Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса
статья по чтению на тему

 

Важное место в школе  должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыха­ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.

Задачи эстетического воспитания требуют усиления внима­ния к устной речи учащихся, к повышению ее произносительной культуры. Учитель, речь которого должна быть об­разцом для его учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направ­лении целенаправленную систематическую работу с учащимися. При выполнении упражнений по технике речи необходимо учи­тывать координацию, взаимодействие всех органов речи в еди­ном процесса производства звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ , ПРИЕМЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ.

Важное место в школе  должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыха ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.

Задачи эстетического воспитания требуют усиления внима ния к устной речи учащихся, к повышению ее произносительной культуры. Учитель, речь которого должна быть об разцом для его учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направ лении целенаправленную систематическую работу с учащимися. При выполнении упражнений по технике речи необходимо учи тывать координацию, взаимодействие всех органов речи в еди ном процесса производства звуков.

Поэтому в большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать все стороны речи: дыхание, дикцию и голос.

Даже в работу над произношением отдельных звуков или зву косочетаний следует включать задания на выполнение каких-ли бо конкретных действий.

Ряд упражнений связан с элементами игры.

Упражнения должны выполняться свободно, без мускульного напряжения, с интересом, с ощущением физической легкости, удовольствия.

При появлении усталости их необходимо прекратить.

Приводим в качестве примера некоторые упражнения, проводимые нами с обучающимися 1 класса.

I  группа — упражнения для тренировки дыхания и голоса. (Общие правила их выполнения — вдыхать  воздух носом, выды хать ртом.)

«Задувание  свечи»

Детям раздаются листки бумаги размером 4 смХ8 см. Исход ное положение: сидеть прямо, свободно; нижний конец бумаги зажат большим и указательным пальцами правой руки; верхний конец расположен на уровне полости рта на расстоянии 15—18 см.

Спокойно и глубоко вдохнуть, задержать дыхание на счет «раз» — «два». Затем сделать медленный равномерный выдох, так, чтобы струя выдыхаемою "воздуха отклоняла верхний конец бумаги под одним и тем же углом  (30—40°).

Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не уга сать. Учащимся следует сказать, что «не надо выдыхать воздух с силой, до последнего». Когда возникнет ощущение, что воздух сам вышел из легких, надо сделать короткую задержку и не де лать произвольно вдох, он произойдет автоматически.

«Поймай  комара»

Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох.

На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произ носите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох»,

«На  берегу моря»

«Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в специальном кресле (шезлонге). Слы шится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко».

«После   грозы»

«Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые кап ли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ланды ши. Сорвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко».

«Гудение   провода»

На доске написано сочетание  букв: нунноннанненниннын.

Произносите непрерывно это сочетание, берите короткий вдох, где вам удобнее, и продолжайте упражнение. Вскоре вы заметите, что появляется «второй» звук, непрерывный, протяжный, напо минающий гудение проводов. Звук «н» произносите так, как будто вы верхним кончиком языка, как молоточком, постукивае те о верхние зубы, легко, без нажима, играя.

Прислушайтесь к «гудению проводов».

Теперь то же упражнение проделайте со звуком «м».

«С т о н»

Произнесите сочетание звуков «ми, мэ, ма, мо, му, мы» так, как будто вы жалуетесь: «Ах, как больно». Вы стонете,   громко стонете от сильной боли».

Произнесение скороговорок (трудноговорок, чистоговорок).

Скороговорки представляют собой искусственно придуманные тексты с трудными сочетаниями, подборами звуков. Скороговор ки произносят как индивидуально, так и хором. Для упражне ний выбирается несколько скороговорок, наиболее интересных, доступных для детей по содержанию и технике произнесения. Например: «Проворонила ворона вороненка», «Шла лиса бес шумно по лесу», «Дятел долбил долго дерево клювом-долотом», «По Чите течет Читинка». Каждая скороговорка произносится 4—5 раз, сначала в медленном темпе, потом в среднем. Но не следует увлекаться скороговорением. Самое главное — правиль ное, чистое, четкое произношение всех звуков. Можно устроить своеобразное соревнование: кто яснее, чище произнесет скоро говорку. Такое соревнование можно проводить между отдельны ми учениками или между отдельными рядами — при хоровом выполнении упражнения.

Некоторые из скороговорок учащиеся произносят с разными смысловыми оттенками, например: «Проворонила ворона воро ненка» — с подтекстом: «Ах, как жалко вороненка». Второй под текст:  «Так ей, раззяве, и надо!»

«Шла лиса бесшумно по лесу». Подтекст: «Ух, какая хит рая лиса!». Второй подтекст: «Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идет!».

Вялое произношение, слабое звучание голоса затрудняют вос приятие устной речи, мешают говорящему с достаточной полно той передать смысл (подтекст) произносимых слов. Об этом сви детельствуют примеры из школьной практики. Немало есть учеников, которые говорят небрежно, спешат, проглатывают звуки и т. д.

 Правила устной речи и чтения.

  1. Не произноси слова скороговоркой.
  2. Ясно выговаривай звуки в словах.
  3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.
  4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.
  5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдель ными смысловыми частями предложения.
  6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слу шателей '.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

Приёмы повышающие технику чтения у учащихся 2 - 4 классов

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении скорочтению учеников. Не надо проводить длинные упражнения, длинные по времени...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ...

Методы и приёмы для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ (мастер-класс)

Своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика, способствует включению ученика с ЗПР в учебную деятельность на уровне его потенциа...