конспект ООД
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

ознакомление детей с устройством русской избы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privetstvie.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности

 «Русская изба»

Подготовила воспитатель

Нестерова Ю.Ю.

Сухиничи, 2016 год

Цель:

 знакомство детей с жизнью, бытом русского народа.

Задачи:

Обучающая: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);с кухонной утварью;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

Развивающая: развивать художественно — творческие способности детей.

Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование: макет русской печи, сундук, стол, лавки, посуда, прялка, люлька.

Примерный ход мероприятия:

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Я, ребята, вас ждала!

В горнице порядок навела.

Хозяйка: В Древней Руси люди  приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс, рука шла от сердца. (Показ). Давайте и мы поздороваемся так, как здоровались на Руси.

Милости прошу, вас.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая

На убранство мое поглядите

С любовью и желаньем мною убрано.

Дети осматриваются.

Дети, а сейчас  я загадаю вам загадку, и  вы узнаете, какой предмет   в моей избе самый главный.

ЗАГАДКА

Наша толстая Федора

Наедается нескоро,

А зато когда сыта,

От Федоры - теплота.    

   Дети отвечают (печь)

На дровах огонь – пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Вьется из трубы дым уже чуть свет,

Печи нет в избе – значит, жизни нет!

Терпит жар в себе, терпеливица.

Кормит всю семью печь-кормилица.

И сверчок поет где-то рядышком.

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Печь- это сердце дома.  А почему это сердце дома?

Русская печь отапливает избу, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Зимой под печкой кур держали. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица. А почему она кормилица?

Ответы Детей в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Ребята, а в каких русских народных сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

 Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Как встану  поутру, так  первым делом начинаю растапливать печку. Печь горячая, огонь пышит… .

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как вы думаете, как поставить в печь  чугунок? (Ответы детей )

 Здесь был нужен  такой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

А ставили в печь горячий чугунок ухватом. (ставит чугунок в печь) .

Ставит и приговаривает.

Ставлю в печь большой чугунок – для щей, второй для каши. Кто хочет мне помочь?

- Что поставили в печь?

- Чем достали чугунок?

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.

- Щи да каша – пища наша.

- Хороша кашка, да мала чашка.

- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
А вы, какую кашу любите? …

В давние времена, когда осенние работы на полях заканчивались, а в зимнюю пору  выла вьюга за окном и рано темнело, девушки и женщины зажигали лучину, собирались все вместе в одной избе и пряли пряжу. Пряжа им была нужна для того, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.  

А на чем пряли пряжу, кто из вас знает? (Ответы детей)

Воспитатель.  А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. А из ниток я вяжу носочки да варежки для своего Ванечки. Пряжу пряду, да люльку качаю. Пою колыбельную, давайте вместе укачаем Ванечку.

А вот и мое богатство – (сундук). Еще моя   прабабушка хранила там свое добро.  А что именно бабушка  хранила  в нем, узнаем, когда загадки отгадаем.

  1.  Носят женщины старушки,

носят малые девчушки-

к уголочку уголок, сложен красочный. (платок) .

  1.  Не страшны зимой морозы,

не большим не маленьким.

Что нам зимушки угрозы мы обуем. (валенки) .

  1.  Эту обувь не забыли,

хоть давным - давно носили.

влезут дети на полати у печи оставят. (лапти) .

  1.  Если маленький мороз, не хватает нас за нос.

 Как начнет мороз сердиться, мы оденем. (рукавицы)

Вот какие вещи хранили в сундуке в давние времена. Но в сундуке ещё что-то есть, давайте посмотрим, что же это?

На дне сундука дети находят ленточки.

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Игра «Заря - заряница»

Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличку:

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему и на слова:

«Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!»

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.  Давайте поиграем.

(Звучит музыка к игре).

Посмотрите, какой богатый стол! За столом собиралась  вся семья. Главное место отводилось – хозяину. Называется оно – Большое место.

 А вы знаете, как было принято в старину встречать гостей? Гостей принято было встречать пирогами и поить чаем из самовара.

В ступке я муку молола,

Тесто замесила,

Ну, а бубликов не налепила.

Не успела.

Вы мне поможете испечь булочки к чаю?

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и булочки  лепить начнем. Раскатаем  тесто и ладошкой прижмем.  (Воспитатель приговаривает во время работы  с детьми)

МУЗЫКА

 Готовые булочки  выкладываем на противень и ставим в печку!

Хозяйка: Вот вы и побывали у меня в гостях, посмотрели,   как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).

Вопросы

 А какая утварь была в старинной русской избе?

 Какому предмету отводилось главное место  в русской избе?

Как называли  печь  в старину? (кормилица)

Почему? (потому что в ней готовили еду)

А в  какой посуде готовили еду? ( в чугунке) ,

чем доставали чугунки из печи?

А для чего нужна была прялка? ( для изготовления пряжи)

А вот и булки наши зарумянились. Я приглашаю всех на чаепитие.

Музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....