Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников
методическая разработка

Хасянова Лилия Искандеровна

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников

Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку

у старших дошкольников

Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке у детей старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания.

Теоретическое обоснование педагогической технологии.

Основным признаком музыкальности человека является переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание эмоционально по свое­му характеру, главным признаком музыкальности человека становится его способность эмоционально откликаться на му­зыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — это способ­ность погружаться в ее настроение, способность вчувствовать­ся, вживаться в музыкальные образы, это острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе воспри­ятия музыки.

Эмоциональная отзывчивость на музыку детей старшего дошкольного возраста — это главная составляющая музыкаль­ности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музы­ки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное со­держанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ про­изведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания. Эмоциональная отзывчивость как специаль­ная музыкальная способность прежде всего развивается в ходе восприятия музыки дошкольником.

Музыкальное восприятие — начальная ступень музы­кально-художественной деятельности, ни исполнительство, ни творчество не могут получить своего развития без данного процесса.

Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая именно музыка используется педагогом и каким об­разом осуществляется процесс ее восприятия ребенком. Оптимальными критериями для отбора музыкальных про­изведений, развивающих эмоциональную отзывчивость к музыке у старших дошкольников, будут:

 эмоциональность, чувственность музыки;

яркость, насыщенность музыкального образа и музы­кального повествования, захватывающая ребенка, вызыва­ющая у него интерес;

богатство эмоционально переживаемых оттенков музы­кальной интонации;

подготовленность ребенка к конкретному эмоциональ­ному переживанию в процессе слушания музыки (наличие опыта переживания реальной эмоции);

непривязанность произведения к тексту, отсутствие в нем четкого сюжета (рекомендуется отбирать инструменталь­ные произведения);

особое сочетание средств музыкальной выразительно­сти: мелодии, лада, темпоритма, формы произведения и др.

наличие солирующего инструмента, подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения; единообразие эмоциональной окраски произведения, его оттенки (рекомендуется отбирать этюды, прелюдии, ин­струментальные пьесы XVIII века, современные эстрадные композиции);

многократная повторяемость мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмо­циональную окраску образа, глубже прочувствовать его);

длительность звучания музыкального произведения (до 7, в отдельных случаях до 10 минут);

художественность и выразительность исполнения музы­кального произведения;

качество записи.

Условия реализации технологии:

Технология реализуется в условиях активного взаимо­действия педагога, музыкального руководителя, педагога-пси­холога, руководителя изостудии.

Необходимо оснастить развивающую среду группы, му­зыкального зала, кабинета психолога соответствующим обору­дованием и атрибутами.

Необходимо соблюдать следующие правила слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста:

А. Обязательное сохранение алгоритма слушания музыкаль­ных произведений с детьми старшего дошкольного возраста:

Привлечение детей к слушанию музыки, создание у них настроя на восприятие.

Первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.

Повторное слушание с последующим музыкальным анали­зом, разбором впечатлений и используемых средств музы­кальной выразительности.

Закрепление у детей представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем.

Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в художественной, игровой, тан­цевальной деятельности.

Б. Использование синтеза искусств, обращение к полиху­дожественным формам деятельности детей для развития у них эмоциональной отзывчивости к музыке.

В. Данная работа может быть проведена музыкальным руко­водителем на занятии, посвященном слушанию музыки и разви­тию музыкальных способностей старших дошкольников, или на вечерах развлечений. Ее могут также вести педагоги в процессе совместной деятельности с детьми. Возможно слушание музыки с ребенком в индивидуальном режиме, направленное на разви­тие эмоциональной отзывчивости к музыкальному произведе­нию. Подобная работа может стать частью занятия, посвящен­ного развитию речи детей либо занятия по изобразительной дея­тельности, во время которого с детьми рассматриваются пейзажные картины. Она может сопутствовать художественно-творческой деятельности дошкольников во всех ее видах.

Целесообразно проводить такую работу не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий с дошкольниками.

Диагностика

Направления и содержание диагностических процедур:

Исследуем:

своеобразие эмоциональных переживаний старших до­школьников в ходе слушания музыки;

особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения;

особенности реакции детей на музыку.

Анализируем музыкальный репертуар для слушания, ре­комендованный старшим дошкольникам образовательной

программой, по которой работает детский сад.

Для первого направления диагностики используем следу­ющие методы: полихудожественную тест-игру (методика Н. Г. Куприной), наблюдение за детьми в процессе восприятия музыкальных произведений, беседу о прослушанной музыке.

При организации полихудожественной тест-игры учиты­ваем:

—        специфические возможности исполнительской музы­кально-художественной деятельности ребенка старшего до­школьного возраста;

уровень развития художественно-исполнительских уме­ний старших дошкольников (двигательные и импровизацион­ные способности, физические качества ребенка, умение рисо­вать и др.);

параметры музыкально-слуховых представлений стар­ших дошкольников (необходимо учитывать, какие средства музыкальной выразительности ребенок этого возраста спосо­бен воспринять на слух).

I

Полихудожественная тест-игра «Танцы осенних листьев»

Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое действо с разнообразными формами полихудожественной деятельности детей. Педагог выступает в качестве ведущего-режиссера.

Проведение тест-игры предваряют: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы с педагогом о различных поэтических образах осени (золотая, | пышная, багряная, сказочно красивая; тихая, печальная, с ту­маном, тусклым солнечным светом; дождливая, унылая, гряз­ная, скучная и т.д.). Детям можно прочитать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А. Толс­того, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.

Диагностическое задание №1. Двигательная импровизация под музыку.

Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.

Краткая аннотация: этюд — произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего через всю пьесу согласно принципу остинатности (повторяемости). Педагогической задачей этого жанра является виртуозное ов­ладение определенным приемом. В этюдах Ф. Шопена каж­дый технический оборот становится носителем яркой и не­повторимой художественной идеи, а принцип остинатности 1 исчерпывающе выражает одно эмоциональное состояние. Этюд фа минор не имеет программного названия. Одна­ко   виртуозное   кружение,   россыпь   мелких  длительностей в высоком регистре могут вызвать ассоциации с трепещущи­ми от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, свер­кающими на солнце листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красотой. «Осенним» этот этюд делают минорный лад и особенно по­следняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная во­проса-ожидания.

Описание задания: детям предлагают представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение под звучащую музыку, им нужно вы­брать предметы, которые будут у них в руках и смогут украсить их танец. Предметы педагог заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи, полоски бумаги разного размера, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответ­ствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков, и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизиро­ванного танца дети могут менять предметы, постепенно ос­ваивая соответствующие музыке движения и подбирая соответствующие предметы.

После завершения звучания педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий крут. С началом звучания музыки каждый из них на короткое время выходит в центр круга — становится ведущим и придумывает движения. Сто­ящие в кругу копируют движения ведущего. Педагог, прини­мающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и за­поминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.

Диагностическое задание №2. Рисование музыки.

Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.

Описание задания: дети рисуют звучащую музыку, само­стоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму, а также материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т. д. Задание оце­нивается в соответствии с таблицей.

 Диагностическое задание №3. Темброво-шумовой акком­панемент.

Музыкальный ряд: (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной передаче «Женский взгляд» Оксаны Пуш­киной).

Краткая аннотация: медленный темп этой популярной со­временной композиции, долгие выдержанные звуки, вибри­рующие тембры электронных инструментов создают в вооб­ражении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого зве­нящего звука, завершаются мягкими, нисходящими линия­ми, напоминая о кружащихся падающих листьях.

Описание задания: Педагог раскладывает на столе различ­ные инструменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, барабаны, бубны, а также самодельные ин­струменты и звучащие предметы (жестяные баночки с кру­пой, связки пуговиц, стеклянные стаканчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т.п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и пред­метом, узнать, как они звучат, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осен­него парка, придумать соответствующие аналогии. Напри­мер, звучание маракасов — шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику — капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга — гром и т.д.

Далее педагог предлагает детям выбрать по два инстру­мента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а дру­гой — для бурной, ветреной, дождливой. После этого I включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте, извлекая звуки с той частотой и громкостью, которые считают нуж­ными. Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоционально-ритмической подстройки к звучащей музыке.

Диагностическое задание №4. Двигательная и импровиза­ция.

Описание задания: дети делятся на две команды: «деревья» и «листья».

«Деревья» встают в произвольном порядке зала на боль­шом расстоянии друг от друга в разных точках. В руках у них инструменты для аккомпанемента (уже выбранные ими во время предыдущей игры). У «листьев» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизиру­ющими осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листо­чек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом с ними. «Листочек» должен ориентироваться на звуки свое­го «дерева», чтобы не заблудиться. При повторной игре дети меняются ролями.

Прием завязывания глаз во время исполнения двига­тельной импровизации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоциональному вчувствованию в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.

Диагностическое задание №5. Рисование музыки.

Описание задания: дети рисуют звучащую музыку, само­стоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложен­ной схемой.

После выполнения задания все детские рисунки оформ­ляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение ри­сунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каж­дого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценке результатов.

Второе направление диагностики связано с необходимостью I анализа имеющегося музыкального репертуара для детей стар­шего дошкольного возраста. Результаты позволят вам понять: ] стоит ли обновлять репертуар для организации восприятия му­зыки современными дошкольниками? Достаточную ли эмоцио­нальную отзывчивость к музыке развивает музьгкальный репер­туар, предлагаемый образовательными программами?

В качестве диагностических методов используйте уже разработанные критерии анализа музыкального репертуара образовательных программ для детских садов и примерные вопросы для беседы с музыкальным руководителем или самоанализа. Необходимо отметить, что сегодня только три образовательные программы содержат рекомендации по ре­пертуару для слушания — это типовая программа под ре­дакцией М. В. Васильевой (авторы раздела по музыкальному воспитанию Н. А. Ветлугина и О. П. Радынова); программа «Истоки» (автор соответствующего раздела К. В. Тарасова) и программа «Из детства в отрочество» (автор раздела I Е. А. Дубровская).

Если вы работаете по другим образовательным програм­мам, то попробуйте проанализировать репертуар, который вы используете в ходе слушания музыки с детьми.

Критерии анализа музыкальных произведений, рекомендо­ванных для слушания дошкольниками:

эмоциональность, чувственность музыки;

яркость, насыщенность музыкального образа и музы­кального повествования;

богатство эмоционально переживаемых оттенков музы­кальной интонации;

соответствие эмоциональной окраски музыки жизнен­ному опыту ребенка;

особое сочетание средств музыкальной выразительно­сти: мелодии, лад, темпоритмп, формы произведения и др.

наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения; единообразие музыкальной окраски произведения, его оттенки (рекомендуется отбирать этюды, прелюдии, инстру­ментальные пьесы XVIII века, современные эстрадные ком­позиции);

многократная повторяемость мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмо­циональную окраску образа, глубже прочувствовать его);

длительность звучания музыкального произведения (до 7, в отдельных случаях до 10 минут);

художественность и выразительность исполнения музы­кального произведения;

качество записи.

Примерные вопросы для беседы с музыкальным руководи­телем или для самоанализа:

Считаете ли вы музыкальный репертуар достаточно раз­нообразным для развития эмоциональной отзывчивости?

Считаете ли вы рекомендуемый (используемый) музы­кальный репертуар эффективным (удовлетворительным, мало­эффективным, неэффективным) для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке?

Считаете ли вы, что музыкальный репертуар для стар­ших дошкольников требует дополнения, должен быть более разнообразным?

Используете ли вы на музыкальных занятиях и в со­вместной музыкальной деятельности с детьми произведения, не рекомендованные образовательной программой?

Как вы подбираете музыкальные произведения?

Какими произведениями, развивающими эмоциональ­ную отзывчивость к музыке, вы дополнили бы музыкальный репертуар?

Этапы педагогической технологии

/ этап. Обновляем музыкальный репертуар для детей стар­шего дошкольного возраста.

// этап. Разрабатываем конспекты по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста и используем их в работе с воспитанниками.

I этап

Примерный музыкальный репертуар, развивающий эмоциональную отзывчивость к музыке

Бах И. С. «Воздух» из Сюиты №3. Прелюдия и фуга до минора.

Бетховен Л. из «Лунной сонаты Сонаты №31 ля-бемоль мажор, соч. ПО.

Брамс И. 3 часть Симфонии №2 до I мажор, соч. 73. 3 часть Симфонии №3 фа мажор, соч. 90. Интермеццо ми мажор, соч. 116 №4. Каприч­чио фа-диез минор, соч. 76 №1.

Вивальди А. Из цикла «Времена года»: Весна:  «Приход весны»; Лето: «Птицы и ветер», «Летняя гроза»; Осень:  «Охота»; Зима: «У ка­мина»,) «В погожие дни на лед, на широкие про­сторы».

Гаврилин В. Вальс «Веселая прогулка» из цикла «Зари­совки».

Гайдн Й. Симфония «Прощальная» (1, 2 части).Григ Э. «Утреннее настроение» («Пер Гюнт»).

Дворжак А. Симфонии №9 ми минор («Из Нового Света»), соч. 95.

Дебюсси К. «Море», три симфонических эскиза. «После­полуденный отдых фавна», прелюдия к эклоге Ст. Малларме. «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск» из шести прелюдий второй тетради.

Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

II этап

Примерные конспекты организации процесса восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в детском саду

Цикл игр-фантазий «Настроения» рассчитан на несколько дней. Дети участвуют в полихудожественных играх по мотивам музыкальных произведений. Педагог выступает в роли ведущего.

Каждую игру предваряют (на выбор):

беседы педагога, музыкального руководителя или руко­водителя изостудии о различных настроениях, которые нам приходится испытывать;

наблюдения детей за сверстниками, близкими людьми, их эмоциональным самочувствием;

совместный просмотр детских мультфильмов;

совместное рассматривание иллюстраций к детским книгам, чтение стихов, сказок, рассказов.

Игра №1

Тема: двигательная импровизация на музыку М. Таривер-диева «Маленькая циркачка» из органного цикла «Настрое­ния».

Ход игры.Педагог обращается к детям: «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся в цирк. Вспомните, когда вы были в цирке, кого вы там видели, кто вам понравился? Каким становится наше настроение, когда мы уходим из цирка? А почему?

Цирк, в который мы сейчас с вами отправимся, необыч­ный. Он придуман композитором Микаэлом Таривердиевым.

Звучит музыка. Затем педагог беседует с детьми.

«Какой вам показалась циркачка? Что она делает? Как мы догадались об этом? Она дарит нам улыбку, заражает нас ве­селым настроением и приглашает нас в свой цирковой номер. Давайте еще раз послушаем музыку и попробуем представить, что мы можем делать под нее как маленькие циркачи.

А теперь будем двигаться под музыку весело, радостно, убыстряя движения. Вот какие замечательные циркачи у нас, какой добрый и замечательный цирк!»

Игра №2Тема: рисование композиции М. Таривердиева «Картина старого мастера» из органного цикла «Настроения».

Педагог, музыкальный руководитель или руководитель изостудии предлагает детям совершить путешествие в старин­ный дом одного художника: «Мастер оставил в нем одну кар­тину, а остальные продал или подарил. Дом старый, забро­шенный, сам художник давно уже умер, картина состарилась, и уже трудно понять, что же было изображено на ней. Но один композитор, друг нашего художника, сохранил о ней память, изобразив ее в своей музыке. Давайте и мы с вами сейчас послушаем эту музыку и попробуем увидеть шедевр старого мастера: что же все-таки он нарисовал на холсте? Что так дорого было художнику? Что он чувствовал, что переживал?» (Дети слушают музыку.) Далее проводится небольшая беседа о том, что же им уда­лось увидеть, какие чувства и настроения они испытали, слушая музыку, что, на их взгляд, так взволновало художника, что он решил написать картину и оставить ее в своем доме и т. д.

Во время повторного слушания дети рисуют созданную в воображении картину, самостоятельно выбирая сюжет, цвето­вую гамму, а также материал для рисования: краски, каранда­ши или мелки. Необходимо оформить листы бумаги для ри­сования как старинные рамы, внутри которых появится дет­ский рисунок. Из них в группе, музыкальном зале или изостудии устраивается выставка под названием «Картина ста­рого мастера  

 Игра №3

Тема: сочинение коллективного рассказа на музыку М. Таривердиева «Забытый мотив» из органного цикла «Настрое­ния».

Ход игры.

Педагог: «Сегодня мы будем с вами фантазировать под музыку, а потом все наши фантазии попробуем объединить в один рассказ. Музыка, которую мы будем сейчас слушать, называется „Забытый мотив". Кто-то когда-то напевал этот мотив: может быть, грустил, может быть, страдал, а может быть, печалился? Давайте попробуем поймать настроение, ко­торое переживал наш неизвестный герой. (Дети слушают му­зыку.)

Какое настроение внушает нам музыка? Как вы думае­те, что испытывал тот, кто напевал такую мелодию? Как он себя чувствовал? В каких ситуациях мы испытываем похожее настроение? Когда мы себя чувствуем примерно так же? А теперь давайте попробуем угадать, кто же это такой? Это мужчина или женщина? А может быть, маль­чик или девочка? Почему ему (ей) грустно? Что случилось? Что произошло? Что это за история? (Дети высказывают предположения.)

Давайте послушаем музыку еще раз. Может быть, вам за­хочется подвигаться под нее, движения помогут представить, кто герой (или герои) этой истории.

Теперь давайте начнем придумывать нашу историю. Кто хочет начать? Может быть, я попробую? Итак...»

Дети по очереди продолжают придумывать историю, педа­гог помогает воспитанникам не потерять сюжетную линию, сделать процесс сочинительства занимательным. В случае по-второв и пауз можно послушать музыку еще раз, поискать в ней Новые образы и настроения.

Рассказ записывается на диктофон или магнитофон. Твор­ческий процесс продолжается.

Продукты творческой деятельности детей оцениваются пе­дагогами в соответствии с критериями диагностической таблицы, после чего можно сделать вывыводы о развитии эмоцио­нальной отзывчивости дошкольников к музыке.

Игра №4

Тема: двигательная импровизация под музыку Э. Морри-коне

Краткое описание музыкального произведения: медленный темп произведения, минорный лад, глубокая чувственность, мелодические фразы, созданные на основе одного пианисти­ческого приема и повторяющиеся в разных тональностях, со­здают настроение светлой грусти, печали.

Ход игры.

Детям предлагается потанцевать под музыку, но прежде чем включиться в движение под звучащую музыку, им предлагается выбрать предметы, которые смогут украсить танец.

Педагог заранее готовит предметы и раскладывает их в зале. Это могут быть прозрачные капроновые ленты, газовые шарфы и платки, цветные, атласные ленты, султанчики, по­лоски гофрированной бумаги, искусственные цветы.

На протяжении импровизации дети могут менять выбран­ные предметы, постепенно осваивая и соответствующие му­зыке движения.

После завершения импровизации детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети встают в круг, и с началом звучания музыки каждый из них на короткое время становится ведущим, остальные ко­пируют его движения. Педагог, музыкальный руководитель или педагог-психолог принимает участие в игре, поощряет детей, оказывает им поддержку в случае затруднения.

Игра №5

Тема: рисование под музыку П. Мориа «Тосса1а».

Краткое описание музыкального произведения: быстрый темп этой современной композиции, кружение мелодии, то низкие, то высокие звенящие звуки создают у ребенка впечат­ление хорошего, светлого, радостного настроения.

Ход игры.

Дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно придумывая сюжет и цветовую гамму, по желанию отбираю материал для рисования.

После выполнения заданий все детские рисунки оформля­ются в виде выставки, педагог предлагает детям рассказать о своих рисунках и о работах сверстников. Рассказы детей оце­ниваются в соответствии с разработанными критериями.

Занятие по произведению «Летняя гроза»

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыке в процессе восприятия музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года»: «Летняя гроза» (рге$1о) (в исполнении Ванессы Мэй «Шторм»).

Этапы работы:

Знакомство детей с новым музыкальным произведением.

Беседа с детьми, направленная на понимание услышан­ной музыки: ее эмоционального содержания, характера, на­строения, средств музыкальной выразительности.

Творческие задания, способствующие развитию у детей умения выражать свои эмоциональные переживания.

Ход занятия

Педагог или музыкальный руководитель привлекает вни­мание детей: «Ребята, сегодня мы с вами послушаем одно из произведений А. Вивальди. У этого произведения есть назва­ние, но я его оставлю в тайне. То, о чем расскажет эта музыка, о том, какие чувства переполняли композитора, когда он со­чинял ее, мы узнаем вместе с вами, внимательно слушая про­изведение. Я включу вам музыку, а вы постарайтесь предста­вить, о чем она рассказывает нам». Дети слушают музыку.

Затем проводится беседа с детьми. Вопросы к детям:

Понравилась ли вам музыка?

Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

Что вы представляли, о чем думали, слушая ее?

Что чувствовал композитор, когда сочинял это произве­дение?

Вы хотите послушать музыку еще раз?

Музыкальное произведение прослушивается повторно, после чего детям предлагается выразить свое эмоциональное отношение в танцевальной импровизации с цветными шифо­новыми или шелковыми платочками или в рисунке, с помо­щью цветных линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников"

В статье раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения старших дошкольников, которые опираются на достижения науки и практики музыкального воспита...

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.

Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Информационно-коммуникативная педагогическая технология  по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки  детьми  старшего  дошкольного возраста  в процессе ее слушания с  применением ИКТ. Материал мож...