НОД по этикету "Мы гостей встречаем ароматным чаем"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Святова Наталья Анатольевна

НОД по этикету для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_gostey_vstrechaem_aromatnym_chaem_nod.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы гостей встречаем ароматным чаем».

НОД по этикету для старшей группы

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  1. познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
  2. учить детей  заваривать  чай;
  3. познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  4. развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  5. воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1.  CD проигрыватель,  диск.

2.   Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3.   Презентация чайной церемонии.

4.   Для оформления праздничного стола:

–   белая скатерть;

–   чайная посуда;

–   хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

–  заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5.  Пластилин, шаблоны,  влажные  салфетки.

6.  Физическая  карта  мира.

Ход  

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

Сегодня мы с  вами  отправимся  в  путешествие,  в  ходе  которого  познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.  

3  Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу,  приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник,  который  растет  плантациями  высоко  в  горах.  Срывают  верхушки  молодых  побегов  двумя-тремя  листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай,  где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

А  сейчас  перенесемся  в  Японию.

В  стране  восходящего  солнца  тоже  оче6нь  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

         Следующая  страна,  в  которую  мы  отправимся  это  Англия.  В  этой  стране  очень  часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем,  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах:  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть  за  самоваром

Рады  все  наверняка

Ярким  солнечным  пожаром

У  него  горят  бока

Самовар  поет – гудит

Только  с  виду  он  сердит

К  потолку  пускает  пар

Наш  красавец  самовар

4. Заваривание чая.    

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята,  что  нужно  для  того  что бы  организовать  чаепитие?

Как  называется  посуда,  из  которой  мы  пьем  чай?

Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут.   По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (идет  пар).  Будьте  предельно  внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен.  Что  может  произойти?  (можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самим  не  наливать.  Посмотрите,  в  какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочками.  По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

 Детский сад встречает гостей сценарий  (Идет процесс заваривания чая)

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

Он недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир,

Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

 В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.

“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.

“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

 — Какие  виды  чая  вы  знаете?

 — Ребята,  а  какие  пословицы  вы  знаете  о  чае?

 Выпей  чайку – забудешь  тоску.

Чай  пьёшь – до  ста  лет  проживёшь.

Чай  не  пьёшь,  откуда  силу  возьмёшь?

Чай  не  пить, так  на  свете не  жить.

С  чая  лиха  не  бывает.

Чай  крепче,  если  он  с  добрым  другом  разделён.

 — А  теперь  отгадайте  загадки:

 1.  Ножек  четыре,

     Шляпка  одна

     Нужен,  коль  станет

     Чаёвничать  вся  семья.

2.   Бел,  как  снег

      В  чести  у  всех,

      В  рот  попал

      Там  пропал.

3.   Цветом  жёлт  и  ароматен

      В  чай  кладут  и  чай  приятен

      Только  очень  кислый  он.

4.   Стоит  толстячок,  подбоченивши  бочок,

      Шипит  и  кипит,  всем  чай  пить  велит.

5.   На  голове —  пуговица,

      Одна  рука —  и  та  на  спине.

 6. Физкультминутка «Я – чайник  ворчун»

 -А  сейчас  отдохнём  и  проведём  физкультминутку «Я – чайник  ворчун»

Я – чайник  ворчун,  хлопотун,  сумасброд.

(Шагаем  на  месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

 7. Продуктивная деятельность (лепка)

- Следующая  загадка  на  внимание.

На  подносе  стоят  предметы  чайной  посуды,  но  одного  не  хватает.                

Какого? (Чашки)

    —  Мы  с  вами  сейчас  выполним  чашку  в  технике  пластилиновой

   живописи.  Пластилин  наносим  скользящими,  растирающими

   движениями  по  всему  шаблону.

    —  Вот  и  готов  наш  чайный  сервиз, есть  много  чашек, и  можно

   пригласить  гостей. (Дети  вытирают  руки  влажными  салфетками)

8.   Сервировка  стола,  этикет.

- Вы  уже  много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем      вместе  накрыть  стол  к  чаю.

   —  Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является  белая  скатерть.

В центр  стола  ставим  самовар,  бумажные  салфетки,  сахарницу,  заварник,                                угощение,  лимон.  Перед  сидящим  ставим  чашку  с  блюдцем,

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Тканевую  салфетку  кладём  слева  от  блюдца  с  чашкой ( сервировка   стола ).

-  Сейчас  я  познакомлю  вас  с  основными  правилами  поведения  за  столом     во  время  чаепития.

1)  Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку.

2)  Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце.

3)  Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.

4)  Печенье,  пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.

5)  Торт  кладут  на  тарелку  специальной  лопаткой,  есть  нужно  десертной  вилкой  или  ложкой.

6)  За  столом  не  следует  делать  замечания  другим.

7)  Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.

8)  После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой,  тканевую  салфетку  с  колен  положите  на  стол  рядом  со  своим  местом.

9)  Поблагодарите  хозяев.

 9. Приглашение к столу

             —  Вот  стол  и  накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

              На скатерке-самобранке,

              И конфеты и печенье,

              И душистое варенье.

              Подходите, детки, чаем

              Вас сердечно угощаем.

              К чаю ароматному

              Пряники печатные.

              Пейте чай и торт берите,

              Чаще в гости приходите.

Хозяюшка:  Сверху пар, снизу пар-

                     Кипит наш русский самовар.

                     Милости просим на чашку чая!

                     Вот так мы живём:

                     Пряники жуём, чаем запиваем,

                     Всех в гости приглашаем.

Конспект занятия встречаем гостей старшая группа

 10.  Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем  гостей  к  столу.

   —  Уважаемые  гости,  милости  просим  к  столу.

   11. Итог.

-  Наше  путешествие  подошло  к  концу.

-  О  каких  странах  мы  сегодня  говорили?

-  Что  вы  узнали  нового?

-  Сегодня  вы  сможете  вместе  с  мамами  заваривать  чай  и  накрывать  стол  к  чаепитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия вторая младшая группа"Мы гостей встречаем чаем угощаем"

Задачи:1. Учить детей называть отдельные предметы посуды, Формировать представления об их функциях.2. Развивать умение детей по словесному указанию воспитателя находить нужные предметы.3. Воспи...

Непосредственно образовательная деятельность "Мы гостей встречаем ароматным чаем"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Коммуникация» и «Социализация» Тема: «Мы гостей встречаем ароматным чаем»...

Конспект образовательной деятельности Развитие речи «Мы гостей встречаем, чаем угощаем».

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям с куклой...

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и социально – коммуникативного развития в младшей группе. По теме: «Мы гостей встречаем, чаем угощаем»

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области  речевого развития  и социально – коммуникативного развития  в младшей группе. По теме: «Мы гостей встр...

"Мы гостей всегда встречаем вкусным ароматным чаем"

Чай занимает особое место в жизни каждого человека и является обязательным атрибутом гостеприимства.  Ни одно важное событие  не обходится без чая и вообще -  чаепитие – это особы...

Непосредственно образовательная деятельность детей раннего возраста "Мы гостей встречаем, чаем угощаем!"

Тема: «Мы гостей встречаем, чаем угощаем».     дети 2- го года жизниФорма НОД: Общение, восприятие смысла стихов, сказокЦель: формирование первоначальных представлений ...