урок литературного чтения "Поэтический и живописный образы "малой родины", з класс (система Л.В.Занкова)
презентация к уроку чтения (3 класс) по теме

Акимова Надежда Михайловна

 ОченьООООООООоОООоОООООООООККККкООо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc50.5 КБ
Файл epigraf_esa_buson.pptx924.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Поэтический и живописный образы «малой родины».

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

  1. Проанализировать стихотворение Н.И.Рыленкова « К Родине»; рассмотреть в «Картинной галерее» работу Марка Шагала «Окно на даче».
  2. Развивать внимание к образным средствам языка.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: портрет Рыленкова Н.И, толковый словарь Ожегова С.И., слайды, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

– Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга улыбкой и начнем наш урок.

II.        Мотивация урока.

На доске слова:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк.

- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей )

- О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов ( приложение).

- Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм.

Древнерусский храм.

Японская гора Фудзи.

 Биг-Бен.

- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д.У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

III. Сообщение темы урока.

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края. Итак, мы сегодня попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке.

Показ портрета Н. И. Рыленкова.

- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

-Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.

IV. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова  «К Родине»

1)чтение учителем стихотворения;

- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.

2) повторное чтение стихотворения про себя;

- Какие картины природы вы увидели?

- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

- Объясняет ли это сам поэт?

На доске:

смотреть                        слушать

всматриваться               вслушиваться

1)чтение слов;

-Чем отличаются действия?

- Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие.

- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У.Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2) работа  в группах по карточкам;

- Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

 завораживает

 проникает

 захватывает

 околдовывает

 очаровывает

  удивляет

  потрясает

- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д.Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

- Что означает понятие «малая родина»?

Д. Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

V. Физминутка.

VI. Творческая работа. (индивидуально )

-  Перед вами текст о вашей « малой родине».  Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится лесами, в которых водятся _____, _____,_____ . На территории нашего района есть большое озеро, которое называют жемчужиной Сибири. Это озеро _____. Летом там отдыхают туристы из разных уголков______ области. Я горжусь своей малой родиной! 

VII .Проверка.

-Кто из вас, ребята, желает прочитать текст?

 - А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

V III .Работа над живописным образом «малой родины».

- Не каждый из нас может написать стихотворение, рассказ об увиденных картинах природы. Ведь так? А как оставить память об этом в своей душе?

1)показ слайдов.

- Посмотрите несколько фотографий, которые сделал ученик 10 «Б» класса нашей школы Вьюнов Михаил. Бывая в разных уголках нашего района, он не остаётся равнодушным и таким образом старается сохранить красоту родного края в сердце.

- Что для него является тропинкой?  (ответы детей )

2)работа с учебником.

- А как думаете, можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

- Мы отправляемся в картинную галерею. Зал 7, картина М. Шагала «Окно на даче».

 – Что заметили необычного?

 Д. Много места занимает окно.

- Нравится ли вам пейзаж за окном? Чем?

- Не кажется вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплёт оконной рамы? Ведь получается, что пейзаж перечёркнут и вертикально, и горизонтально. Зачем М.Шагал так усложняет?

-Если трудно, то прочитайте ещё раз название картины.

- Какова цель художника?

Д.Не уголок леса изобразить, а окно. Окно- это прозрачная стена, которая отделяет тесную комнатку от чудес.

- Где же происходят чудеса?

Д.  За окном, в природе.

- Видно ли, что комната тесная?

Д. Да, предметы на окне расположены в один ряд.

- В углу художник изобразил себя и свою жену. Какие лица у них при этом?

Д.  Лица похожи на театральные маски. Люди словно застыли, они заворожено всматриваются в прекрасный пейзаж за окном.

- Мы доказали, что можно питать нежность к дачному уголку.

_Что же для М.Шагала является тропинкой, которая ведет к его любимому уголку?

Д.  Картина, произведение искусства.

 IX.  Итог.

 -Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

-мысли, чувства;

-фотографии;

-картины (произведения искусства);

-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

-духовно близкие люди;

-письма;

-воспоминания;

 - книги.

X. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели,  поставленной в начале урока. Высказываемся, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-мне захотелось…

-урок дал мне для жизни…

-я смог (смогла )…

- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.


Тезисы:

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по теме: « Поэтический и живописный образы « малой родины» ( по системе РО Л.В.Занкова )

Акимова Н.М.

Разделы: Преподавание в начальной школе.

 Очень важно на уроках литературного чтения, используя особенности детского возраста, особую восприимчивость к искусству, воспитать у детей потребность в общении с искусством. На протяжении урока ученики в совместном поиске с учителем решают поставленную задачу.

Используются разнообразные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Эти формы побуждают учащихся к продуктивной исследовательской деятельности. Присутствует творческая работа, направленная на развитие осознанности чтения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение (система Л. В. Занкова) 3 класс Выполнила Акимова Надежда Михайловна учитель МАОУ Тисульской СОШ № 1

Слайд 2

Поэтический и живописный образы «малой родины»

Слайд 3

Еса Бусон 1716 -1783 Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Слайд 4

Памятники архитектуры

Слайд 8

Рыленков Н.И Годы жизни: 1909 -1969. Родился в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945.

Слайд 9

Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И

Слайд 10

Марк Шагал (1887 – 1985) Портрет Ю.Пэна фото 1941 г.

Слайд 11

Тропинки, ведущие в родные края железнодорожные, воздушные пути; мысли, чувства; фотографии; картины (произведения искусства); здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране; духовно близкие люди; письма; воспоминания; книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова

Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о  ком...

Презентация к уроку литературное чтение М.Пришвин "Моя Родина", 3 класс

Презентация содержит необходимый материал  для урока....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.Задачи урокаДидактические:1. Знакомить с изобра...