интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Серебреникова Галина Николаевна

Тема урока:Бабочки

Цели урока:

                        Для ученика

                       Для учителя

1 Познакомиться с текстами разных литературных стилей о бабочках.

 Учиться выразительно их читать и анализировать.

  Предметные   

 *Используя содержание отрывка из произведения В.В.Набокова, фотографии бабочек, тексты научно – популярного содержания, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы.       

 *Помочь уточнить , истолковать  и узнать значение отдельных слов  в  тексте

2.Создать коллективное панно   «Бабочки»

 Развивающие:                                                                                                                                                                     *Развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной.                *Развивать  навыки преобразования информации- «текст – рисунок», «музыка – текст».                                                                                                                                                                                           *Помочь детям активизировать и пополнить  лексикон

3. Понять, как сохранить красоту, не убивая ее.

Воспитательные

Формировать умения учащихся воспринимать красоту природы

 

Формы организации деятельности:                                                                                                                                                                   фронтальная                                                                                                                                                                                                                                        парная                                                                                                                                                                                                                                                                                    групповая  

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                                       презентация  по   этапам урока                                                                                                                                                                                                                                  -видеоролик  «Прекрасный мир бабочек»                                                                                                                                                                                                                                                -физическая карта мира                                                                                                                                                                                                                                                        - рабочие материалы для учащихся                                                                                                                                                                                                          -толковый словарь                                                                                                                                                                                                                                                                   - портрет  В.Набокова и его книга « Другие берега»                                                                                                                                                                                                       -музыка для релаксации  В.А.Моцарта «Музыка ангелов»                                                                                                                                                                                    -альбомные листы, восковые мелки  (или акварельные краски)                                                                                                                                                                              - картинки  двух бабочек на скотче в конвертах                                                                                                                                                                                                      -иллюстрации с бабочками -чемпионами                                                                                                                                                                                                                         -учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого «Родная речь» 4класс (2 часть)

Краткое содержание этапов урока

                       Этапы урока

         Использованные методы и приемы

Мобилизующий

Формулирование темы и целей обучающимися

Фронтальная беседа                                                                                                                                                               Развитие монологической речи

Вводная беседа о бабочках и красоте

Эвристическая беседа                                                                                                                                                     Проблемная ситуация                                                                                                                                                          Наглядно – иллюстративный метод (средствами ИКТ)

Чтение научно – популярных текстов

 Активное слушание                                                                                                                                                                 Выразительное чтение                                                                                                                                                  Наглядно – иллюстративный                                                                                                                                                Работа с картой

Актуализация знаний о стилях речи

Работа с текстом

 Фронтальная беседа

Чтение учителем (дети следят)                                                                                                                                     Фронтальная проверка восприятия                                                                                                                  Самостоятельное чтение текста                                                                                                                                      Словарно – лексическая работа в группах                                                                                                         Выразительное чтение детьми                                                                                                                                     Выборочное чтение с целью уточнения описания

Диагностика точности восприятия

Проблемная ситуация: сравни картинки и найди нужную по описанию (слайды)

Релаксация

Прослушивание музыкального отрывка

 Словесное рисование (развитие речи)

Создание панно. Рефлексия.

Рисование, работа в парах

Подведение итогов. Домашнее задание  

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока

  №

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность    обучающихся

 1

(3мин)

 

 

  

Мобилизующий 

 

 

 

Формулирование темы и целей обучающимися

 

Вот звонок нам дал сигнал-

Поработать час настал.

Ни минутки не теряем

И работать начинаем!                                                                                                  Каким  бы вы хотели   видеть урок   сегодня                                                                    – Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным?  Я рада.

- Чтобы определить тему нашего урока, нужно разгадать шараду:  

 Часть первая – две буквы из начала алфавита.                                                                                                                         Вторая- тарой служит нам,                                                                                          А если все соедините,                                                                                                        то полетит она к прекрасная к высоким небесам.                                         Правильно, наш урок посвящен бабочкам. И   будет он сегодня необычным. Он объединит сразу несколько предметов: литературное чтение,   изобразительное искусство, музыку.                                                                Эпиграфом к уроку будут слова К. Паустовского                                                      « Все лучшее в природе принадлежит всем вместе»    Если вы правильно раскроете смысл этих слов, то легко сможете сформулировать цели нашего урока.  

 Познакомиться…                                                                    Учиться…                                                                                                                       Понять…

 

 

 

 

Высказывают свои мысли

 

 

 

Разгадывают шараду, доказывают правильный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Объясняют смысл высказывания.

 

Формулируют цели урока, используя опорные слова :                             

2

(3мин)

Просмотр видеоролика и беседа о красоте бабочек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса.

-Что вы знаете о бабочках?

Дополню:

Бабочки, или чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Это самые изящные и удивительные  создания природы.  Вы представляете себе глаза бабочки? Нам кажется, что очень маленькие На самом деле они состоят из множества маленьких глазков до20 тысяч!  Давайте посмотрим видеоролик  о бабочках  и насладимся их красотой.

-Ваше впечатление об увиденном?                                                                        -Захотелось ли вам поймать какую – нибудь  из увиденных  для домашней коллекции?

Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Знаете ли вы, что поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит УБИТЬ ее!

Так что же делать? Как сохранить красоту бабочки, не убивая ее?

 Попробуем справиться с этой проблемой на уроке.

Делятся своими знаниями.

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Высказывают разные мнения (предполагаемые ответы: с помощью фотоаппарата, красок, слов)

 

3

(8мин)

Чтение научно-популярных текстов о бабочках.

    

Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины.

У вас на столах есть рабочие материалы. (приложение 1) Откройте 1 страницу, самостоятельно прочитайте тексты про бабочек и попробуйте догадаться                                                                                                                                –Из каких источников взяты эти тексты? ( из энциклопедий)

-Как догадались?

-Прочитайте 1 (2,3) тексты вслух 

(одновременно идет демонстрация   слайдов с фотографиями данных бабочек  по каждому тексту

-Что поразило вас в содержании текстов?

 -Посмотрим на карту и попробуем проследить удивительный трудный  путь бабочек – путешественниц

-Вспомните из уроков русского языка  - в каком стиле написаны эти тексты? (научный)

-Какой вывод можно сделать?

 

 

 

Самостоятельное  чтение с предварительным заданием

 

Выразительное чтение и слушание

 

 

 

 

Находят нужную информацию в текстах и зачитывают

 

 Работают с  физической картой мира 

Делают вывод:  с помощью  фотографий и научных текстов    можно увидеть красоту бабочек

4

(1мин)

Физкультминутка

 

 

 

Зарядка для глаз

 

Давайте и мы превратимся в бабочек 

Спал цветок – и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх – и  улетел.

А сейчас посмотрите, как бабочка медленно от нас улетает вдаль (слайд  презентации)

Показывают движения

5

(15мин)

Работа с текстом художественного стиля

а) краткие сведения об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) чтение текста учителем

 

в) первичная проверка восприятия

 

 

 

в) словарно-лексическая  работа

 

 

 

 

 

г) проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

г) выборочное

    чтение

 

 

д) диагностика      точности восприятия

 Внимание : шифровка  и к ней ключ. Кто  быстрее разгадает зашифрованное слово?                                                                                                                                         Что оно обозначает? (приложение 2)

-Знакома ли вам эта фамилия?

- Показ портрета В.Набокова и книги «Другие берега»

 Сейчас будем читать отрывок из этой книги. Это  рассказ « Бабочки».  

Это писатель и поэт, ученый энтомолог.

-Какое слово вам непонятно. Попробуйте предположить, что оно может обозначать. Подсказка:

(Энтомология – наука, изучающая насекомых)  В.В.Набоков   написал много романов не только  на русском языке, но и на английском. А еще кроме литературы он увлекался бабочками. И не просто увлекался, а серьезно их изучал и даже открыл несколько видов. Об одной из них  мы узнаем из рассказа  « Бабочки» .  Открыли учебники, я буду читать рассказ вслух, ваша задача  : пометить непонятные слова и выражения в тексте.

 

-Какой случай  из своего детства описывает в этом отрывке В.В.Набоков?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

 

-Назовите слова, значение которых  вам непонятно.   (приложение  5)

-Где можно узнать значение непонятных слов?

-Найдите значение слов в словаре

Банальный  -  (обычный)                                                                                флигель-   (пристройка к дому)                                                                                     черно – палевый  - ( бледно- желтый с черным)

аоническое (обаяние) -  ?

 

-Проверяем работу в парах

-Какое слово не смогли найти? (аоническое обаяние)  Почему ?

 -Раскрою секрет!

АОНическое обаяние – слово, придуманное В.Набоковым, то, что он услышал в имени бабочки- голые гласные - мАхАОн

-Похож ли отрывок на тексты энциклопедий?

-В  каком стиле написано это произведение ?                                     (в художественном)

 -Какими словами автор говорит о свих чувствах к бабочке?

Найдите метафоры, эпитеты в отрывке

-Какой хочет В.Набоков оставить бабочку в нашей памяти? 

 

-О какой бабочке идет речь?

Посмотрите на слайд. Среди всех бабочек найдите ту, которую описывает автор. Зачитайте описание.

 

 Сделаем вывод    

 Разгадывают шифровку (фамилию автора)

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения о значении незнакомого слова

 

 

 

 

 

 

 

Находят по ходу чтения учителем непонятные слова

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

(в интернете, у взрослых, в словаре)

 

Работают  с толковыми словарями в группах (каждая группа находит только 1 слово)

 

 

 Высказывают  свое мнение 

 

 

 

 

 

 

 

Находят нужные слова и выражения в тексте и зачитывают 

 

 

 

Сравнивают описание бабочки с изображением

 

 

(Красоту бабочки можно сохранить,  нарисовав ее словами.)

6

(2мин)

Релаксация.

-А как создал бы образ бабочки композитор? Сядьте поудобнее.

Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек (звучит музыка В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

-Вы слушали произведение известного  австрийского композитора  В. Моцарта «Музыка ангелов»

-Какую картину вы себе нарисовали в воображении? 

Вывод: Красоту бабочек можно передать через музыку

Слушание музыкального произведения (образное воображение)

 

 

Свободные высказывания детей, (словесное рисование)

7

(10мин)

Создание панно.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте на память об этом уроке создадим панно. Нарисуем  луг, поляну, все, что нужно для бабочек. Работать будем в парах восковыми мелками, используя технику штриховки . Вспомните  ее особенность ( линии направляем в одну сторону) Договоритесь, кто в паре будет рисовать небо, а кто луг.

-Давайте расположим рисунки  в одну линию и  оценим работу друг друга.

В конвертике у каждого у вас по 2 бабочки:  одна яркая красочная, а другая черно –белая. Если вам интересно было на уроке и вы поняли как сохранить красоту бабочки  не  ловя и не убивая  ее, посадите красочную бабочку  на панно, если наоборот – черно –белую.  (приложение 7)

 -Дети, глядя на эту радостную  картину, какое ранее изученное стихотворение вы вспоминаете? Прочитаем строчки из стихотворения хором .(А.Фет

«Ты прав. Одним воздушным очертаньем
            Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
            Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
            Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
            И вот - дышу.
)

-Какое  правило  вынес каждый из вас с сегодняшнего занятия?

 Самостоятельная  работа  в парах

  

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку своей деятельности на  уроке, подходят к панно и приклеивают соответствующую  бабочку.

 

 

Хоровое чтение четверостишия,  изученного ранее.

8

(3мин)

 

 

Домашнее задание

 

 

Подведение итогов  

Рассмотрим домашнее задание в рабочих материалах  поясняю)  Вы можете выбрать себе любое из    четырех  заданий.  (приложение  3)

Давайте вернемся к  целям нашего урока. (открывается слайд ) Все ли, что было запланировано,   мы выполнили на уроке? Кто был особенно активен на уроке? Оценки за урок.

Спасибо за работу на уроке .  Вы смогли сделать урок интересным и полезным . Урок окончен.

Записывают задание по выбору.

 

 

 

Анализируют свою деятельность

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок во 2 классе Чтение. Изобразительное искусство

Тема: Русская народная сказка «Морозко».  Рисование зимнего пейзажа.Задачи:Совершенствовать навыки правильного чтения;Расширить и углубить знания об окружающей действительности;Развивать устойчив...

конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»

«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

    Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...