Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»
статья

Фищук Марина Андреевна

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospriyatie_muzyki.docx16.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»

                       

                       

                                                               

Музыка имеет фундаментальное начало всего живого: ритм, мелодию, гармонию и поэтому оказывает  глубокое влияние  на эмоциональную сферу ребенка в силу своей   вибрационной и ритмической и мелодической природы. Влияя на эмоциональную сферу, она меняет настроение, позволяет ребенку почувствовать себя в настоящем времени, а также перенестись в прошлое и будущее при помощи звуков. Музыка развивает экспрессию человека - двигательную речевую мимическую. Создает вокруг себя звуковую среду, позволяет снимать стрессы, развивать  «внешний»

( способность слышать звуки) и «внутренний» (способность слышать музыку внутри себя) слух. Дети приобщаются к искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, пение, исполнительство, творчество и т.д.

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

Музыкальное восприятие является ведущим видом деятельности, который обогащает все музыкальные проявления детей. Значит важно на протяжении всего занятия побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке, чувствовать осознавать меняющийся характер, настроение музыки. Это будет способствовать главной задаче музыкального восприятия детей - эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для осуществления этой задачи  я  применяю различные методы и приемы. Такие, как - наглядный, словесный , практический.

Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой

( исполнительство ), наглядно-зрительный ( показ иллюстраций, применение наглядных пособий ).

Словесный метод имеет огромное значение  в музыкальном воспитании. Беседа о музыке должна быть яркой, образной, краткой, направленной на характеристику содержания музыкальных произведений.

Практический метод помогает глубже почувствовать и осознать  значение средств музыкальной выразительности.

Метод сравнения  является одним из действенных приемов, который активизирует процесс восприятия, делает его более осмысленным, глубоким, дифференцированным. Прием контрастного сопоставления муз. произведений позволяет в проблемной форме показать  муз. произведение, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Метод сравнения я использую, столкнувшись с такой напр. Проблемой, как поверхностное восприятие музыки, которое выражается в несогласованности движений с характером музыки, вялой ходьбой. Я предлагаю детям для прослушивания     различные по характеру, но близкие по тематике марши. Определяю тему занятий, как знакомство с жанром марша. Занятия строятся так, чтобы привлечь детей к звучанию музыки, углубить их восприятие, помочь понять им  глубже и тоньше характер музыки, вслушаться в ее звучание. Определив восприятие музыки  как основной вид деятельности, дети выражают характер музыки разными способами с помощью других видов деятельности. Поэтому другие виды деятельности являются вспомогательными, но все задания в этих видах деятельности направлены на решение главной задачи - углубить музыкальное восприятие детей, понять характер музыки.

В пении, движении, играх,творческих заданиях используются такие приемы, которые подчеркивают элементы музыкально значимые для выбранной темы. Это приобщает детей к данной теме.

Выбрав для слушания «Марш» Шульгина, при первоначальном знакомстве я предлагаю различить чувства,настроения, выраженные в музыке, даю детям понять, что музыка имеет свой язык, свою речь,она обо всем может рассказать, только не словами, а звуками.

Нужно внимательно вслушиваться в ее звучание. Сообщаю, что пьеса эта марш, называю композитора, предлагаю определить характер произведения. После этого исполняю произведение целиком. Затем я провожу опрос детей, дополняю ответы. Рассказ ребенка является важной составляющей частью, своеобразной диагностикой: ребенок определяет характер произведения, выражая свои ощущения возникающие при прослушивании произведения.Затем дети еще раз прослушивают произведение с закрытыми  глазами и представляют себе все, что заложено в музыке в виде зрительных картин. Произведение звучит целиком.

Для стимуляции восприятия данного произведения объединяются разные виды деятельности на занятии. Подбираются музыкальные произведения, имеющие характерные особенности  марша -(бодрый, энергичный характер, четкий ритмический рисунок).Каждый вид деятельности включается в работу по музыкальному восприятию постепенно, последовательно. После первоначального прослушивания произведения, в разделе пение, дети исполняют песни, написанные  в характере марша. Напр. « Праздник веселый» Кабалевского или « на речку»  Львова-Компанейца. Это развивает музыкальную память ребенка, закрепляет представление о характере марша, развивает умение детей пением, голосом передавать бодрый, четкий характер марша, петь с подъемом, четко произнося слова.

На следующем занятии, исполняя фрагмент марша, я предлагаю детям вспомнить название произведения,  автора, высказаться о характере произведения в целом ( торжественный, бодрый, праздничный, веселый ). Предлагаю детям прослушать произведение еще раз целиком. Выделяю вступление и предлагаю определить каким музыкальным инструментом можно подчеркнуть ритмичный характер вступления ( на столе представлены погремушки, колокольчики, барабан, кубики ). Дети самостоятельно выбирают инструмент ( барабан ). Прошу детей хлопками передать ритм вступления. Затем предлагаю представить себя барабанщиками и услышав сигналы барабана ( музыкальное вступление ), изобразить, что они играют на воображаемых барабанчиках. Исполняется фрагмент ( вступление ). Далее для активизации процесса музыкального восприятия детям предлагаются творческие музыкально-игровые задания. Дети визуализируют в движении все то, о чем говорит им музыка. Можно предложить детям действовать с атрибутами. Это оставляет яркие, незабываемые впечатления, тем самым усиливая процесс восприятия музыки. Произведение звучит целиком. Кто-то из детей становится барабанщиком, собирая всех на парад, кто-то шагает в колоннах с флажками, цветами, а кто-то становится военным. Каждый ребенок в движении старается передать жизнерадостный, бодрый характер марша.

Для укрепления представлений о характере марша в разделе музыкально-ритмические движения, для развития умения детей передавать характер марша четкой, ритмичной ходьбой детям предлагается упражнение, напр. «Марш» Ломовой.

Для создания атмосферы радостного игрового действия, играя в игру «Светофор», дети выполняют  игровые действия, изображая пешеходов, передавая в движении характерные особенности марша.

На следующем этапе для сравнения я знакомлю детей с «Маршем» Шостаковича. Рассказываю о композиторе, показываю портрет. Прошу детей  определить, что это? Песня, танец, марш? Произведение звучит целиком. Дети определяют жанр марша. Именно здесь я заостряю внимание на звучание марша и знакомлю детей с разными определениями характера марша ( марши бывают торжественные, бодрые, веселые, шутливые,  игривые, скорбные, грустные ). Прошу детей сравнить « Марш» Шостаковича   со знакомым  «Маршем» Шульгина и определить характер двух маршей. Дети определяют характер   1 марша ( праздничный, бодрый ) и 2 марша ( шутливый, веселый, игривый, игрушечный, так могут шагать игрушечные   солдатики, игрушки ).Чтобы подчеркнуть контрастность  произведений оба произведения исполняются целиком. Дети с закрытыми глазами слушают музыку, представляя  ее в виде зрительных картин. Затем я предлагаю детям визуально  выразить впечатление от музыки в линиях, красках, оттенках, пятнах (динамические рисунки), которые передают настроение, душевное состояние, вызванное музыкальным образом, произведением. Развивая представление детей о характере марша,а также для развития слуха и голоса я предлагаю детям попевку в характере марша, где дети голосом передают маршевый характер попевки, развивая свой голосовой аппарат,а также отхлопывают ритмический рисунок попевки и выкладывают его на фланелеграфе.

Далее на занятии, на следующем этапе я исполняю фрагменты 2 маршей, дети вспоминают название произведений, их авторов, характер маршей. Затем я предлагаю еще раз прослушать «Марш»

Шостаковича и обратить внимание на звучание музыки. Всегда ли одинаково она звучит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка....

«Физкультура, спорт, ВФCК ГТО как средство формирования личности ребенка»

     В обществе физкультура и спорт являются важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со...

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.

Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Консультация для родителей «Общение как средство формирования личности ребенка»

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чем...

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры ...