Конспект НОД на тему "Цирк"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яковлева Наталья Егоровна

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе с ФФНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsirk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе с ФФНР.

Тема: Мы едем сегодня в цирк».

Цель: автоматизация звука [ р] в  словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о цирке; закрепить знания детей об артистах, выступающих в цирке; закреплять у детей навыки счета в пределах 6-ти; закреплять представление о животных.

Развивающие: продолжить развивать навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику рук; развивать у детей психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, познавательный интерес; доделывать начатую работу до конца и получать эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.

Обогащать словарь детей словами: артист, арена, фокусник, жонглёр, дрессировщик, клоун, цирк

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в цирк.  Нас ждет интересное представление. А вы любите цирк? ( Ответы детей).

- А какое у вас настроение, когда вы находитесь в цирке? ( Ответы детей).

Ребята, а на чем же мы с вами можем отправиться в цирк? ( Ответы детей). Садимся.

- Сложите разрезную картинку, и тогда мы узнаем, на чем же можно доехать до цирка.

 Дети составляют предложение с названием того транспорта, который получился на картинке.

- А на чем мы можем доехать до цирка по городу? ( Ответ детей.)

- Ну что, давайте заводим моторчик, на нашем маршрутном такси и вперед в путь. ( упр. « Заводим моторчик»). (  Видео с 23 сек)

Вот мы с вами и добрались до цирка. ( Слайд 1)

2.  Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые выступают в цирке?

( Ответы детей).

- В цирке выступают артисты.

- А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты?

 (Ответы детей).

-   Артисты цирка выступают на арене (Слайд 2). Я предлагаю побыть артистами цирка.

  •       Представьте, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Лягушка» ( Слайд 3)

  • А теперь на сцене появился дрессированный  слон с длинным хоботом упражнение «Хоботок»
  • Представим на цирковой арене фокусника.

Упражнение «Фокус» ( Слайд 4)

  • А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка» ( Слайд 5)

  •  Вот на сцене клоун, который весело играет на гармошке.

Упражнение « Гармошка» ( Слайд 6).

  • А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик» ( Слайд 7 )

3.Автоматизация звука.

  1) в словах (Слайд 8-14)

 -Ребята, кто же сейчас появился на арене цирка? (Ответы детей)

 Фокусник будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

Рот – ротик

Рыба – рыбка

Пирог – пирожок

Перо – пёрышко

Топор – топорик

Ковёр – коврик

Вертолет – вертолетик

Роза - розочка

2)  в предложениях (Слайд 15)

- Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

- Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.

– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.

- Речка плавает в рыбе.

- Грядка растет на помидоре.

4. Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

 Игра «  Веселый счет». (Слайд 16)

- Ребята, посмотрите, кто появился на арене? ( Ответы детей).

- Это не простые тигры, а дрессированные. А вы знаете, как называется профессия человека, который дрессирует тигров? (Ответы детей).

- Мы с вами превратимся в тигров, и  должны  столько раз проговорить чистоговорку, которую  я скажу, какую цифру покажет дрессировщик:

Тра – тра – тра – дети в цирк идут с утра.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Ра- ра -ра- ра- радуется детвора

Ру-ру-ру-ру- поглядите- кенгуру

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.

5. Развитие звукового анализа (Слайд 17)

-А сейчас я предлагаю вам побыть дрессировщиками.

 Тигру по команде нужно занять один из трех мячей. На первый мяч тигр прыгает, если звук [р] находится в начале слова, на второй – если в середине и на третью – если в конце. На арене цирка будут появляться дрессированные животные,  ты их будешь называть и ставить тигра на нужный мяч.

6. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

-  Во время представления громко играет цирковой оркестр. ( Слайд 18) .

А вы знаете кто руководит оркестром? – Дирижер- щелчок

- Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

- Молодец! Правильно назвал инструменты! ( Слайд 19) 

Как назовём человека, который играет на гармошке?  (Гармонист)- щелчок

7. Итог занятия.

- Пора возвращаться домой .

Садимся в наше маршрутное такси и заводим моторчик ( Видео)  

- Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

- А какой звук мы брали с собой в цирк?

пар — 3

пру - 3      бро - 2    pop - 3      рэр - 2

- Молодец!

2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

- На арене выступает клоун.  Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем  ему?

- Да.

- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка,

Торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик,рубашка – рубашечка.

5. Динамическая пауза

- Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

6. Развитие звукового анализа.

- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.

7. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.

8. Итог занятия.

- Пора возвращаться домой.  

- Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

- А какой звук мы брали с собой в цирк?

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в наш красивый, нарядный зал. У меня есть для вас что-то очень интересное. Это – зонтик.

Этот зонтик непростой, он волшебный – вон какой!

Вы под зонтик все идите, дружно ручку покрутите.

Ты крутись, крутись, крутись, возле цирка очутись!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где это мы?

Дети: Это цирк!

Воспитатель: А вы любите цирк?

Дети: Да!

Воспитатель: А какое у вас настроение, когда вы находитесь в цирке?

Дети: Веселое, радостное.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто выступает в цирке? Как называют этих людей?

Дети: Артисты.

Воспитатель: А кто знает, как называется сцена, на которой выступают артисты?

Дети: Арена.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с артистами цирка и сами попробуем стать артистами.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

VII

Корзина, комар, рыбак, сыр, муравей, рукавица, самовар, корона, сахар, рога, огород.

-Молодец!

-И на последок выступит цирковой оркестр. Давай посмотрим, на каких инструментах играют в оркестре.

Труба, гитара, скрипка, барабан, гармошка.

-А как называются люди, которые играют на них?

-Правильно!

(Фокусник)

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

VIII. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: - Первыми на арене цирка выступают гимнасты – они нам покажут артикуляционную гимнастику, а помогут им в этом Волшебные кубики и зеркала.

  1. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Вспомним некоторые цирковые номера.

  • Представьте, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

  • А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

  • Представим на цирковой арене фокусника.

Упражнение «Фокус»

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.

  • А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

  • А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....