конспект занятия "Одежда"
план-конспект занятия по рисованию по теме

Преснякова Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_odezhda.doc57 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_presn_2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Тема: Одежда

Образовательные цели. Расширение и уточнение представлений детей о человеке в истории и культуре (продолжение знакомства с историей возникновения одежды, с орудиями труда, которые применяются при изготовлении одежды). Расширение естественнонаучных представлений (формирование знаний о происхождении материалов, используемых для производства одежды).

Развивающие цели. Развитие мышления, памяти, речи, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные цели. Воспитание усидчивости, старательности. Формирование навыков коллективного выполнения действий.

Предварительная работа. Рассматривание предметных картинок с изображениями животных и растений и уточнение их названий. Отгадывание загадок о животных, растениях. Чтение корейской сказки «Знаем», сказки братьев Гримм «Три пряхи», индийской сказки «Соловей и хлопковый куст», персидской сказки «Коробочка», рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», сказки Э. Петишки «Как кроту штанишки сшили».

Оборудование. Предметные картинки с изображением птицы ткачика и ее гнезда, мышки-малютки и ее гнезда, веретена, прялки, современного прядильного станка, старинного и современного ткацкого станка, картинка с изображениями древних грека и гречанки в традиционной одежде — в хитоне и гиматии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.        Организационный момент. Объявление темы занятия

—        Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в те далекие времена, когда люди еще не знали, что такое одежда.

2.        Беседа о происхождении одежды

—        Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1.

(Воспитатель выставляет картинку — птица ткачик у гнезда.)

Открывайте глаза. Представьте себе, что мы с вами оказались в древнем тропическом лесу. Идем мы по лесу, любуемся диковииными растениями и вдруг видим искусно сплетенное гнездышко птички. Посмотрите внимательно на картинку, где изображены птичка и ее гнездо. Вы узнали птичку? Что вы можете вспомнить и рассказать о ней?

- Это ткачик, африканский родственник нашего воробья. Он сплетает свое гнездо из тонких травинок.

Правильно, это действительно ткачик. Он сплетает – ткет свое гнездышко из травинок. Обратите внимание, как похожи слова ткать и ткачик. Птички завязывают узлами травинки на тонких веточках, сплетает в кольцо их концы, потом приплетает к кольцу все новые травинки.

Полюбовались мы гнездом ткачика и пошли дальше. Ой, кто это копошится в траве у своего гнезда? Посмотрите на картинку. Вы  узнали животное?

 - Это мышка - малютка

- Верно. А вы помните как она строит гнездо?

- Она разделяет острыми зубками листья и стебли на узкие полоски и из нихъ сплетает гнездо.

- мы с вами увидели два искусно сплетенных гнезда. Древние люди тоже видели такие гнезда и стали использовать опыт зверей  и птиц в изготовлении различных предметов. Так они и научились плести циновки  и корзины. Потом приемы плетения стали использоваться при изготовлении одежды. Какие детали одежды и сейчас изготавливают способом плетения?

  • Воротники, манжеты...
  • Конечно. В основе вязания тоже лежит способ плетения. Какую вязаную одежду все вы носите?
  • Шапки, шарфы, кофты, рейтузы, платья, рукавички, носки.
  • Молодцы! Как много названий вязаной одежды вы вспомнили. Ну а теперь давайте опять закроем глаза и перелетим в то время, когда люди научились делать для изготовления тканей нити - прясть. Закрывайте глаза и считайте от10 до 1. (Выставляются иллюстрации —изображения прялки, веретена, ткацкого станка.) Вот мы и на месте. Откройте глаза и ответьте на вопрос: а зачем нужно прясть нити?
  • Люди стали прясть нити, чтобы, делать из них мягкие ткани. Из травы и соломы получались очень грубые изделия.
  • А кто может объяснить, что значит прясть?
  • Это значит скручивать волокна, чтобы получилась длинная и прочная нить.
  • А какие орудия раньше помогали людям прясть?
  • Сначала люди использовали веретено.

- Помните, в сказке Шарля Перро «Спящая красавица» принцесса укололась веретеном, когда захотела попробовать прясть?

  • Потом люди стали использовать прялку.
  • В какой сказке старуха пряла свою пряжу на прялке?
  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина.
  • А теперь людям помогают прясть
    специальные прядильные машины. Давайте рассмотрим их на картинке.

Еще в древности люди обратили внимание на растения и животных, которые могут дать волокна и шерсть для изготовления нитей. Какие растения человек использует для изготовления нитей?

  • Хлопок, лен, коноплю.
  • Шерсть каких животных можно прясть и использовать для изготовления тканей?

—        Шерсть верблюда, ламы, овцы, козы, собаки.

- Может быть, вы вспомните и названия насекомых, которых  используют в изготовлении нитей?

  • Это тутовый шелкопряд.
  • Из чего еще люди научились получать нити?
  • Из древесины  из нефти.
  • Научившись прясть нити, люди стали ткать из них ткани на ткацких станках. Теперь на ткацких фабриках используются современные ткацкие машины. Посмотрите внимательно на картинки.

3.        Игра-соревнование «Собери картинку»

—        Молодцы! Вы очень хорошо отвечаете на мои вопросы и выполняете задания. Посмотрите, в нашей машине времени лежит конверт. Что же в нем? Мы с вами прочитали сказку «Как кроту штанишки сшили» и рассказ «Как рубашка в поле выросла». Тут иллюстрации к этим произведениям. Но в полете случилось несчастье: картинки разорвались на мелкие части. Давайте соберем картинки.

(Педагог предлагает детям пройти на ковер, делит их на две команды, организует соревнование между командами.)

—        Команды закончили работу одновременно! Победила дружба! Вы отлично справились с заданием. А теперь возвратитесь на стульчики.

4.        Рассказ педагога из истории возникновения одежды: одежда в Древней Греции

— Продолжаем наше путешествие. Закрываем глаза и считаем. Мы оказались в Древней Греции. (На наборное полотно помещается картинка — грек и гречанка в традиционной одежде эпохи Древней Греции.) Здесь одежду просто сшивали из прямоугольного куска ткани. Одежда древних греков — хитон и гиматий. На плечах одежда закреплялась застежками фибулами и красивыми складками ниспадала вниз. Для того чтобы складки не расходились, по нижнему краю одежды крепились маленькие кусочки свинца. Больше всего греки ценили естественность и ясность линий. Их одежда требовала хорошей осанки, придавала фигуре стройность, подчеркивала достоинство человека. Жившие в солнечной, богатой яркими красками стране, греки ценили  многоцветье в одежде. Они умели красить ткани во всевозможные оттенки красного, желтого, коричневого и зеленого цветов. Я предлагаю вам изготовить одежду древних греков для наших кукол.

5.        Изготовление детьми одежды для кукол

  • Вспомните четыре этапа выполнения трудовых операций.
  • Это замысел, подготовка материалов, изготовление изделий, оценка работы.

-        У нас с вами есть замысел: мы решили изготовить одежду для кукол. Я приготовила четыре прямоугольных куска цветных тканей, булавки и застежки. Перед вами на
картинке образец. Давайте приступим к работе.

(Педагог делит детей на четыре группы, оказывает им помощь, следит за тем, чтобы при закладывании складок они не укололись булавками.)

-        Ну вот. Вы справились с очень трудной задачей. Давайте посмотрим, у кого получился самый красивый   хитон.   Обязательно объясните свой выбор, расскажите, почему вам нравится именно этот хитон.

6.        Организация окончания занятия. Оценка работы детей

—        Наше путешествие заканчивается. Садитесь на стульчики, закрывайте глаза и считайте от 1 до 10. Вот мы и вернулись в детский сад. Расскажите, что вы делали во время путешествия, о чем узнали, что вам понравилось.

(Дети рассказывают о том, что они видели и узнали.)

—        Все вы отлично работали. Молодцы!

 



Предварительный просмотр:

Цели:

Продолжать знакомить детей с техникой батик — закреплять последовательность выполнения с помощью элементов моделирования.

Учить применять знакомые нетрадиционные методы рисования на ткани — рисование акварелью по сырому фону. Вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения новых сочетаний, оттенков, «играя» красками по ткани — размывание вращательными движениями жидкой краски.

Уметь подбирать фон для будущего рисунка, сравнивая два контрастных цвета, использовав метод экспериментирования.

Формировать композиционные навыки — учить продумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные, прорисовывая концом кисти тонкие линии, дополнительные детали декорирования.

Развивать фантазию и творчество, воплощая в рисунке музыкальный образ.

Материал: рамки для батика с натянутой тканью, акварель, тампоны для фона, стаканчики для воды, салфетки, кисти разных размеров.

Зрительный ряд: букеты с цветами, фотографии с изображением весенних цветов, карточки-модели с последовательностью выполнения батика, карточки для подбора фона на каждого ребенка.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский, «Вальс цветов»; А. Вивальди, «Времена года», «Весна».

Литературный ряд: А. Плещеев, «Уж тает снег...».

Словарная работа: активизация словаря — батик, фон, весенние первоцветы, нарциссы, подснежники.

Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики — прорисовка мелких деталей цветов, тонких линий концом кисти.

Предварительная работа: беседа о весне, о первоцветах, знакомство со способами рисования цветов, рисование акварелью по сырому фону на бумаге.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть  Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Педагог

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

(А. Плещеев)

Про какое время года написал автор свое стихотворение?

Да, это весна! Прилет птиц, распускание первых листочков, появление первых весенних цветов. Их так и называют — весенние первоцветы.

Вы обратили внимание, как сегодня много здесь цветов и на фотографиях, и в вазе?

А какие вы знаете цветы-первоцветы? (Подснежники, ландыши, нарциссы.)

Конечно, нам здесь, на Севере, далеко еще до такой весны, но нам тоже хочется побыстрее почувствовать тепло и ласку весеннего солнышка, порадоваться весенним краскам. Я думаю, это дело поправимое. У нас есть краски, материал, и мы можем воплотить нашу весеннюю сказку на картине.

Рисовать сегодня будем на ткани. Кто мне напомнит, как называется эта роспись? Правильно, батик.

Давайте вспомним, в какой последовательности создается картина на ткани. В этом нам помогут карточки.

Дети вспоминают последовательность, оговаривая организационные моменты.

Прежде чем приступить к разукрашиванию фона, нам нужно подумать, какого цвета он будет. Для этого вы должны определиться, какие цветы вы будете рисовать. Давайте сделаем набросок на бумаге — вы можете придумать свое изображение цветов (напомнить, что это может быть веточка, букет в вазе, цветы на поляне. Закрепить цветовую гамму цветов. Напомнить детям, что располагать рамку можно по-разному, в зависимости от изображения, поэтому это нужно сразу отразить на бумаге, в наброске.}

Хорошо, вы теперь знаете, какие цветы будете рисовать. У вас на столах есть цветные карточки: маленькие — это цветы, большие — это фон. Начинайте подбирать (дети делают свой выбор).

Выполнение начальной стадии батика — закрашивание фона.

Дети покрывают тампоном всю поверхность водой, затем начинают наносить акварельные краски от темного к светлым пятнам.

Схема последовательности выполнения батика по сырому фону акварелью

1. Нарисовать эскиз будущей картины в карандаше на бумаге.

  1. Взять батичную рамку, ткань, кнопки и натянуть ткань на рамку.
  2. Смочить с помощью тампона всю площадь водой.
  3. Взять акварельные краски и покрыть всю площадь необходимым цветовым фоном, используя палитру.
  4. Для быстроты работы высушить феном поверхность ткани.
  5. Прорисовка основного рисунка цветовыми пятнами акварелью.
  6. После просушки — прорисовка мелких деталей.

Обратить внимание детей на скорость выполнения, так как фон может высохнуть. Напомнить о том, что красками можно «поиграть» для получения необычных эффектов. Можно использовать соль (дети тоже знакомы с этим приемом).

По мере выполнения первого этапа работы просушить ткань с нанесенным фоном феном (это получается постепенно, так как дети неодновременно справляются с заданием).

Физкультминутка

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Локти и предплечья прижаты друг

к другу, ладони сомкнуты в виде

лодочки перед лицом, затем раскрываются

в виде чашечки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Кисти рук в виде чаши делают

движения по часовой и против

часовой стрелки.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Пальцы плотно соединяются,

кисти рук медленно из чаши делают лодочку.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Кисти рук в виде лодочки или бутона

наклоняются вправо и влево.

Вторая часть

Прорисовка цветов. Предоставить детям самостоятельность в выборе способов изображения (цветовое пятно с последующей прорисовкой деталей, сухой кистью, методом тычка — предварительная работа). Обратить внимание на карты-схемы рисования цветов.

Во время рисования звучит музыка. Обратить внимание детей, что она должна им помочь, чтобы выразить отношение к красивому в природе.

Напомнить детям о правилах рисования акварелью.

Для более полной передачи строения цветов нужно сделать оживку — прорисовку деталей концом тонкой кисти — цветом более темного тона.

По окончании рисования рассмотреть все работы. Обсудить с детьми, получились ли они у них? Отразили ли они весеннее теплое настроение? Как они думают, с помощью чего у них это получилось?

В заключение дать положительную оценку работам детей, сказать что их рисунки подойдут для выставки «Весенняя капель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....