«Решение проблем нравственного воспитания в процесс сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)

Авжян Оксана Александровна

 

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделённые собственными определёнными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают  свою , часто непостижимую для взрослого, реальность-мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определённого возрастного и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку- труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной. Формирование личности развития ребёнка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции- сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Игра как основа нравственного воспитания детей основывается на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Педагог, прежде всего, должен придумать возможность применения игровых приёмов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных положительных персонажей и действуют так как действовали бы герои.

Нравственное воспитание рассматривается в игре как одна из важнейших  сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются следующие качества:

  • Уважение к взрослым;
  • Ответственное отношение к выполнению поручений;
  • Умение дружно играть и  трудиться;
  • Справедливо  оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • Формируются    навыки  культурного  поведения,  этические  представления, развиваются гуманные чувства.

 Игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Она  содержит «идеальную форму» будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнка форме. Здесь игра не разъединяет, а, напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и «взросления», подготовки ребёнка к будущей жизни.

Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребёнка в обществе, -социальна по содержанию, мотивам и функциям.

На основании психолого-педагогических исследований по формированию нравственности, сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста должны строиться следующим образом.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта, знакомства с художественными произведениями, различных событий, фантазирования и т. п.

Следовательно, при обучении детей старшего дошкольного возраста игровые методы и приёмы должны включать игровую мотивацию на основе сюжетосложения. В содержании игровой мотивации различные события, действия героев из художественных произведений могут быть объединены в общий сюжет, интересный для современного ребёнка и побуждающий его к выполнению учебных заданий.

Под воздействием проводимой педагогом воспитательной работы и в процессе взаимоотношений у дошкольников складываются нравственные представления. Это предстовления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, дружбе, смелости, ответственности и т. д. В результате оценки поведения детей, воспитателем, подчёркивая положительных поступков рождаются положительные чувства у детей, формируются нравственные представления, готовность и в дальнейшем поступать хорошо. Важно, чтобы неодобрение неэтических поступков отдельных детей вызывало у них готовность исправить своё поведение. В формировании нравственных представлений  большое значение имеет побуждение ребёнка к объективной оценке своего поведения.

Среди методов формирования нравственных представлений особое место занимает сюжетно-ролевая игра. Это самая понятная, любимая детьми деятельность, в которой они отражают свои интересы, свой первый жизненый опыт, знания о труде взрослых. Очень важна здесь роль педагога. Оттого, насколько грамотно и ненавязчиво воспитатель даст детям новые знания, направит игру в новое русло, будет зависеть и успех игры, и настроение детей, и их взаимоотношение друг к другу. Дружеские отношения- особые для ребёнка отношения. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в сюжетно-ролевой игре, как и в дружбе, постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. В сюжетно-ролевых играх решается целый ряд задач по формированию нравственности, поставленный перед педагогом: умение вести себя в общественных местах, уступать место пожилым людям в транспорте, быть внимательными и отзывчивыми к окружающим, быть добрыми, помогать младшим, соблюдать общепринятый этикет и т. д.

В условиях целенаправленных педагогических воздействий у детей дошкольного возраста складываются основные группы нравственных качеств- гуманизм, коллективизм и патриотизм. К семи годам у ребёнка должны сформироваться относительно устойчивые нравственные качества.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования таких нравственных качеств, как организованность, самоконтроль, решительность, доброжелательность.

Детство- это тот период жизни, когда через сказку, песню, игру происходит накопление сакрального опыта, который станет в будущем основой философских взглядов личности. Ребёнок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему и происходит взращивание в нем тех качеств человека и гражданина, которые в последующий период определят смысл и цель его жизни, его потребности, этических. Мировозренческих позиций личности и её достоинства. Выступая одной из важнейших ценностных моральных категорий. Достоинство является одним из проявлений свободы личности, формируя уважение ребёнка к себе и к пространству собственной жизни, требовательность и ответственность за своё поведение в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Решение проблем нравственного воспитания в процесс сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста».

Авжян Оксана Александровна

Воспитатель МБДОУ ДС КВ №1 «Сказка» пгт.Джубга

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделённые собственными определёнными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают  свою , часто непостижимую для взрослого, реальность-мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определённого возрастного и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку- труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной. Формирование личности развития ребёнка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции- сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Игра как основа нравственного воспитания детей основывается на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Педагог, прежде всего, должен придумать возможность применения игровых приёмов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных положительных персонажей и действуют так как действовали бы герои.

Нравственное воспитание рассматривается в игре как одна из важнейших  сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются следующие качества:

  • Уважение к взрослым;
  • Ответственное отношение к выполнению поручений;
  • Умение дружно играть и  трудиться;
  • Справедливо  оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • Формируются    навыки  культурного  поведения,  этические  представления, развиваются гуманные чувства.

 Игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Она  содержит «идеальную форму» будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнка форме. Здесь игра не разъединяет, а, напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и «взросления», подготовки ребёнка к будущей жизни.

Игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает из социальных условий жизни ребёнка в обществе, -социальна по содержанию, мотивам и функциям.

На основании психолого-педагогических исследований по формированию нравственности, сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста должны строиться следующим образом.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта, знакомства с художественными произведениями, различных событий, фантазирования и т. п.

Следовательно, при обучении детей старшего дошкольного возраста игровые методы и приёмы должны включать игровую мотивацию на основе сюжетосложения. В содержании игровой мотивации различные события, действия героев из художественных произведений могут быть объединены в общий сюжет, интересный для современного ребёнка и побуждающий его к выполнению учебных заданий.

Под воздействием проводимой педагогом воспитательной работы и в процессе взаимоотношений у дошкольников складываются нравственные представления. Это предстовления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, дружбе, смелости, ответственности и т. д. В результате оценки поведения детей, воспитателем, подчёркивая положительных поступков рождаются положительные чувства у детей, формируются нравственные представления, готовность и в дальнейшем поступать хорошо. Важно, чтобы неодобрение неэтических поступков отдельных детей вызывало у них готовность исправить своё поведение. В формировании нравственных представлений  большое значение имеет побуждение ребёнка к объективной оценке своего поведения.

Среди методов формирования нравственных представлений особое место занимает сюжетно-ролевая игра. Это самая понятная, любимая детьми деятельность, в которой они отражают свои интересы, свой первый жизненый опыт, знания о труде взрослых. Очень важна здесь роль педагога. Оттого, насколько грамотно и ненавязчиво воспитатель даст детям новые знания, направит игру в новое русло, будет зависеть и успех игры, и настроение детей, и их взаимоотношение друг к другу. Дружеские отношения- особые для ребёнка отношения. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Следовательно, в сюжетно-ролевой игре, как и в дружбе, постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. В сюжетно-ролевых играх решается целый ряд задач по формированию нравственности, поставленный перед педагогом: умение вести себя в общественных местах, уступать место пожилым людям в транспорте, быть внимательными и отзывчивыми к окружающим, быть добрыми, помогать младшим, соблюдать общепринятый этикет и т. д.

В условиях целенаправленных педагогических воздействий у детей дошкольного возраста складываются основные группы нравственных качеств- гуманизм, коллективизм и патриотизм. К семи годам у ребёнка должны сформироваться относительно устойчивые нравственные качества.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования таких нравственных качеств, как организованность, самоконтроль, решительность, доброжелательность.

Детство- это тот период жизни, когда через сказку, песню, игру происходит накопление сакрального опыта, который станет в будущем основой философских взглядов личности. Ребёнок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему и происходит взращивание в нем тех качеств человека и гражданина, которые в последующий период определят смысл и цель его жизни, его потребности, этических. Мировозренческих позиций личности и её достоинства. Выступая одной из важнейших ценностных моральных категорий. Достоинство является одним из проявлений свободы личности, формируя уважение ребёнка к себе и к пространству собственной жизни, требовательность и ответственность за своё поведение в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"

Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Морская прогулка». Тема недели: «Путешествия»...

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...