«Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
рабочая программа

Дианова Елена Алексеевна

План по самообразованию Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление и

систематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

План по самообразованию

Тема: «Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальный руководитель

МАОУ Прогимназия№108

Дианова Елена Алексеевна

План работы по самообразованию

«Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление и

систематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
  2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
  3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды музыкального восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  4. Создать картотеку дидактических игр по развитию музыкальности у детей.

Актуальность

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.

«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»). Ядром

музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для

успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
  • Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
  • Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры

необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства

познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать

остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах

исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие

дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

 

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

  1. «Развитие эмоциональной сферы»

- информационно аналитическая деятельность.

  1. Проведение диагностики

музыкальных способностей.

  1. Изучить литературу: «Эмоциональное

развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е.

«Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 –

№ 10.

  1. Провести диагностику.
  1. Консультация для педагогов.

Октябрь

1. «Становления музыкальности на разных возрастных этапах

дошкольного детства» -

информационно аналитическая деятельность.

1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок»

/под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г.

1. Анализ результатов диагностики.

Ноябрь

1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

1. Составить конспект по теме для родителей.

Изучить литературу: статья из опыта работы

муз.рук-ля В.В. Герасимовой 1 кв.категории, г. Озерск, 2011 г.

1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных,

старших группах).

Декабрь

«Эстетическое воспитание

дошкольника посредством музыки»

Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия

организации и педагогического руководства».

Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г.

Доклад на

педагогическом совещании.

Январь

«Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника)

Разработать сценарий.

Праздник «Это розовое слово – привет!»

Февраль

Анкетирование родителей по теме:

«Насколько музыкален ваш ребенок»

Разработать анкету, провести анкетирование.

Анализ проведенного анкетирования родителей.

Март

«Взаимодействие детского сада и семьи»

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на

основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество.

Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.

Консультация для родителей, выступление на родительском

собрании.

Апрель

  1. «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»
  2. «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)
  1. Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.
  2. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
  1. Доклад для

педагогического совещания.

  1. Праздник «В гостях у Феи красоты».

Май

  1. «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)
  2. Проведение диагностики

музыкальных способностей детей всех возрастных групп.

  1. Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм

«Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.

  1. Проведение диагностических исследований.
  1. Выпускной праздник

«Путешествие в страну Знаний».

  1. Анализ результатов диагностики.

 

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие музыкальных способностей »

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

  1. «Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ»
  2. Проведение диагностики

музыкальных способностей.

  1. Разработать конспект, подобрать литературу, изучить.
  2. Провести диагностику.
  1. Выступление на Круглом столе.

Октябрь

  1. «Музыкальная деятельность в ДОУ»
  2. «Осенины на Руси» - (сценарий праздника в подготовительных группах), «Осенний бал» - (сценарий для старших групп)
  1. Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Создать папку-

передвижку для родителей.

Образовательная область «Музыка»

  1. Разработать сценарии к осенним утренникам для старших и подготовительных групп.
  1.  Анализ результатов диагностики.
  2. Праздники «Осенины на Руси», «Осенний бал».

Ноябрь Декабрь

  1. Анкетирование воспитателей на тему: «Музыкальные

потребности детей».

  1. Новогодние утренники

(сценарий для старших групп).

  1. Разработать анкету, провести анкетирование.
  2. Разработать сценарии Новогодних утренников.
  1. Анализ проведенного анкетирования среди воспитателей.
  2. Организация Новогодних утренников

Январь Февраль

  1. «Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости»
  2. «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей.

  1. Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость.

Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

Написать сообщение по теме.

  1. Оформить папку-передвижку, подобрать литературу.

  1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совещании.

Март Апрель

1.«Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в

самостоятельной деятельности» -

консультация для воспитателей.

1. Изучить публикации, используя интернет-ресурсы, решить вопрос по теме на форуме коллег.

Составить конспект.

1.Выступление на

педагогическом совещании с теоретическим сообщением по изученной теме.

Май

  1. «Развитие музыкальных способностей и интеграция

образовательных областей в соответствии с ФГТ»

  1. Проведение мониторинга

развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Разработать мониторинг развития музыкальных способностей детей в соответствии с ФГТ к структуре Основной общеобразовательной

программе дошкольного образования.

  1. Провести мониторинг.

  1. Мониторинг развития

музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Анализ результатов

мониторинга в сравнении с началом года.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне в течение отведенного времени:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и

используемыми средствами выразительности.

  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им

действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит

становление и развитие всех его способностей.

  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала

избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
  2. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.
  3. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
  4. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
  5. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
  7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
  8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990
  9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Информация для педагогов....