«Конспект образовательной деятельности по обучению русскому языку как неродному в средней группе по теме: «Сладости для Маши»»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Одной из задач в работе воспитателей на сегодняшний день является обучение воспитанников русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях. Актуальность данной работы очень высока, ведь для комфортной жизнедеятельности в коллективе, реализации собственных потребностей, достижения успеха в различных образовательных областях детям необходимо обладать одной из важнейших человеческих функций – речью. Именно речь помогает ребёнку быть активным членом социума, развиваться разносторонне, легко и быстро удовлетворять свои потребности. Дети, осваивающие русский язык как неродной, требуют особого внимания к себе. Здесь нужно проявить индивидуальный подход, оттолкнуться от особенностей развития дошкольника, его интересов и выбрать те формы взаимодействия, технологии и дидактические материалы, которые, действительно, продуктивно повлияют на освоение русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования детей)

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы №460

Пушкинского района Санкт-Петербурга ______________________М.Л.Пичурина

Методическая разработка занятия по «Речевому развитию» по теме:

«Конспект образовательной деятельности

по обучению русскому языку как неродному в средней группе по теме: «Сладости для Маши»»

воспитатель ГБОУ школы № 460 Пушкинского района СПб

Лозукина Галина Ивановна

Санкт-Петербург

2023

Пояснительная записка

Одной из задач в работе воспитателей на сегодняшний день является обучение воспитанников русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях. Обучение это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считается специально организованная образовательная деятельность, во время которой ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Актуальность данной работы очень высока, ведь для комфортной жизнедеятельности в коллективе, реализации собственных потребностей, достижения успеха в различных образовательных областях детям необходимо обладать одной из важнейших человеческих функций – речью. Именно речь помогает ребёнку быть активным членом социума, развиваться разносторонне, легко и быстро удовлетворять свои потребности. Дети, осваивающие русский язык как неродной, требуют особого внимания к себе. Здесь нужно проявить индивидуальный подход, оттолкнуться от особенностей развития дошкольника, его интересов и выбрать те формы взаимодействия, технологии и дидактические материалы, которые, действительно, продуктивно повлияют на освоение русского языка.

Участники: дошкольники 4 – 5 лет.

Место проведение: групповая комната.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения русским языком.

Задачи:

Образовательные:

- расширить словарный запас детей;

- тренировать детей в построении простых предложений;

- научить детей распознавать, называть и показывать эмоции;

- продолжать знакомить детей с жанром авторской сказки;

- закреплять умение использовать в речи пространственные предлоги;

- тренировать чёткое произношение звуков «Ш», «Ц».

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать читательскую грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

- у детей расширится словарный запас;

- дети научатся строить простые предложения;

- дети научатся распознавать, называть и показывать эмоции;

- дети продолжат знакомиться с жанром авторской сказки;

- у детей закрепится умение использовать в речи пространственные предлоги;

- дети смогут чётко произносить звуки «Ш», «Ц».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология модерация, ТРИЗ, биоэнергопластика, координационная лестница.

Оборудование и материалы: бубен, следы Маши (заранее приклеиваются к полу), коробочка с фантиками от конфет, лист с наклеенными фантиками и листы картона с отверстиями в разных местах (5 – 6 штук), координационная лестница (можно сделать из скакалок или цветного скотча).

Раздаточный: пластилин, палочки.

Ход.

(Воспитатель привлекает внимание дошкольников при помощи бубна).

Воспитатель:

Бубен мой, звени, играй,

Всех ребят в круг приглашай.

Друзья, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поздороваться друг с другом. Этим бубном мы будем звенеть и говорить слово «здравствуйте».

Где звенеть, подскажу я.

(Педагог демонстрирует детям способы выполнения задания. Потом даёт устную инструкцию, которую дети выполняют).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чьи это следы на полу?

(Дети высказывают предположения).

Давайте пройдём по ним и узнаем. (Дети идут по следам и приходят к Маше).

(Фрагмент из мультфильма «Маша и медведь» «Сладкоежка» 1 куплет)

Маша (девочка из подготовительной группы): Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. Я пришла к вам, чтобы рассказать, что я очень люблю сладости. Но, к сожалению, все они закончились. Мишки сейчас нет дома, никто не может дать мне что-то вкусное. Кто бы мог помочь мне найти и съесть что-то сладкое?

Дети: Мы поможем!

Воспитатель: Отлично! Я очень рада, что вы такие добрые! А сейчас давайте начнём помогать нашей Маше – сластёне.

Этап 1.

(Маша случайно роняет коробочку с фантиками, как бы подбрасывая их, чтобы фантики разлетелись в разные стороны. Действие происходит на ковре).

Воспитатель: Ох, сколько фантиков! Это наша Маша ест конфеты и собирает фантики от них. Ей очень нравится ими шуршать. Давайте тоже попробуем. Давайте, каждый возьмёт фантик в руки. А теперь шуршите им и одновременно произнесите: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш».

ТРИЗ «Подзорная труба».

Воспитатель: Ребята, а вот на этот лист Маша приклеила фантики самых любимых своих конфет. Давайте мы рассмотрим их очень тщательно.

(Далее педагог предлагает нескольким детям проделать упражнение с листом картона. На каждом листе картона сделано только одно отверстие (на каждом листе разные места), в которое виден сюжет или элемент картинки с одного фантика. Дети накладывают картон и говорят, что именно они видят. Дети используют модель: «Я вижу»).

Примеры:

Я вижу малину.

Я вижу белку.

Я вижу шляпу.

Я вижу самолёт.

Я вижу медведя и т.д.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, нашли самые любимые конфеты нашей гостьи.

Этап 2. Элемент театрализации.

Маша: Как же я радуюсь, когда нахожу что-то сладенькое дома. И как мне грустно, когда в доме нет ничего вкусного.

Воспитатель: А давайте вместе с Машей попробуем показать эти эмоции (Маша показывает эмоции, дети их повторяют и проговоривают).

1. Маша удивлёна, что конфет нет. Эмоция удивление.

#1052;аше радостно, что конфеты ещё есть в шкафчике. Эмоция радость.

3. Маша грустит, что конфет не осталось. Эмоция грусть.

4. Маша злая, что кто-то съел конфеты. Эмоция злость.

5. Маша счастливая, что мама принесла много конфет. Эмоция счастье.

(Дети выполняют упражнение).

Воспитатель: Вы прекрасные актёры, у вас всё хорошо получилось.

Физкультминутка.

Воспитатель: Сейчас предлагаю немного отдохнуть и размяться, как это делают зайцы. В этом задании нам поможет необычная лестница.

Прыжки нужно осуществлять именно таким способом.

(Педагог показывает любой подходящий способ перемещения по координационной лестнице. Дети выполняют упражнение. Каждый раз, когда дети прыгают, они произносят: «Прыг»).

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, конечно, больше всего Маша любит сладости, которые ей готовит Мишка. Она даже сказку про это придумала. Встаньте возле своих мест и помогите нам её рассказать.

Сказка с использованием биоэнергопластики.

На лесной опушке (арт. упр. Лопатка, ладони с сомкнутыми пальцами опущены вниз) в маленькой избушке (Варенье, кисти рук движутся вверх-вниз) жил-был зайчишка Тошка (Заборчик, ладони в вертикальном положении, пальцы сомкнуты).

Каждое утро мама зайчиха пекла для него вкусные бублики (Бублик, пальцы образуют круг). Тошка за обе щеки уплетал их (Месим тесто, руки в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениями челюстей).

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки (Чашечка, ладони соединены в форме чашки). Ароматный запах разносился по всему лесу.

Однажды, в гости к зайцам заглянула веселая змейка (произносить звук Ш длительно, коротко, руки перед грудью). Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке, Ш, а после угощения благодарила, Ш. (руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя, волнообразные движения руками вперед).

Этап 4.

Воспитатель: Ну что же, пока Мишка занят мы сами сделаем для Маши вкусные конфеты. (Педагог раздаёт детям пластилин и палочки от Чупа-чупсов).

Мы скатаем для Маши вкусный круглый леденец. Во время приготовления леденца будем произносить вот такие строчки:

Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Любит Маша леденцы.

(Дети катают шарик из пластилина и произносят слова сначала хором. Потом педагог просит нескольких детей проделать упражнение индивидуально).

Воспитатель: Друзья, у вас получились прекрасные леденцы для Маши. Воткните в них, пожалуйста, палочки, и они будут готовы.

Маша: Ребята, огромное спасибо. Мне сейчас очень весело! Я вижу, какие красивые и вкусные леденцы вы сделали для меня! Я побежала домой, до встречи и не забывайте, пожалуйста, что кушать много сладкого очень вредно для наших зубов и животиков. (Фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь» Сладкоежка 2 куплет)

(Дети прощаются с героем. ).

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас помоем ручки и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1. Трясорукова Т.П. Развитие речи: 4- 5 лет / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2019.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению русскому языку (Развитие речи)

Конспект окрытого занятия по обучению русскому языку    детей татарской национальности  с использованием УМК (учебно-методического комплекта)...

Конспект НОД по обучению русскому языку для детей старшей группы "Магазин игрушек".

Конспект НОД по обучению русскому языку для детей старшей группы "Магазин игрушек" с использованием учебно-методического комплекта " Изучаем русский язык" Гаффаровой С.М....

"Весна. Лес, деревья" занятие по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Поддержание интереса детей к изучению русского языка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях....

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

"В гостях у осени", конспект образовательной деятельности по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Образовательная деятельность по обучению русскому языку татароязычных детей на осеннюю тематику. мАТЕРИАЛ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ...

«Современные педагогически технологии: новации в обучении русскому языку как неродному в дошкольных образовательных организациях»

     На сегодняшний день жители бывших стран СНГ стремятся приехать в российские мегаполисы и ассимилируют среди местного населения, мигранты стараются дать своим детям образован...