обобщать выделять выразительные отношения музыкальных звуков.

Репертуар:

«Дождик» муз. Е.Туманян, «Пришла весна» С. Альхимович.

                                     

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:                                                                                                                                  -развивать умения распознавать средства выразительности позволяющие передать в игре ,танце, характер  и содержание произведения.

-активизировать творческое воображение в процессе исполнения музыкально-ритмических движений.

Репертуар:

«А воробьи чирикают» муз. Н. Елисеева, «Весёлые лягушата» муз. Ю. Литовко.

Апрель

Тема:  Музыка природы

Задача:                                                                                                                                     Узнавать звуки природы, различать их тембровую окраску в музыкальных произведениях.

Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.

Схематично вести запись в дневнике.

Слушание

Цель:                                                                                                                                                                  -учить  распознавать средства вне музыкальной выразительности (манера исполнения музыки).

-активизировать музыкально-сенсорное восприятие.

Репертуар:

«Весною», С. Майкапар, «Сорока» А.Лядов.

Певческая деятельность

Цель:

-развивать музыкально-сенсорное восприятие позволяющее улавливать звуки природы музыкальных образов.

-обучать элементарному анализированию  песни.

Репертуар:

«Берёзка» муз. Е. Тиличеевой, «Соловей» муз. А. Филиппенко.

Игра на музыкальных инструментах

Цель:                                                                                                                                          - побуждать эмоционально отзываться на выразительность музыки.

-учить отражать звуки природы на музыкальных инструментах.

Репертуар:

«Кошка и котята» муз. Е.Тиличеевой, «Жили у бабуси».

Май

Тема: Мир взрослых и детей

Задача:                                                                                                                                                 -учить отличать выразительность в музыке путём дифференцированного восприятия.

-учить различать взрослую и детскую тематику музыкального репертуара.

Слушание музыки

Цель:

- развивать дифференцированное  музыкальное  восприятие путём различия взрослой и детской музыки.

Репертуар:

«Тревожная минута» муз. С. Майкапар, «Сказочка» С. Прокофьев.

Певческая деятельность

Цель:                                                                                                                                                                                    -побуждать импровизировать пение низкие высокие интонации характерные для взрослых и детей.

Репертуар:

«Моя семья» муз.Е.Гомонова, «Песенка о маме» С.Разорёнов.

Музыкально-ритмическая деятельность

Цель:                                                                                                                                                        

-совершенствовать дифференцированное  восприятие музыки и движений для взрослых и детей в характере танцевальных движений.

Репертуар: «Танец утят» , фонограммы из дискотеки танцевальных хитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в средней группе.

Недавно я защитила опыт работы по опытно - экспериментальной деятельности детей в средней группе. Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о некоторых опытах, проводимых в группе. Это очень увлекат...

Конспект проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми первой младшей группы .

Конспект проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми первой младшей группы ....

Отчет-презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе №2

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе;Задачи экспериментальной деятельности;Перспективный план экспериментальной деятельности детей второй мла...

ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»(МАДОУ Детский сад «Катюша»)        ДОЛГ...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»

После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....