Самообразование «Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».
методическая разработка на тему

Пригоннова Наталья Геннадьевна

Представлено перспективный план работы по самообразованию музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_2017-18.docx27.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самообразование

«Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».

на 2017-2018 учебный год

                                 

                                                                                               МДОУ «Детский сад «Василек»

                                                                    р.п. Мулловка»

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                     Пригоннова Н.Г.

                                                     

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании музыкально - творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи:

1.Развитие природных способностей детей в процессе музыкальной деятельности через игру-драматизацию.

2. Создание условий для совместной музыкально-творческой деятельности детей и взрослых.

3. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей.

4. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через игру-драматизацию, музыку.

5. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности посредством игр-драматизаций.

Актуальность и необходимость развития творческих способностей у старших дошкольников.

   Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

  Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развита познавательная активность, впечатлительность, интуиция.

  В музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей  исследовалась С. В. Акишевым, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и другими учёными и музыкантами.

  По мнению российского психолога, специалиста в области творчества и одаренности,  Дианы Борисовны Богоявленской, развитие творческих способностей будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

  Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация.

Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Одной из разновидностью театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Л. В. Артёмова предлагает классификацию игр драматизаций: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений и песен; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр – драматизаций:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые

игрушки.

Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно - ролевой игры.

Литература:

1.Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

2. Периодическое издание «Колокольчик»

3. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)

4. Радынова О.П. Слушаем музыку  М. Просвещение, 1990

5. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников  М. Просвещение,1986

7.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Интернет-ресурсы: сайты, порталы.

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

1.«Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.

2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1.Разработать конспект, подобрать литературу, изучить

 2. Провести мониторинг.

1 Конспект

2.Анализ результатов мониторинга

Октябрь

1.Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»

2.«Эмоции ребенка через игру-драматизацию».

1.Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние  –старшие группы).

2. Изучить литературу: «Эмоции ребенка через игру-драматизацию».

1.Анализ результатов анкетирования.

2.Консультация для родителей

Ноябрь

1.«Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей.

2.«Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки»

1.Подготовить консультацию по теме для родителей.

2. Разработать конспект.

1.Папка-передвижка  «Какую музыку слушать нужно детям» в средних и старших группах.

2. Консультация для педагогов.

Декабрь

1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки».

2. «Музыкальные сказки малышам» - консультация для родителей младших групп.

1.Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект.

2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость.

1.Конспект по изученной теме.

2. Папка-передвижка для родителей (младший возраст)

Январь

1.Муниципальный фестиваль детского творчества «На балу у Золушки»

дошкольника»

2. «Путешествие в сказку».

Подготовка детей к фестивалю детского творчества «На балу у Золушки», разучивание, репетиции

2. Разработать конспект тематического занятия в средней группе.

1.Выступление детей на фестивале.

2.Конспект занятия в средней группе «Путешествие в сказку».

Февраль

1.«Игра-драматизация как средство развития  музыкального творчества детей дошкольного возраста».

2.«Музыкальное оформление игр-драматизаций»

1.Подобрать методы, приемы, упражнения для развития музыкального творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать.

2. Подобрать, изучить литературу, составить конспект.

1.Семинар

2. Конспект

Март

1.«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей в процессе игр-драматизаций».

2.«Двигательное творчество и игра-драматизация».

1.Составить конспект.

2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую музыку, концерт соревновательного характера).

Конспект.

Апрель

1.Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок»

2.Открытый просмотр образовательной деятельности в старшей «А» гр.

1.Разработать анкету, провести анкетирование в средних, старших группах

2. Составить конспект открытого просмотра

1.Анализ проведенного анкетирования родителей.

2. Конспект

Май

1.«Путешествие в страну Знаний»

 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1.Подготовка детей к выпускному  празднику в старшей группе.

 2. Провести мониторинг.

1.Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».

2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности для детей дошкольного возраста.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами тво...

Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...

«Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

План по самообразованию Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление исистематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельнос...

Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств развития не только познания, но и эстетического восприятия окружающего мира ребенка. Она связана с самостоятельной, практической и твор...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Информация для педагогов....