Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лучинкина Юлия Владимировна

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gostyakh_u_mastera_karandasha.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности  по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе          «В гостях у мастера карандаша».

Образовательная область: речевое и художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: закрепить знания детей о звуках «К», «О», о народном декоративно-прикладном искусстве «Хохлома», последовательности этапов рисования элементов хохломской росписи (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»).

Задачи.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к отечественным традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству, к рисованию элементов хохломской росписи.

Развивающие: развивать фонематический слух, чувство цвета, композиции, ритма, умение использовать характерные для хохломской росписи элементы узора и цветовую гамму, эстетический вкус при восприятии произведений искусства, мелкую мускулатуру тонких движений рук.

Образовательные: упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах), анализировать предложение.

Планируемый результат: дети умеют давать характеристику звукам, анализировать слоговую структуру слова,  предложение, делить слова на слоги. Знают элементы хохломского узора, умеют составлять композиции и подбирать цветовую гамму характерную для хохломской росписи. Дети умеют поэтапно воплощать задуманный замысел рисунка, работать над материалом в соответствии с целью, радоваться хорошему результату, проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, имеют учебные навыки.

Методические приемы: беседа, вопрос – ответ, анализ, показ, объяснение, рассматривание, указание.

Наглядные средства обучения.

Демонстрационный материал: письмо сюрприз в конверте; на ватмане написаны слова: камыш, азбука, радуга, алфавит, небо, дом, апрель, шалаш; цветное изображение мастера - карандаша; коробка с цветными карандашами, вырезанные из бумаги; предметы декоративно-прикладного искусства с хохломским узором.

Раздаточный материал: стаканчики непроливайки, кисти, краски – гуашь, подставки для кисточек, палитра, губка, силуэтное изображение мисок и ложек, тонированные в чёрный цвет.

Предварительная работа: знакомство со звуками и их характеристикой, организация выставки из хохломских изделий «Золотая Хохлома», беседа с детьми о хохломском промысле, об особенностях узора и композиции, рассматривание хохломских узоров, рисование элементов хохломской росписи на плоскостных силуэтах.

Ход НОД

- Ребята, сегодня я хочу пригласить Вас (пауза, обращаю внимание на письмо, лежащее на подоконнике)

Кто-то бросил нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет нам лицо?

Может это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Вам хочется узнать от кого это письмо?

- Но для начала вам нужно прочитать слова, которые написаны на ватмане и по первым буквам каждого слова Вы узнаете от кого письмо.

Дети читают слова на ватмане: камыш, азбука, радуга, алфавит, небо, дом, апрель, шалаш.

- Молодцы! Скажите, какой первый звук в слове «камыш»? (Звук «К»)

- Звук «К» в слове «камыш», какой? (согласный, твёрдый, глухой звук)

- Почему он согласный? (потому что звук «К» не поётся)

- Каким образом Вы определили, что звук «К» глухой? (когда мы произносим звук «К» голос звучит глухо, горлышко не дрожит)

- Молодцы! Всё правильно ответили. Скажите в слове «небо», какой звук стоит последний? (Звук «О»)

- Расскажите, звук «О», какой? (Звук «О» гласный, потому что он поётся)

- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы, теперь предлагаю прочитать слово, которое у нас получилось по вертикали. (Карандаш)

- Значит, нам пришло письмо от мастера карандаша, давайте прочитаем:

«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я мастер карандаш приглашаю Вас на конкурс знатоков изобразительного искусства. Отправляясь в путь, не забудьте взять моих верных помощников – цветных карандашей»

(Обратить внимание детей на коробку с карандашами)

- Ребята, это и есть помощники мастера карандаша, посмотрите, на каждом карандаше написана буква, наверное, здесь должно быть написано задание для нас. Попробуем его прочитать. А чтобы легче нам было читать, предлагаю расположить цвета карандашей по порядку цветов радуги и мы узнаем задание. Будьте внимательны. (Выполнив задание, дети читают слово «Хохлома»)

- Сколько слогов в слове «Хохлома»? (В слове «Хохлома» три слога)

- Какой слог первый? Второй? Третий? (Первый слог «хох», второй «ло», третий «ма»)

- Молодцы, ребята! А теперь составьте предложения  со словом «хохлома». (Дети составляют несколько предложений. Совместно с детьми выполняем анализ предложений: сколько слов в предложении? Какое слово первое в предложении? Какое слово второе? Какое слово третье? И т.д.)

Физкульминутка.

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

ходить по кругу

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Вверх летели

потянулись вверх

Вниз летели

присели на корточки

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

Обратить внимание детей на выставку.

- Ребята, на выставке представлены предметы декоративно – прикладного искусства. Предметы, какой росписи здесь представлены? Как вы думаете, почему эти предметы называют «золотыми», ведь они сделаны не из золота? (Потому что у некоторых предметов золотой фон, а у других – золотые листья, цветы, ягоды)

- Кто знает, почему эти красивые изделия называют «хохломскими»? (Потому что эти предметы изготавливают в селе Хохлома)

- Откуда художники берут чашки, миски, вазы для росписи? (Вытачивают из дерева)

- Хорошо, а что дальше происходит? (Вначале мастера грунтуют поверхность, потом когда грунт высохнет, натирают льняным маслом, а затем ставят в печь. Когда предмет высохнет, покрывают олифой несколько раз, затем его натирают порошком алюминия и чаша становится серебристой. Затем мастер приступает к росписи и ставит предмет в печь. Затем покрывает лаком несколько раз и снова ставит в печь. От жара серебряная посуда становится «золотой»).

- Вы молодцы, знаете технологию изготовления хохломских изделий. А какими элементами хохломской росписи художники расписывают свои изделия? (Ягоды – смородина, малина, вишня, клубника, листья, декоративные цветы, «травка», завитки).

- Правильно, как располагают узор на изделии? (края украшают каймой, а узор пишут на всем фоне).

- Молодцы! Назовите три основных цвета хохломской росписи?

(Красный, черный, «золотой»)

- Хорошо, а какие цвета являются дополнительными? (Зелёный и желтый).

Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, предлагаю вам сделать подарок для мастера карандаша: расписать миски и ложки хохломским узором. Закройте глаза и представьте себе, каким узором Вы будете расписывать свои предметы, как его расположите.

Проходите в творческую мастерскую и начинайте расписывать свои изделия.

Самостоятельная работа детей. Звучит музыка из сборника «Ромашковая Русь» музыка Ю. Чичкова.

Анализ детских работ. Вместе с детьми найти наиболее похожие изделия, расписанные хохломским узором.

- Вы, ребята, молодцы! На славу постарались, и за ваши знания о хохломском промысле мастер карандаш дарит медали.

Каждому ребенку вручается медаль знатока изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Чудеса зимнего леса".

Цель: Обогащать представления детей о зимней природе посредством музыки, живописи, поэзии.Задачи: Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" в старшей группе"

Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-творческой деятельности (рисование) в старше группе: «Зимние деревья»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по художественно-творческой деятельности (рисование) в старше группе: «Зимние деревья»Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «Познавательное развитие» в старшей группе «В гостях у лесных жителей»

Конспект НОД по "Познавательному развитию" в старшей группе "В гостях улесных жителей", оформленный в логике образовательной деятельности, по новым требованиям....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гостях у куклы Маши»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада. Занятие построено таким образом, что в игровой форме позволяет выяснить уровень усвоемости материала по данному разделу рабочей программы....

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе комбинированной направленности "Дымковские мастера"

Итоговое занятие по декоративному рисованию в старшей группе комбинированной направленности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Моя любимая сказка»

Организационный моментПедагог в народном платке: Здравствуйте, дети, я – бабушка Варварушка. Детям сказки рассказываю. Мне очень приятно, что вы ко мне в гости пришли, присаживайтесь, пожалуйста...