По дорогам сказок
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Внеклассное занятие по литературному чтению призванная активизировать имеющие у детей знания о литературных и народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_po_chteniyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературному чтению

Тема: По дорогам сказок

Цель:  Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:

• Закрепить понятия: народная и литературная сказка, разные виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

• Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.

• Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.        

        

Оборудование: слайды по теме, призовые фишки

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа о видах сказок и сказочниках

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица.

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходит сказка…

Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все!  Со сказками вы знакомы с раннего детства.

Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).

Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

 А каких героев русских народных сказок вы знаете? (Выслушать ответы детей).

Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели.

Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)

Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).

Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Два брата» Е.Шварц, «Заработанный рубль», «Три сестры»).

Много сказок, в которых действующими лицами являются животные.

Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

III. Высказывания о сказках

Вот что говорили великие люди о сказке:

  1. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (Александр Сергеевич Пушкин)

  1. Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

  1. В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше. (Василий Андреевич Жуковский)

IV. Игровая программа

Сегодня мы с вами  выясним, хорошо ли вы знаете сказки.

Класс делится на 4 команды по 5-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. Я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.

Тур 1. «Русские народные сказки»

Задание 1: Узнайте, из какой русской народной сказки эти цитаты.

  1. «Жили себе дед и баба. Дед и говорит бабе:

     - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

     Наловил дед рыбы полный воз. Едет  домой и видит: лисичка свернулась  калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не ворохнётся, лежит как мёртвая…»

  1. «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл  старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить…»

  1. «- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»

  1. «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за…»

  1. «- Это я, ваша мама пришла. Молока принесла. Но козлята узнали голос злого волка, и закричали что было сил:

- Нет, нет, мы тебе не откроем, ты не наша мама! Ты злой серый волк…»

  1. «Мышка хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка…»

  1. «Маша увидела три кровати: большую, среднюю и маленькую. Сначала она прилегла на большую кровать, но та оказалась слишком просторной…»

  1. « Дед, делать нечего, сделал соломенного бычка, а бока у бычка смолой                                засмолил. Утром взяла баба пряжу и пошла пасти того бычка…»

               Ответы на вопросы 1 тура викторины  «Русские народные сказки»              

1. «Лиса и волк»                               5. «Волк и семеро козлят»

2. «Колобок»                                     6. «Курочка Ряба»

3. «Царевна  - лягушка»                   7. «Три медведя»

4. «Репка»                                         8. «Соломенный бычок»

 

 

Задание 2: Вспомните правильные названия русских народных сказок

  1. «Царевна-индюшка»  («Царевна – лягушка»)
  2. «По собачьему велению»   («По щучьему велению»)
  3. «Иван-царевич и зелёный волк»  («Иван-царевич и серый волк»)
  4. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»  («Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5. «Петушок – золотой пастушок»  («Петушок – золотой гребешок»)
  6. «Мальчик с кулачок»   («Мальчик с пальчик»)
  7. «У страха уши велики»   («У страха глаза велики»)
  8. «Лапша из топора»   («Каша из топора»)

Тур II. « Авторская (литературная) сказка)»

  1. Героиня, какой сказки, так говорит о себе: «Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)

  1. Внимание - Объявление!

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас.

Нарвите до рассвета

Подснежников простых

И вам дадут за это

Корзину золотых!

В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор этой сказки?

(Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

  1. Внимание –  из какой сказки взяты эти слова?

«С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает».

(Е.Шварц «Два брата»)

  1. Кто так говорил о себе:

«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».

(Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

  1. Внимание – «Черный ящик»!

Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола?

(Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

  1. Внимание – «Волшебная корзинка»!

В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку?

(Д.Родари «Приключения Чипполино»)

  1. Внимание – кто бы мог так сказать о себе?

 Глаза мои холодом вечным сверкают,

 Жестоких и злых я детей обожаю.

Лишь вьюга в чертогах моих веселится

 Меня все зовут ледяною царицей.

 (Снежная Королева, Г.Х.Андерсен  «Снежная королева»)

  1. Внимание – угадайте героя произведения.

 В какой сказке одним из  героев является кот с морской фамилией? Как зовут этого кота?

(Матроскин, Э.Успенский «Трое из Простоквашино»)

Тур III.  «Сказки А.С.Пушкина»

  1. Из трех сестер одна стала царицей, другая – ткачихой. Кем стала третья сестра? (поварихой, «Сказка о царе Салтане»)
  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

 (молва о чудном острове с златоглавыми церквами, о хрустальном доме с удивительной белкой, о 33 богатырях и дядьке Черноморе, которые выходят из моря, о прекрасной царевне Лебеди)

  1. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестер царицы?

 (нет, отпустил всех трёх домой)

  1. Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря?

(ровно 30 лет и три года, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Что хотела получить старуха с помощью золотой рыбки?

 (новое корыто, избу, стать столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)

  1. Каким волшебным предметом обладала гордая, своенравная, ревнивая царица? (волшебным зеркальцем, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
  2. В кого превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
  3.  Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес: ("Сказка о золотом петушке")

V. Подведение итогов.  Награждение победителей и участников игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"

Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные  знания  ) и обогащать читательский опыт учеников ....

По дорогам сказок

Библиотечный урок...

По дорогам сказок К.И. Чуковского

Урок может быть и внеклассным чтением. На доске портрет Чуковского, а вокруг него в виде домика с крышей расположены слова, характеризующие творчество писателя. Урок очень интересен тем, что дети...

Урок-отчёт "По дорогам сказок"

Урок-отчёт был проведён во 2  классе по программе "Начальная школа 21 века". Этот урок итоговый в разделе "Сказки". Кроме того, урок интегрированный. Ребята выполняли различные заданияпо труду и ...

Дорогой сказок братьев Гримм

Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «По дорогам сказок»

Цель: попытаться привлечь внимание детей к книгам и чтению.Задачи: способствовать развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, попытаться воспитать взаимопомощь и уважение  др...

По дорогам сказок Шарля Перро

Методическая разработка праздника, посвященного жизни и творчеству Шарля Перро для учащихся 1 класса....