РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал

Настасья Геннадьевна Калуциди

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Информация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_samoobrazovanie.docx30.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное общественное развитие характеризуется неожиданным парадоксом: с одной стороны, в современном обществе наблюдается постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека; с другой стороны - общество ощутило определенный духовный кризис, отражающийся в тенденции к рационализму, появлению так называемой массовой культуры, характеризующейся упрощением и обеднением чувств.

Отсюда актуальная потребность общества в личности умеющей сопереживать, ощущать внутренний мир другого человека, проявляющей желание помочь окружающим людям.

Проблеме эмоционального развития ребѐнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте с задачами педагогики, вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения, в том числе и музыкального образования.

Воспитать такую личность призвана система музыкального образования, обеспечивающая условия для раскрытия в ребѐнке доброго потенциала человека и предоставляющая ему возможность накапливать опыт добра и отзывчивости в духовно-практической деятельности.

В силу возрастных психофизиологических особенностей дошкольники оказываются наиболее чувствительными для развития основ творческих способностей, нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно поэтому важно не упустить природной способности к эмоциональному отклику ребѐнка дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста эффективнее происходит посредством эмоционального воздействия.

Термин «эмоции» (от лат. Emoveo - трогает, волную) употребляется почти во всех европейских языках. В англоязычной литературе встречаются также термины «affeсt», «feeling» (чувства, переживания), и «emotion», которое, все же, является наиболее употребляемым [10, с. 8].

Психология эмоций – это вся теория об эмоциях, собранная в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. До сих пор она считается очевидной, и не подлежащей сомнению [12, с. 24].

В древние времена появилась потребность в более эффективном способе мобилизации сил организма для выживания, а также побуждении и направлении физической активности, и активности мозговой деятельности, и для отбора сигналов восприятия мира. Чувства и эмоции стали выполнять эти функции в ответ на необходимость выживания и познания мира. В результате появились первые эмоции, которые стали основанием для появления других чувств и переживаний.

Человек на собственном опыте, переживая эмоции, замечает, что аффективное волнение имеет органические проявления. Относительно связи волнения и органических проявлений, т.е. по вопросу, что является причиной, а что - следствием, сложно дать однозначный ответ. В. Вундт в конце XIX в. писал, что эмоции - это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на протекание представлений и в определенной степени оказывающих влияние последних на чувства. Итак, телесные изменения рассматриваются им как телесные последствия эмоций, которые, в свою очередь, влияют на движения души [4, с. 26].

Таким образом, эмоции – это эволюционное приспособление, биологически обобщенные формы поведения организма в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм человека хорошо приспосабливается к

окружающим условиям, то есть он может быстро определить, полезно или вредоносно для него данное конкретное воздействие. Аффекты и эмоции часто развиваются не под влиянием непосредственного чувственного впечатления, а более сложным психическим путем, например, в связи с воспоминанием. Однако, тем не менее, начальный источник изменения настроения или развития аффективного состояния лежит и в этих случаях в раздражении органов чувств.

Понятие эмоциональной отзывчивости в настоящее время в психологии недостаточно разработано: не выделены структурные составляющие, не определены критерии, на основании которых можно осуществить диагностику уровня ее развития, нет понимания этапов развития и факторов ее становления [16, с. 193].

В психологии обычно исследуют такое близкое понятие, как эмпатия. Вслед за такими авторами, как Н.А.Корниенко, А.Д. Кошелева, А.В. Запорожец, мы выделяем эмоциональную отзывчивость как особое явление эмоциональной сферы личности человека. От часто используемого в психологии понятия эмпатия, по мнению А.В. Запорожца, эмоциональная отзывчивость на высшем уровне своего проявления отличается тем, что выражается в форме содействия [2, с.99], то есть для эмоциональной отзывчивости характерно не только сопереживание и сочувствие, но потребность в оказании действенной помощи другим [6, с. 12].

В целом, эмоциональная отзывчивость - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний [7, с. 11].

Как известно, эмоциональная сфера дошкольников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное [8, с. 53]. В этом возрасте, в связи с общим развитием эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения.

П.М. Якобсон считает, что в дошкольном возрасте происходит развитие собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики [15, с. 83]. Эмоции дошкольника достаточно разнообразны и насыщены: это и радость от похвалы, и печаль от неудач, и страх сделать ошибку, и восторг от достижений, и злость на обидчика, и надежда на успех, и обида на другого. Это сложная гамма чувств, в которой начинают постепенно созревать и социальные чувства – ответственности, сопереживания. Конечно, в эмоциональном развитии детей наблюдаются большие индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный эмоциональный фон настроения, эмоции положительной модальности (радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть, скука).

Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение искомому качеству: эмоциональная отзывчивость – это различные быстрые и гибкие реакции на внешнее воздействие, эмоциональное состояние собеседника, творчество и произведения искусства. Эмоциональная отзывчивость – основа для проявления хорошего эстетического вкуса и высокой духовности.

Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им. Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия, сопереживания и эмоциональной отзывчивости.

Изучению эмоциональной отзывчивости детей на музыку посвящены работы Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, В. К. Белобородовой, Н. А. Ветлугиной, Е. Я. Гембицкой, Н. Л. Гродзенской, Л. Л. Пеленковой, Л. Л. Надировой, И. А. Терентьевой, В. Н. Шацкой и др., в которых она рассматривается в аспектах музыкально- эстетического воспитания детей и подростков.

Базис личностной культуры закладывается в детстве, именно в этот период формируется эмоционально- чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Положение о сензитивности детей дошкольного возраста в эмоциональном развитии отмечали Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Я. Якобсон и др.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения [18, с. 54].

Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …». Так, можно сказать, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни [19, с. 142].

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В.М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы

[20, с. 16].

Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В.М. Бехтерев одним из первых поставил и вопрос о создании «детской воспитательной музыки». Он полагал, что правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

Музыкальное воспитание, знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми [5, с. 55].

Особенность музыки – выражение содержания на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Музыка может выражать гамму самых разнообразных состояний человека, так как она представляет собой художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий эмоциональный отклик слушателя благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными переживаниями.

Сила музыки и заключается в этом, что способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только дать услышать грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов произведения. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается его каким-либо образом. Поэтому после первых услышанных тактов музыки, дети начинают выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыкального произведения и передают в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику – усиление и ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа [13, с. 156].

Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание. Так Б. М. Теплов обращает внимание на то, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно, прежде всего, воспринимать ее звуковую ткань. Если человек может лишь немногое различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому, согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки [17, c. 346].

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, по мнению Л.Н. Мартыновой, являются частью эмоциональной отзывчивости личности на переживания других. У детей эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения выражается в адекватном и устойчивом различении основных эмоции (своих и чужих); соотнесении их с эмоциональном содержанием музыкальных произведений; владении способами выражения этих эмоций.

Особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости у детей имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта, например слушание музыки [14, с. 12].

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, позволяющий представить детям широкий спектр сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют, так же дает возможность познакомиться детей с творчеством различных композиторов, живших в различных эпохах и работавших в различных жанрах, формах, стилях. И, конечно же, слушание музыки предоставляет возможность услышать и сравнить исполнения выдающихся исполнителей [9, с. 36].

Процесс слушания музыки, несѐт огромный позитивный эмоциональный заряд, в связи с тем, что музыкальный репертуар может быть представлен мажорными, улучшающими настроение произведениями как классической, так и хорошей эстрадной детской музыкой [11, с. 69].

Задача воспитателя нацеливать детей не только слушать музыку, но и размышлять о ней. Прочувствованное и продуманное восприятие музыки активизирует внутренний мир ребенка, делает их душевно богаче, утончѐннее, способствует развитию музыкальной и общей культуры.

На музыкальных занятиях создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать интерес, подготовить детей к восприятию музыки призвано вступительное слово воспитателя, беседа. Вступительный рассказ педагога должен быть краток, надо обращаться к их воображению, вызвать чувства, настроения, соответствующие настроению произведения.

Вербальное выражение художественных переживаний – это своего рода духовная исповедь, нередко вызывающая, особенно сначала, состояние волнения, некоторой неуверенности в себе. Перешагнуть этот барьер можно лишь в атмосфере доверия и доброжелательности. Важно, чтобы педагог сам показывал пример искренности и откровения, один из возможных образцов художественного восприятия. Положительные эмоции (удовлетворение, радость) стимулируют учение, отрицательные же (разочарование, раздражѐнность, чувство бессилия) тормозят восприятие, убивают интерес к познанию [21, с. 69].

Музыкальное восприятие в своих элементарных формах является первым источником музыкального переживания и познания явлений музыкального искусства. Развиваясь и обогащаясь в своем содержании, оно выполняет все более сложные функции. О высших его проявлениях известный советский музыковед Б. В. Асафьев говорил: «Слышать так, чтобы ценить искусство,- это уже напряженное внимание, значит и умственный труд,

умозрение». Задача слушания музыки - подготовить почву для развития той высшей культуры восприятия, при которой оно опирается на способность эмоционально откликаться на музыкальные явления и эстетически оценивать их.

Слушание музыки – самый демократичный и распространенный вид деятельности. Слушать можно классические произведения выдающихся композиторов, концерты с участием профессионалов, различные передачи, посвященные музыке. Каждый слушатель, несмотря на то, взрослый это или ребенок, руководствуется своими интересами, потребностями, опираясь на свой жизненный опыт общения с искусством.

При прослушивании музыкальных произведений к деятельности воображения и чувств, возникших от прослушивания произведения, присоединяется аналитическая работа и оценка музыкально-выразительных средств

[22, с. 12].

Содержание и методы слушания музыки, помимо целей всестороннего развития личности детей, должны определяться следующими задачами: а) приобщать детей к отечественной и мировой культуре; б) подготовить их к участию в развитии музыкальной культуры, в роли слушателей, которые благодаря большому опыту художественного восприятия, смогут оказывать влияния для развития музыкального искусства, своими высказываниями, суждениями. Для этого ДОУ должны привить у детей любовь к искусству в раннем возрасте, чтоб со временем дети смогли воспринимать музыку и оценивать музыкальные явления.

Задачи работы по слушанию музыки в ДОУ очень серьезны и ответственны: здесь закладываются первые навыки восприятия музыки как основы музыкальной деятельности и, что не менее важно, устанавливается отношение к музыкальному искусству [1, с. 66]. Отсюда перед воспитателем встают две задачи, тесно связанные друг с другом: прежде всего он должен возбудить у детей любовь и интерес к музыкальному искусству, а затем и дать им начальные навыки слушательской культуры [3, с. 155].

Однако имеются обстоятельства, которые создают серьезные трудности в осуществлении этих задач. Это, прежде всего, неустойчивость внимания и своеобразие реакций многих детей на те, или иные выразительные стороны музыкального произведения. Одни из детей с повышенной остротой реагируют на темпо ритмическую сторону музыки, начиная обязательно двигаться при первых ее звуках. Для многих детей особенно впечатляю- щей является тембровая сторона музыкальных произведений. Различна и иногда парадоксальна чисто эмоциональная реакция детей на различные произведения.

Умение слушать и слышать музыку не представляет собой врожденную способность человека, ее необходимо формировать. Данный процесс продолжителен, он связан с интеллектуальным и психолого-эмоциональным совершенствованием личности. В связи с этим начинать его осуществление необходимо с приходом ребенка в детский сад, что поддерживает и психологическая наука, указывая на соответствие возрастных особенностей детей требованиям рассматриваемого процесса.

На занятиях музыкой осуществляется комплексное эмоциональное воздействие на ребенка – его психику, моторику, физиологические процессы, что связано с особенностями музыкального искусства. В музыкальной педагогике подчеркивается, что занятия музыкой не может быть скучным для дошкольников. Дети не должны формально петь, равнодушно слушать музыку, танцевать. На занятиях реализуется единство эмоциональной и сознательной деятельности. Каждый его элемент должен вызывать в детях интерес, побуждать к активному участию в музыкальной деятельности.

Работа музыкального педагога направлена на то, чтобы дети воспринимали музыкальное искусство ярко, эмоционально, запоминали музыкальные произведения. Обучение должно строиться на основе непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, использования словесных методов (объяснения, пояснения материала, бесед о музыке).

Наиболее важно развивать эмоциональную отзывчивость в дошкольном возрасте, поскольку этот возраст очень сенситивен к музыке.

Одновременно с умением слушать идѐт процесс воспитания эмоциональной отзывчивости. Детям порой бывает трудно полно выразить свои переживания из-за ограниченного запаса слов. Слушатель всегда чувствует гораздо больше и сложнее, нежели ему удаѐтся выразить словами. Вербализация в художественном восприятии

– это педагогическое средство, позволяющее высказать вслух эмоции, возникшие при слушании музыкального произведения. Это сложный и трудоѐмкий процесс, но он имеет и свою привлекательную для детей сторону, поскольку является творческим процессом, открывает простор для проявления воображения воспринимающего, его способности обобщать, делать выводы.

Библиографический список

1. Арсеньев, A.C., Бесчеревных Э.Б., Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования / A.C. Арсеньев, Э.Б. Бесчеревных, В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2000. - 176 с.

2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки Текст. / Т.А. Барышева // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. - Л: ЛГПИ, 1989. - 156 с.

3. Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н.Б. Берхин // Вопросы Психологии. - 1988.- № 4.- С. 155-160

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. М.: Издательский центр Академия, 2012. - 320 с.

5. Бодина, Е.А. Структура нравственно-воспитательного воздействия музыки. / Е.А. Бодина // д.п.н., проф. - М.: МГПУ, 2012. - 170 с

6. Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала // Ученые записки универси- тета Лесгафта. - 2011. - №6. - С.12-16.

7. Вербовская В.С. Результаты исследования развития эмоциональной отзывчивости дошкольников //МНИЖ. 2013. - №9-3 (16) . - С.11-13.

8. Горюнова, Л. В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Л.В. Горюнова // Музыка в школе. - 2000. -

№1. – С. 53

9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М Черноиваненко. М.: Просве- щение, 2005. -206 с.

10. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. Додонов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 79 с.

11. Ежова Л.А. Слушание музыки в школе: вопросы психологии в музыкально-слушательской деятельности учащихся. / Л.А. Ежова: Учеб. пособие. - Кострома: КГУ, 2014.-253 с.

12. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. СПб.: Питер, 2013. - 384 с.

13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина // Учеб.для студ. высш. учеб. заве- дений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 304 с.

14. Кадцин, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. / Л.М. Кадцин. М.: Высш. Шк., 2009. - 303 с.

15. Комарова Т.С, Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. М. ПОР. 2012. - 160 с.

16. Курносова С. А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников // МНКО. - 2012. - №1. - С.193-196.

17. Лаушкина Р. Н. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста сред- ствами взаимосвязи разных видов искусства // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №5. - С.346- 352.

18. Медушевский, В.В. Таинственные энергии музыки / В.В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992.- № 3. С.54-57.

19. Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С.142-146.

20. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2008.- 158 с.

21. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование Текст. / М.А. Смирнов. М.: Музыка, 2001. - 320 с.

22. Чернов, A.A. Как слушать музыку Текст. / A.A. Чернов. М.-Л.: 1964. - 60 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

«Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

План по самообразованию Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление исистематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельнос...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...