программа "От буквы к слову"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Программа предусматривает дифференцированный подход в период обучения чтению в 1 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_bukvy_k_slovu.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

ОТ  БУКВЫ  К  СЛОВУ

(Инновационная  образовательная программа

 по обучению чтению в 1 классе)

                                                            Составитель:

М.В. Яскевич,
учитель начальных
классов

 

п.Луговой, 2006

Пояснительная записка

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки: одни не знают буквы, другие читают по слогам, третьи – плавно по слогам. Учителю необходимо построить работу так, чтобы  каждый ребёнок работал, совершенствуя имеющийся у него навык чтения.

Техника чтения охватывает компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп чтения). Каждый  в отдельности и совокупности подчинён  смысловой стороне, пониманию прочитанного.  Все компоненты, образующие технику чтения, имеют свои особенности, влияющие на весь процесс чтения.  Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на её иные стороны, является способ чтения.  Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,  чтение целыми словами, чтение  группами слов -  два последних являются самыми продуктивными.  Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от  плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов – самым продуктивным видам чтения.

       Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение  в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. От результатов обучения в начальных классах зависит обучение в среднем и старшем звене обучения.  Успеваемость в большинстве случаев зависит от скорости чтения.  Многолетний опыт показывает, что дети продолжают учиться на «4» и  «5», если начальную школу  закончили, имея навык чтения от 100 слов и более в минуту.

Интерес к чтению возникает  в том случае, когда у читателя  развиты навыки чтения, и он  свободно владеет осознанным чтением.

       Анализ школьных учебников по обучению грамоте  показал, что программный материал не обеспечивает формирование навыка быстрого чтения для ребёнка, который пришёл в школу,  не зная букв.  В нём недостаточно тренировочного текстового материала, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабочитающего ученика.  

          В учебниках по обучению грамоте нет специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка для различных способов чтения, что способствовало бы плавному переходу  ребёнка от одного способа чтения к  другому. Ребёнку, находящемуся на этапе послогового способа чтения, трудно справиться с текстами, которые включены в учебники 1 класса, так как при отсутствии автоматизированного навыка чтения большая нагрузка при слогослиянии ложится на память ребёнка.  Темп чтения должен постоянно увеличиваться, а способ чтения совершенствоваться.  Это возможно, если с начала обучения грамоте начать работу по данной программе.

 Программа рассчитана на 1 год обучения, она является дополнением к программе «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, рекомендованной Департаментом общего среднего образования  Министерства образования РФ. Особенность её в том, что на уроках обучения грамоте часть урока отводится для изучения программного материала, а остальное время – на дифференцированную работу по совершенствованию навыков чтения у детей  с разным уровнем подготовленности через развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память). В зависимости от уровня владения определённым способом чтения на момент поступления в школу, каждый  учащийся начнёт работу по  совершенствованию этого способа и переходу к овладению другими, более продуктивными.

В качестве средств обучения используется дидактический материал в виде карточек, слоговые таблицы.

Ведущими формами работы являются: индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Способ проверки  и оценки результатов техники чтения – замеры  техники чтения (индивидуальные и фронтальные) с периодичностью 1 раз в неделю с фиксированием полученных данных в «Дневнике начинающего читателя», а также в диагностическом листе учителя.

        В программе выделяется два раздела:

         I - Знакомство с буквами и слоговое чтение

II – Чтение целыми словами.

        Целью программы является формирование мотивации и совершенствование технической стороны чтения у учащихся с учётом уровня их подготовки через развитие познавательных процессов на уроках обучения грамоте.

Задачи:

  1. Развивать  познавательные процессы (восприятие, память и мышление).
  2. Формировать интерес к чтению через создание ситуации успеха.
  3. Создать условия для овладения всеми учащимися техникой чтения на уровне стандарта и выше.

Краткая характеристика содержания разделов

I раздел. Знакомство с буквами и слоговое чтение.

Для формирования навыка чтения исходным моментом является анализ звучащей речи. Содержание этого раздела обеспечивает формирование у ребёнка умения ясно слышать, точно выделять и правильно произносить звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую. Качественное запоминание графического облика букв обеспечивают специальные упражнения по развитию аналитичности восприятия: работа с конструктором (с элементами всех букв русского алфавита), использование приёмов анализа, сравнения, преобразования, поиск общего и различного в начертаниях букв, классификация букв по различным признакам.  Для автоматизации чтения слогов будет организована   работа со слоговой таблицей с применением разнообразных дидактических игр.

        Цель этого раздела: прочное запоминание букв и формирование навыка плавного слогового чтения.

        Задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать дифференцированность и  аналитичность восприятия.
  3. Способствовать запоминанию графического облика букв.
  4. Отработать навык чтения по слогам.

II раздел. Чтение целыми словами.

Чтение целыми словами – это  продуктивный способ чтения.

Содержание этого раздела позволит сформировать внимательное отношение к слову через развитие конкретности восприятия: поиск допущенных ошибок, умение видеть изменения в букве, слове и предложении, если добавить или убрать элемент в букве или букву в слове, слово в предложении

 а также через развитие прогностичности восприятия: восстановление буквы, слова, фразы, текста по имеющимся элементам (частям). То, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено и запомнено.  

Специальная система упражнений по увеличению  у учащихся поля зрения позволит видеть всё слово и читать его целиком.

        Цель этого раздела: формирование продуктивного навыка чтения целыми словами.

        Задачи:

  1. Работать над увеличением поля зрения при чтении  у детей.
  2. Совершенствовать навыки портретного распознавания букв, слогов, слов.
  3. Развитие памяти и мышления, прогностичности, аналитичности и  

      конкретности  восприятия.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение мотивации к совершенствованию техники чтения в течение первого года обучения в школе.
  2. Повышение техники чтения у каждого ученика  в течение учебного года.
  3. Формирование у каждого учащегося уверенности в своих силах .
  4. Формирование устойчивого интереса к чтению.
  5. Уменьшение количества ошибок при чтении и письме.
  6. Чтение на уровне стандарта или выше.

Тематическое планирование


ур.

Тема урока

1 четверть

Страницы
учебника

Инновация

Содержание

Приёмы работы

I раздел. Знакомство с буквами и слоговое чтение.

Тема 1. Подготовительный этап. Безбуквенная ступень обучения. (12 часов)

 Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия(различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу) . Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание.

1

Знакомство с учебником

5-6

Диагностка умения читать, выявление способа чтения у читающих детей, распределение детей на группы по уровню владения способом чтения

Индивидуальная работа- чтение предложенных текстов, работа с алфавитом.

2

Предложение

7-8

Диагностика слуховой дифференцированности восприятия  звуков и слов

Развитие фонематического слуха

Игра «Сколько слов?»

Дидактические игры «Сколько звуков?» «Звуковое письмо»

3

Слово

9-10

Развитие фонематического слуха

Дидактические игры «Поймай звук»

 «Звуковое письмо»

4

Слово,слог. Деление слов на слоги

11

Формирование различительной чувствительности

( развитие артикуляции, чёткое проговаривание)

Чистоговорки (с повторяющимися слогами),  игра «Глухой телефон»

5

Ударение. Ударный слог

12-13

Формирование различительной чувствительности

( развитие артикуляции, чёткое проговаривание)

Чистоговорки (с повторяющимися слогами),  игра «Попугай»

6

Повторение  и обобщение пройденного

14-15

Выделение и распознавание звуков

Развитие памяти

Дидактические игры «Кубики с картинками», «Поймай рыбку»

7

Звуки речи. Гласные и согласные.

16-17

Выделение и распознавание звуков, развитие артикуляции

Игры «Чудесный мешочек»,

«Будь внимателен»,

8

Гласные и согласные звуки

18-19

Выделение и распознавание звуков, развитие артикуляции

Игры «Звучащий кубик»,

«Будь внимателен»,

9

Слияние гласного и согласного

20

Выделение и распознавание звуков

Развитие памяти

Игры с фишками и картинками «Поймай звук»,

«Запрещённый звук»

«Хитрая зубрёжка»

10

Слияние гласного и согласного

21

Выделение и распознавание звуков

«Звуковое лото»

11

Обобщение и закрепление знаний

Диагностика зрительной дифференцированности (различительной чувствительности) восприятия

Копирование

по образцу, данному в  тетради и на доске

12

Первоначальное представление об алфавите

22-23

Диагностика аналитичности восприятия (способности к анализу)

«Общее и различное»

Работа с конструктором

Тема 2. Ступень пяти гласных звуков и букв. ( 8 часов)

13

Звук [а], буквы

 «А, а».

24-25

Знакомство с

элементами, из которых состоят печатные буквы

Работа с конструктором и алфавитом

14

Закрепление знаний о звуке [а] и его буквенном обозначении.

26-27

Конструирование букв

 и сравнение их построения

Работа с конструктором и алфавитом

15

Звук [о], буквы

«О, о».

28-29

Конструирование букв

 и сравнение их построения ( поиск общего)

Работа с конструктором и алфавитом

16

Звук [и], буквы

 «И, и».

32-35

Конструирование букв

 и сравнение их построения ( поиск различий)

Работа с конструктором и алфавитом

17

Звук [ы], буква  «ы».

36-37

Классификация букв по разным основаниям (по количеству палочек, наличию овалов, полуовалов)

Работа с конструктором и алфавитом

18

Закрепление знаний о звуке[ы], букве«ы». Развитие речи.

38-39

Классификация букв по разным основаниям ( по направлению, открытости и закрытости)

Работа с конструктором и алфавитом, копирование

19

Звук [у], буквы

«У, у».

40-41

Классификация букв по разным признакам (похожие буквы, имеют общий элемент, похожи верхней частью)

«Общее и различное»

Работа с конструктором

20

Звук [у], его буквенное обозначение

42-43

Диагностика аналитичности восприятия (способности к анализу)

«Изменения»

 Тема 3. Основной букварный период (67 часов)

Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.

21

Звуки [н], [н'], их  буквенные обозначения

44-45

Диагностика  конкретности восприятия (способности видеть изменения в результате убавления, перестановки, добавления деталей)

«Что изменилось?»

22

Тренировка в чтении слогов и слов с буквой «н».

46-47

Обучение чтению прямого открытого слога

Игра « Буквы – подружки»

23

Звуки [с], [с'], их  буквенные обозначения

48-49

Ориентирование на информационном поле

«Путь пчелы», «Горки»

24

Тренировка в чтении слогов и слов с буквой «с».

50-51

Формирование различительной чувствительности (чувства отрезка времени - минуты)

Игра-соревнование «Кто больше?»

25

Звуки [к], [к'], их  буквенные обозначения

52-53

Чтение слоговых цепочек  на время

 

«В гости к слогам»

26

Закрепление материала.

54-55

Работа со слоговой таблицей и принципами её составления

Игра «Путешествие»,

«Жильцы»

27

Звуки [т], [т'], их  буквенные обозначения

56-57

Работа со слоговой таблицей (составление слов из слогов)

Игра «Наборщик»,

28

Закрепление материала.

58-61

 Составление слогов по заданному правилу,  их группировка

Работа со слоговым конструктором,

Игра «Доскажи словечко»

29

Звуки [л], [л'], их  буквенные обозначения

62-64

Чтение завуалированных слов с целью развития избирательности внимания

Игра « Найди слово в слове», «Слово потерялось»

30

Закрепление материала.

65-67

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков (чтение слов типа: нос – нёс)

Игра «Слоговое лото», «Найди пару», «Почтальон»

31

Звуки [р], [р'], их  буквенные обозначения

68-69

Сопоставление слов с одинаковым набором букв, с одинаковым набором слогов

Приём «Фотоглаз»

32

Закрепление материала.

70-71

Сопоставление слов с одинаковым набором букв, с одинаковым набором слогов

Приём «Фотоглаз»

33

Звуки [р], [р'], их  буквенные обозначения

68-69

Упражнение в развитии избирательности внимания (нахождение общей буквы в нескольких словах, определение слова, не имеющего смысла)

 «Общая буква»,

«Чужое слово»

34

Закрепление материала.

70-71

Чтение слогов на скорость, составление и чтение слогов со стечением согласных

Игра «Почтальон»

35

Звуки [в], [в'], их  буквенные обозначения

72-73

Чтение слогов с убыстрением

Игра «Молния»

36

Закрепление материала.

74-75

Группировка слогов со стечением согласных по правилу, слов

Индивидуальная проверка техники чтения

«Чудесные превращения»

2 четверть

1

Гласная буква «Е,е».

76-77

Распределение слов по группам (по наличию одинаковых гласных)

«Всему своё место»

2

Обозначение гласного звука [э] буквой «е» после мягких согласных в слиянии.  

78-79

Составление слов с заданным слогом

«Наборщик»

« Продолжи ряд букв, соблюдая закономерность»

3

Звук [йэ], буквы «Е,е» в начале слова.

80-81

Анализ буквы. Чтение с ускорением и нахождение лишнего слова

«Угадай букву по описанию»

4

Звуки [п], [п'], буквы «П, п»

82-83

Чтение чистоговорок

Работа по карточкам

5

Закрепление материала.

84-87

Группировка слов по слоговому составу

«Весёлая семейка»

Диагностика конкретности восприятия (изменения). Конструирование букв, запоминание и их преобразование в другие буквы. Изменение односложного слова способом добавления или удаления  одной или нескольких букв. Восстановление буквы,  слова и предложения  по имеющимся элементам.

6

Звуки [м], [м'], буквы «М,м»

88-89

Диагностика конкретности восприятия (изменения)

Тест «Что изменилось?»

7

Звуки [м], [м'], буквы «М,м»

90-91

Фронтальная проверка чтения про себя

Конструирование букв и их преобразование в другие буквы

«Новенькая»

«Полубуковка»

8

Закрепление материала.

92-93

Конструирование букв и их преобразование в другие буквы

«Ряд букв»,

«Цепочка»

«Чудесные превращения»

9

Звуки [з], [з'], буквы «З,з»

94-95

Конструирование букв и их преобразование в другие буквы

«Чудесные превращения»

10

Закрепление материала.

96-97

Составление слогов и их преобразование в другие слоги

«Слоговой ряд»,

«Цепочка»

11

Повторение пройденного.

98-99

Изменение слова способом добавления одной буквы

«Пирамида»

«Превращение»

12

Звуки [б], [б'], буквы «Б,б»

100-103

Изменение слова способом добавления одной буквы

«Пирамида»

«Превращение»

13

Закрепление материала.

104-105

Текущая проверка техники чтения (по группам)

Изменение слова способом добавления одной буквы

«Пирамида»

«Превращение»

14

Закрепление материала.

106-107

Текущая проверка техники чтения (по группам)

Изменение слова способом добавления нескольких букв

Соревнование «Кто быстрее?»

15

Звуки [д], [д'], буквы «Д, д»

108-110

Текущая проверка техники чтения (по группам)

Изменение слова способом добавления нескольких букв

 «Эстафетная палочка»

16

Закрепление материала.

111-113

Текущая проверка техники чтения (по группам)

Изменение слова способом уменьшения одной  буквы

«Лишняя буква»,

17

Буквы «Я,я»

114-116

Изменение слова способом уменьшения количества букв

«Гусеница»

18

Обозначение гласного звука [а] буквой «я» после мягких согласных в слиянии.  

117-118

Изменение слова способом уменьшения количества букв

«Эстафета читателя»

19

Звук [йа], буквы «Я,я» в начале слова.

119-121

Изменение слова способом уменьшения количества слогов

«Читай и убирай»

20

Звуки [г], [г'], буквы «Г,г»

122-123

Восстановление слова по имеющимся элементам

Работа по  карточкам

21

Закрепление материала.

124-125

Восстановление предложения по имеющимся элементам

«Реставратор»

«Подбери рифму»

22

Закрепление и повторение  материала.

126-127

Восстановление предложения по имеющимся элементам

«Угадай»

23

Звук [ч'], буквы

«Ч, ч »

128-130

 Контрольная проверка техники чтения. Развитие зрительной памяти

Работа по карточкам

24

Закрепление материала.

131-133

Развитие зрительной памяти

«Зрительный диктант»

25

Буква «ь» - показатель мягкости  на конце слова

134-136

Развитие зрительной памяти

«Зрительный диктант»

26

Буква «ь» - показатель мягкости  в середине слова

137-139

Развитие зрительной памяти

«Зрительный диктант»

3 четверть

Диагностика прогностичности восприятия (видение последствий). Развитие поля зрения и зрительной памяти с целью формирования умения читать целыми словами. Использование различных видов чтения, способствующих умению читать целыми словами.

1

Звук [ш], буквы «Ш,ш»

140-142

Диагностика прогностичности (видение последствий) восприятия

«Допиши букву»,

«Угадайка»

2

Чтение слов с сочетанием ши

143- 147

Изменения в предложении способом поочерёдного устранения по одному слову

«Лесенка»

3

Звук [ж], буквы «Ж,ж»

148-149

Изменения в предложении способом перестановки слов в предложении

«Путаница»

4

Слоги с буквой «ж»

150-151

Изменения в предложении способом перестановки слов в предложении

«Путаница»

5

Закрепление и повторение

152-153

Изменения в предложении способом добавления одного слова

«Бюро находок»

6

Буква «Ё», её звуковое наполнение

154-155

Проверка техники чтения

Изменения в предложении способом добавления одного слова

«Бюро находок»

7

Буква «Ё» в начале слова

156-157

Развитие поля зрения

Чтение столбиков слов с увеличением количества букв в этих словах

«Лесенка»

8

Повторение

Развитие поля зрения

Игра «Что вокруг»

9

Мягкий согласный звук [й], буква «й»

158-161

Развитие зрительной памяти и поля зрения

Работа с карточками

10

Звуки [х], [х'], буквы «Х,х»

162-164

Чтение скороговорок и чистоговорок

Работа по карточкам

11

Звуки [х], [х'], буквы «Х,х»

165-166

Чтение скороговорок и чистоговорок

«Соревнование»,

«Эстафета»

12

Звуки [х], [х'], буквы «Х,х»

167-169

Проверка техники чтения.

Чтение целыми словами.

«Пирамида»

13

Гласная буква «ю» и её звуковое наполнение

170-172

Чтение слов, содержащих схожую часть

«Словесная лесенка»

14

Закрепление

173

Чтение слов на подвижной ленте

«Лента слов»

15

Звук [ц], , буквы «Ц,ц»

174-176

Чтение слов на подвижной ленте

«Лента слов»

16

Закрепление

177-179

Ритмичное чтение стихотворного текста

«Волны»

17

Звук [э], , буквы «Э,э»

180-182

Одновременное чтение учеников и учителя

Приём «Буксир»

18

Закрепление

183-185

Проверка техники чтения.

Ритмичное чтение стихотворного текста. Одновременное чтение учеников и учителя

Приём «Буксир», «Волны»

19

Звук [щ'], буквы «Щ, щ »

186-188

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Сосчитай буквы»

20

Звук [щ'], буквы «Щ, щ »

189-191

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Найди лишнее»

21

Звук [щ'], буквы «Щ, щ »

192-193

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Глаз – фотограф»

22

Звуки [ф], [ф'], буквы «Ф,ф»

194-195

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

Чтение гнёзд родственных слов

23

Звуки [ф], [ф'], буквы «Ф,ф»

196-197

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Квазиписьмо»

24

Разделительный «ь»

198-199

Проверка техники чтения.

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

Работа с карточками «Проверяю себя»

25

Разделительный «ъ»

200-201

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Наращивание слов»

II раздел. Чтение целыми словами.

Тема 4. Послебукварный период (15 часов)

26

Л.Толстой.
« Три калача и одна баранка»

201

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

«Снежный ком»

27

Ю.Коринц «Хвосты», Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима»

202-204

Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения  по методике Федоренко

«Зрительный диктант»

28

Е.Чарушин «Как мальчик Женя»,

К.Льдова «Господин учитель Жук»,

С.Маршак «Ты эти буквы заучи»

208-209

205-206

Совершенствование техники чтения

Чтение с закладкой

29

В,Крупин «Первоучители словенские»,

К.Ушинский «Наше отечество

213-

217

Совершенствование техники чтения

Чтение с определённым  заданным темпом чтения «Эхо»

30

А.С.Пушкин. Стихи

218-219

Совершенствование техники чтения

Чтение с определённым  заданным темпом чтения

31

Л.Н.Толстой,

К.Д.Ушинский.

Рассказы о детях

220-221

Совершенствование техники чтения

Чтение за диктором

32

К.И.Чуковский Стихи

222-223

Проверка техники чтения в парах (взаимопроверка)

Чтение в парах

33

В.В.Бианки,

М.М.Пришвин. Рассказы о природе

224-225

228-229

Совершенствование техники чтения

Чтение групповое

34

С.Я.Маршак. Стихи

226-227

Совершенствование техники чтения

Троекратное чтение

35

А.Л.Барто. Стихи о детях

230-231

Совершенствование техники чтения

Чтение с ускорением

36

С.В.Михалков. Стихи

232

Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного

«Молния»

«Где начало рассказа?»

37

В.А.Осеева Рассказы

233

Совершенствование техники чтения

Игра в «Прятки»

38

Б.В.Заходер. Стихи

243-235

Совершенствование техники чтения

Игра в «Прятки»

39

В.Д.Берестов. Стихи

236-239

Совершенствование техники чтения и развитие памяти

«Читаю и запоминаю»

40

Обобщение по теме

Проверка  техники чтения

4 четверть.  «Родная речь»

Тема 5. Литературное чтение ( 34 часа)

Чтение, в основе которого лежит приём антиципации (прогноз) слова, предложения, текста по имеющимся частям. Чтение слов с неполным слоговым составом, предложений с недостающими словами с использованием бумажной «решётки». Совершенствование техники чтения с  помощью различных приёмов и видов чтения.

1

В.Данько. «Загадочные буквы»

5

Антиципация (прогноз) слова по имеющимся частям

Работа с бумажными «решётками», «Закончи слово»

2

И.Токмакова. «Аля, Клясыч и буква «А»

9

Антиципация  (прогноз) предложения по имеющимся частям

«Словоед»

«Подбери рифму»

3

С.Чёрный. «Живая азбука»

11

Антиципация (прогноз)  текста по имеющимся частям

Работа с деформированными предложениями

4

Г.Сапгир. «Про медведя»,

Т.Собакин. «Как ловкий бегемот гонялся за мухой»

14

Изменение смысла предложения путём добавления одного слова (меняется на противоположный)

Игра «Наоборот»

5

М.Бородицкая. «Разговор с пчелой», И.Гамазкова.  «Кто как кричит»

16

Изменение предложения путём добавления одного слова ( смысл уточняется)

Игра «Ассорти»

6

Обобщение по теме

17

Изменение  предложения путём добавления одного слова (смысл становится абсурдным)

Игра «Путаница»

7

«Узнай сказку!»

18-27

Чтение текста с неполными словами

«Вторая половинка»

8

Е.Чарушин. «Теремок»

30-40

Чтение текста на скорость

9

Загадки, песенки

41

Чтение и восстановление пословиц

«Кто быстрее?»

«Щепки в костре»

10

Небылицы. Стишки и потешки из книги «Рифмы матушки Гусыни»

46

Чтение и восстановление стихотворения

«Кто быстрее?»

«Догадайся»

11

Обобщение по теме

50

Фронтальное троекратное чтение одного и того же отрывка

Соревнование

«Мой лучший результат»

12

А.Плещеев. «Травка зеленеет»

57

Чтение текста и нахождение трудных слов

«Буксир»

13

С.Маршак. «Апрель»

Т.Белозеров. «Подснежники»

64

Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного

«Спринт»

«Найди ошибку»

14

Загадки

73

Совершенствование техники чтения

и проверка понимания прочитанного

Чтение с инструкцией. Работа по карточке

«Правильно или нет?»

15

И.Токмакова. «Весна»

76

Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного

Чтение текста, подготовленного дома. «Сравни результат»

16

И.Токмакова. «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц. «Волк»

83

Совершенствование техники чтения

Чтение незнакомого текста. «Сравни результат»

17

Н.Артюхова. «Саша – дразнилка»

87

Совершенствование техники чтения

Скачкообразное чтение «Кенгуру»

18

К.Чуковский. «Федотка»

О.Дриз. «Привет»

90

Совершенствование техники чтения

Скачкообразное чтение «Прыжок»

19

О.Григорьев. «Стук»

 И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка»

92

Совершенствование техники чтения

Чтение с определённым  заданным темпом чтения «Канон»

20

И.Пивоварова. «Кулинаки – пулинаки»

93

Совершенствование техники чтения

Чтение с определённым  заданным темпом чтения «Спринт»

21

Обобщение

100

Совершенствование техники чтения

Чтение про себя «Спринт»

22

Ю.Ермолаев. «Лучший друг»

Е.Благинина. «Подруга»

109

Совершенствование техники чтения

Чтение со счётом слов «Читай и считай»

23

В.Орлов. «Кто первый»

112

Совершенствование техники чтения

Чтение текста до определённого слова «Финиш»

24

В.Орлов. «Если дружбой дорожить»

118

Совершенствование техники чтения

Чтение с речевыми помехами «Читаю – песню напеваю»

25

Ю.Энтин. «Про дружбу»

119

Совершенствование техники чтения

Чтение с простукиванием ритма «Волны»

26

«Из книг, которые читали наши прабабушки и прадедушки»

128

Совершенствование техники чтения

Чтение со звуковыми помехами (звучанием музыки)

27

И, Пивоварова. «Вежливый ослик»

130

Фронтальная проверка техники чтения

Чтение с убыстрением темпа

28

Обобщение

131

Фронтальная проверка техники чтения

Жужжащее чтение

29

Н.Сладков. «О братьях наших меньших»

134

Совершенствование техники чтения

Чтение с заданием

 «Разведка»

30

С.Михалков. «Трезор»

136

Совершенствование техники чтения

Чтение с заданием

 «Разведка»

31

В.Осеева. «Собака яростно лаяла»

138

Совершенствование техники чтения

Чтение с заданием

 «Разведка»

32

«Из книг, которые читали наши прабабушки и прадедушки»

140

Совершенствование техники чтения

Чтение с убыстрением темпа

33

И. Токмакова. «Купите собаку».
М.Пляцковский. «Цап Царапыч».

142

Контроль техники чтения про себя

34

В.Берестов. «Лягушата».

Обобщение по теме

146

Контроль техники чтения вслух

К концу учебного года дети должны

знать:

- элементы букв;

- все буквы алфавита;

- буквы, звуки, их основное отличие ( звуки произносим, буквы пишем);

- что такое слог (часть слова);

-состав слога;

- гласные звуки и буквы  и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие);

уметь:

-соотносить звуки с соответствующими буквами;

-переводить графическую форму слова в звуковую и наоборот;

-читать  со скоростью не менее 30 слов в минуту целыми словами.

Список рекомендуемой литературы

  1. Безруких М.Н. Ступеньки к школе. М., «Дрофа», 2000.
  2. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. М., 1995.
  3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 1999.
  4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., «Дрофа», 2000.
  5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.,«Вако», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...