Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Терёхина Татьяна Леонидовна

      Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование картин, коллективное чтение,  домысливание сказанных событий, работа с лексическим значением слова, синквейн, читательские тренажёры, слушание художественного чтения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, риторические вопросы, комментированное чтение, художественное рассказывание, воссоздание читателем ху­дожественного образа, созданного автором, диалог между автором и читателем, «акцентное вычитывание»,  выработка своей точки зрения, непосредственно-эмоциональное      вслушивание, литературно-музыкаль­ные композиции, выразительное чтение взрослого, выразительное чтение самими обучающимися,  индивидуальная письменная работа, созда­ние художественного высказывания,  на­блюдение за реальностью, наблюдение за художественным тек­стом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф. Атякшева», город Югорск, ХМАО- Югра

Интегрированный  урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

Автор: Терёхина Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей имени Г.Ф. Атякшева»,

город Югорск, ХМАО- Югра

Пояснительная записка

Для решения поставленных целей и задач урока используется единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его  специфики  - художественной образности.

      Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование картин, коллективное чтение,  домысливание сказанных событий, работа с лексическим значением слова, синквейн, читательские тренажёры, слушание художественного чтения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, риторические вопросы, комментированное чтение, художественное рассказывание, воссоздание читателем художественного образа, созданного автором, диалог между автором и читателем, «акцентное вычитывание»,  выработка своей точки зрения, непосредственно-эмоциональное      вслушивание, литературно-музыкальные композиции, выразительное чтение взрослого, выразительное чтение самими обучающимися,  индивидуальная письменная работа, создание художественного высказывания,  наблюдение за реальностью, наблюдение за художественным текстом.

   В течение всего урока литературная деятельность организована  как сотворчество автора и читателя на основе изменения авторской и читательской позиций в работе над художественным произведением «автор – художественный текст – читатель» (М.М. Бахтина). 

  На учебном занятии обучающийся является субъектом образовательного процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, извлекает необходимую  информацию, устанавливает  причинно-следственные связи, продуцирует  высказывания в устной и письменной форме, решает творческие задачи, участвует в разных формах  общения, то есть  происходит формирование и развитие  у обучающихся всех групп учебных универсальных действий.

Ресурсы.

        Реализация представленного урока, рассчитанного на 2 академических часа, требует от учителя знания теоретических основ метода  сотворчества автора и читателя, методологии  компетентностно-деятельностного подхода  и технологии развивающего обучения, а так же знаний в области учебного предмета « Литературное чтение», дополнительных знаний в области  культуры и искусства.

      Учебно-методическое обеспечение включает в себя образовательные программы по учебным предметам педагогической системы развивающего  обучения Л.В. Занкова: «Литературное чтение» 3 класс (В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова,2010), «Искусство» (В.С. Кузьмин, 2010). «Музыка» (Г.С. Ригина, 2010), дидактический материал по литературному чтению, карта самоконтроля, фонохрестоматия.

       Материально - техническое обеспечение проекта предполагает наличие компьютера, принтера, интерактивной доски, фотоаппарата, видеокамеры, проектора, доступ в Интернет.

 Партнёры.

      В реализации урока принимают участие учитель начальных классов, учитель музыки, обучающиеся и их родители.

Целевая аудитория.

Урок рассчитан на обучающихся  3 класса начальной школы (9-10 лет), предполагаемое количество участников - 20 человек. Урок реализуется  с учётом возрастных особенностей и физиологического развития младшего школьника.

Сценарий урока.

Тема:

Вид урока: интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

Тип урока: урок закрепления  знаний.

Форма: урок читательских удовольствий.

Цель урока: формирование познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных  учебных действий.

Задачи урока:

Предметно - содержательная:

- формирование  навыка смыслового чтения текстов разных жанров;

 - развитие навыка понимания и анализа произведений разных видов искусства и собственного литературного творчества;

- развитие умения  выразительного  чтения и акцентного вычитывания.

Деятельностно - коммуникативная:

- формирование  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации в малых и больших группах;

- развитие монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ценностно - ориентационная:

- формирование умения добывать самостоятельно  знания;

- развитие умения высказывать свою точку зрения  и соотносить её с авторской;

- развитие умения самооценки своей образовательной деятельности;

- развитие умений видеть в обычном окружающем мире необычное.

  Структура урока.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  1. Организационный момент.
  2. Создание  проблемной ситуации и постановка проблемы.
  3. Определение темы урока и формулирование целей и задач урока обучающимися совместно с учителем.
  4. Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
  5. Выполнение обучающимися  различных заданий,  творческих задач, упражнений с последующей проверкой выполнения.
  6. Рефлексия. Подведение итогов урока
  7. Задание на дом.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

Приветствие, организация внимания обучающихся.

а) Улыбка- радость встречи.

б) Рукопожатие (дети друг другу)- пожелание удачи.

в) Артикуляционная разминка.

 2. Создание  проблемной ситуации и постановка проблемы.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого поискового характера.

     Учитель (далее У)- Помогите определить проблему, с которой столкнулся один из учеников при написании сочинения. (Чтение сочинения учителем)

 « Выбрать время года, которое мне нравится больше я не смог. Почему? Мне хорошо и осенью, и зимой.

    Осенью природа дарит нам чудеса игрой красками, то она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказал пёстрая. Интересно наблюдать за изменениями в жизни растений и животных. Многие растения сбрасывают свою листву, успокаиваются, затихают и засыпают. Они начинают набираться сил, чтобы порадовать нас весной. Животные меняют окраску, нагуливают жировые запасы, готовят заготовки пищи к зиме. Кто- то из них будет ложиться в спячку, а кого- то ждут зимние испытания.

    А зима меня радует своим спокойствием и суетой. Природа спит. А я радуюсь, в это время года мой любимый праздник Новый год, зимние большие каникулы, на которых меня ждёт сюрприз от родителей. А главное в это время года я родился, ну как мне любить зиму?» Автор: Егор Спирин.

У- В чём заключается его проблема? Как помочь Егору выбрать время года? А может он прав- человеку могут нравиться сразу несколько времён года?

У- Пользуясь, какими видами искусства можно изобразить зиму и осень?

 3. Определение темы урока и формулирование целей и задач урока обучающимися совместно с учителем.

 На данном этапе урока формулируются тема урока, определяется цель,  и ставятся задачи урока вместе с обучающимися. Важно обеспечить осознание детьми  практической значимости изучаемого материала.

У- Мы такие разные: одни предпочитают музыку, другие   поэзию, третьи – прикладное творчество (творение своими руками). Одни любят слушать, другие говорить, третьи – непредсказуемы в общении. Мы разные по темпераменту, разные по характеру:  эмоциональные и  спокойные. Но  сегодня  мне хотелось бы вас всех объединило творчество. Чтобы  каждый  из вас  почувствовал себя в гармонии   с миром  искусства и сыграл несколько ролей в нашем уроке.

У - Произведение, какого вид искусства можно прочитать и понять сразу?

      Литература                                 ИЗО                            Музыка

 У  - Какими средствами пользуются авторы? Какие жанры относятся к каждому виду искусства?

У- Как можно сформулировать тему нашего урока? Какие задачи необходимо решить, чтобы выбрать время года?

4. Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

 Актуализация субъективного опыта обучающихся (опорных знаний и способов действий).

 А)Роль теоретика.

 Работа в мини- группах по определению критериев при работе с текстом.

      У - Чтобы говорить о литературных произведениях, необходимо повторить приёмы, используемые авторами при создании литературного произведения.

Карточка №1.Заполните пропуски и приведите примеры из литературных произведений ранее нами изученных.

Эпитеты……………………………Сравнения ……………

Олицетворение……………………Метафоры …………………

Проверка выполнения задания, корректировка ответов обучающихся (коллективная работа).

Б) Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

      Сегодня на уроке мы будем работать с произведениями следующих авторов. Расположите фамилии в соответствии с видом искусства.

Работа с интерактивной доской. Соедини линиями.

ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

И.ГРАБАРЬ

И. БУНИН

А. ВИВАЛЬДИ

И. ШИШКИН

С. ЕСЕНИН

П. ЧАЙКОВСКИЙ

Вывод: работая с произведениями литературы будем развивать навыки в поиске литературных приёмов, развивать умения читать произведения разных видов искусства.

  1. Выполнение обучающимися  различных заданий,  творческих задач, упражнений.

         Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в области литературы, изобразительного искусства и музыки.

  1. Смысловое чтение.

А) Роль читателя.

- Попадаем в мир поэзии и прозы : Какое различие между ними?

Работа с литературными произведениями об осени ( раздаточный материал).

И. Бунин   «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Весёлой, пёстрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

 Блестят в лазури голубой,

 Как вышки, ёлочки темнеют,

 А между клёнами синеют

 То там, то здесь, в листве сквозной,

 Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

 За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

 Вступает в пёстрый терем свой.

 Сегодня на пустой поляне,

 Среди широкого двора,

 Воздушной паутины ткани

 Блестят, как сеть из серебра.

 Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

 И, точно белый лепесток,

 На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом...

- Кто автор первого произведения?

Роль историка (дети самостоятельно подбирали материал для выступлений):     Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.

Б) Обогащение словарного запаса обучающихся.

- При чтении встретятся слова, значение которых требует объяснения.

Словарная работа: вступает в работу группа ребят в роли теоретика, которые работали со  словарём Ожегова.

Резьба                  Сквозная        Вдова

В) Образцовое чтение учителем.//  установка-?

- Какие картины нарисовал поэт?

-Прочитайте про себя, отметьте  образные выражения, которые помогли вам увидеть эти картины?

- Прочитайте олицетворения. Зачем пользовался этим приёмом поэт? Какие ещё необычные приёмы использовал И.Бунин? (цветопись, звукопись) Объясните их значение.

- Что подметил автор необычного в окружающем нас мире? Докажите строчками из произведения. (Выразительное чтение произведения обучающимися.)

Г) Акцентное вычитывание.

- А можно ли так же образно описать осень в прозе? Проверим это, работая с произведением А. Коробельникова.

А. Коробельников   «Осень. Солнечный цвет.»

     Жёлтый цвет — символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название — золотая.

Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. Редко-редко где поставит осень голубое или зелёное пятнышко. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый!

      В начале осени рисунок желтых деревьев, с крапинками малиновых листьев, чёткий. Резко обрисована каждая веточка на фоне светло-серого неба. На небе большим малиновым кругом горит солнце.

К середине осени краски в сыром тумане расплылись, очертания предметов стали размытыми. Серая краска потемнела, растеклась и попала в жёлтую и малиновую. Жёлтая краска погасла, пожухла, стала коричневатой. Потерял яркость и малиновый цвет. Солнце пропало. Всё небо затянуло серыми облаками.

       К концу осени краски смешались, стали грязными. Тёмно-серое, беспросветное небо тучами нависло над грязно-коричневой землёй и голыми, чёрно-коричневыми деревьями.

       Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у каждого пути, есть у него свои этапы — периоды. У осени таких периодов четыре: ранняя осень, золотая осень, глубокая осень и предзимье.

Роль  историка.

 А. Коробельникова- учитель Челябинской области, который пишет о природе соединяя науку и художественный текст, является натуралистом.

У  -А вот какая осень у писателя А. Коробельникова? Найдите ответ, работая самостоятельно, обсудите ответы в парах, придите к единому мнению.

Работа в парах: самостоятельное чтение детьми и обсуждение ответов.

Роль критика.  Проверка ответов. Условие- доказывать строчками из текста.

У - Выскажите мнение, ответы, какой пары были более полными и на ваш взгляд правильными.

У - Прочитайте отрывок, в котором говорится о пейзажах  осени? Чья осень пришла раньше поэта или писателя? Почему? В чьей осени больше звуков?

У - А как можно изобразить звуки осени, в виде чего?

Д) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Звучит музыка Вивальди «Времена года. Октябрь».

В урок включается преподаватель музыки.

У - Какие звуки осени передал Вивальди- знаменитый скрипач- виртуоз, который первый написал музыку для инструментального исполнения?

Какое настроение у этого произведения? Какие картины увидели, слушая музыку? Увидели вы в музыке картины И.Бунина и А. Коробельникова?

У - Попробуйте изобразить музыку в цвете. (Разукрашивание берёзового листочка).

- Кем вы сейчас были? Как вы думаете, а когда пишут картины художники, они обращаются к музыке?

Демонстрация картин И.Грабаря «Осень» и И.Шишкин «Золотая осень».

-Совпал ли ваш выбор цветов осени с красками художников?

-Какие краски использовали художники для изображения осени? Чем богата работа художников? Какое настроение у этих произведений?

- Подберите к картинам строчки из литературных произведений И.Бунина и А.Коробельникова.

Е) Анализ картин художников с целью выделения существенных признаков осени.

- Я предлагаю вам обогатить свой словарь и поработать в роли теоретиков и художников. Используя синонимы опишите объекты, которые изобразили художники.

Карточка № 2. Синонимы:

Жёлтый- золотой, соломенный, янтарный, лимонный, песочный, яичный, шафранный, оранжево- жёлтый.

Красный- алый, кровавый, огненный, багровый, пламенный, пурпурный, пунцовый, багряный, гранатовый, рдяной, рыжий.

Оранжевый- апельсиновый, морковный.

Пёстрый- рябой, пятнистый, радужный.

Голый , безлистый.

Увядший- жухлый, поблёкший.

Скучный- жалобный, унылый, тоскливый, скучающий.

У - Какие это краски громкие или тихие?

Вывод: Благодаря краскам и чувствам и вы, и художники смогли  прочувствовать необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей нас порадовать красотой природы, это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания.

Ж) Извлечение необходимой информации из литературных, художественных произведений для осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Практическая работа в позиции читатель- автор.

У - Выберите картину, в которой вы хотели бы оказаться, найдите понравившееся место и заполните карточку, используя богатство нашего языка.

 Карточка №3.

Я стою…

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

Чтение работ обучающимися.

Роль критика- Что получилось и чтобы вы посоветовали своим одноклассникам?

- Какая осень в разных видах искусства? Чем она зачаровывает? Может ли она быть любимым временем года? Почему?

- Все ваши ответы можно  объединить в видео фильм «Золотая осень».

У- Какие виды искусства встретились в фильме? А бывает так и в жизни?

5.2.Понимание и адекватная оценка языка литературы, живописи и музыки.

 Работа с литературными произведениями о зиме ( раздаточный материал).

У -Почему красота у осени прощальная?

С. Есенин  «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

А) Воссоздание обучающимися художественного образа созданного автором, диалог между автором и читателем.

Роль  читателя- художника.

       Под музыку П.Чайковского чтение стихотворения детьми самостоятельно:

-Смогли ли поэт и музыкант нарисовать одинаковые картины? Какие слова вызвали затруднения в понимании? Словарная работа- словарь Ожегова.

Чтение в полголоса всем классом.

Роль теоретика.

- Какими приёмами воспользовался С. Есенин для написания своей зимы? Найдите эти приёмы: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Для чего их использовал поэт?

   Вывод: Его поэзия необычна по своей предельной искренности; он тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительный чуткий к земным краскам, звукам, запахам.

Роль читателя- публициста.

- Кто лирический герой  стихотворения? Чем является берёза для русского человека?  (Берегиня, символ родины, чистоту, красоты.)

- Как чувствует себя берёзка? Попробуйте взглянуть на наш мир её глазами, расскажите об окружающем  мире с её точки зрения.

- В чём заключается идея этого произведения? (Автор передаёт удивительную красоту берёзы, символа Руси.)   - А главная мысль? (Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.)

- Произведение А. Коробельникова показывает нам обычную или необычную зиму? Подтверждение словами из текста, чтение в парах.

А. Коробельников   «Зима. Серебряный дворец».

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.

На первый взгляд, скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой — неба, черный — деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давай попробуем внимательно приглядеться.

     У - О чём просит нас автор? Что нам может в этом помочь? - Какая зима у художников слова? А какие краски используют другие художники, для изображения зимы?

Рассматривание зимних сказок «Инея» И. Грабаря и «Восходящего солнца»  И.Шишкина.

Роль историка.

В их картинах мы встречаемся с красотой и поэзией окружающего мира, в них есть народное начало, обобщенные и законченные образы русской природы.

Раннее утро на даче. Ему хотелось петь и танцевать от радости, схватил краски и начал писать, а зима-зимушка бродила вокруг и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную, завораживающую песню- так писал Игорь Грабарь.

       У -Что у вас вызывает восторг, глядя на картины?

- Какая из этих картин звонкая, громкая, а какая  нежная, мягкая, лёгкая? Почему?

- Какой основной тон? (Неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный).   Почему? (Восход солнца желто- лимонный, своими лучами окрасило снег, иней загорелся, заискрился, засверкал, небо переходит от лимонно-жёлтого в зелёный, голубо- сиреневый цвет.)

Роль  теоретиков. Всматриваясь в картины, подберите синонимы к словам. Работа в динамических группах.

Карточка №4.

Скучный

жалобный, унылый, тоскливый, скучающий

Тишина

покой, затишье, успокоение

Холодный

свежий, жёсткий, морозный, сиротливый, мёрзлый

Синий

холодный, голубой, лазурный, бирюзовый, лазоревый, васильковый

Белый

белоснежный, светлый, седой, хрустальный, алмазный, чистый, снежный, серебристый, молочный, снежно- белый, мраморный, сахарно- белый.

Серый

стальной, хмурый, тусклый, свинцовый, пасмурный, дымчатый, мышиный, пепельный.

Проверка и дополнение таблицы.

         У - Что вы чувствуете при виде зимы? Кому из авторов удалось передать вашу зиму?

Б) Практическая работа.

Вырезать из бумаги, пользуясь приёмом симметричного вырезания, снежинку и предать ей характер.

- Придать характер снежинке вам поможет видео фильм с актёрским прочтением стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро».

Просмотр видеоклипа «Зимнее утро».

-Какие виды искусства использовал автор при создании фильма? Могут ли объединяться все три вида искусства, чтобы рассказать нам о необычных сторонах обычного окружающего мира? Что необычного для себя вы открыли?

5. Проверка выполнения работ.

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено  и что ещё  нужно усвоить при работе с произведениями разных видов искусств.

 -Произведения С.Есенина, И.Бунина, А. Вивальди, П.Чайковского, И. Грабаря, И. Шишкина несли в себе разные настроения при изображении осени и зимы. Какие настроения объединили эти виды искусств? Создадим осеннее- зимнее настроение.

А).Работа со словарём настроений в роли читателя- публициста.

Словарик настроений.

ПЕЧАЛЬНОЕ

ГРУСТНОЕ

ЗЛОЕ

ХИТРОЕ

ВЕСЁЛОЕ

РАДОСТНОЕ

ЛЮБОВАНИЕ

ТИХОЕ

СКУЧНОЕ

СПОКОЙНОЕ

МЕЧТАТЕЛЬНОЕ

НЕТЕРПЕНИЕ

СВЕТЛОЕ

ДОБРОЕ

ТРЕВОЖНОЕ

ТЁПЛОЕ

СОННОЕ

УЮТНОЕ

ХОЛОДНОЕ

НЕСПОКОЙНОЕ

БУРНОЕ

БЕСПОКОЙНОЕ

НЕУЮТНОЕ

ШУТЛИВОЕ

ШАЛОВЛИВОЕ

ЛЕНИВОЕ

ПЕЧАЛЬНОЕ

ВОЛНИТЕЛЬНОЕ

ХРУСТАЛЬНОЕ

КАПРИЗНОЕ

ДОБРОДУШНОЕ

ЛАСКОВОЕ

ПРИВЕРЕДЛИВОЕ

ПРИХОТЛИВОЕ

НАСМЕШЛИВОЕ

ГЕРОИЧЕСКОЕ

ХВАСТЛИВОЕ

ХВАЛЕБНОЕ

СЕРДИТОЕ

ВОЗМУЩЁННОЕ

ОБИЖЕННОЕ

ВАЖНОЕ

У - На протяжении всего урока  мы говорили о временах года осень и зима. Егор, смог ли ты определиться – какое же из них тебе нравится больше? Почему? Что в этом помогло ученику?

У- Кто из вас выбрал два времени года? Почему? Если бы я вам предложила переписать сочинение, то у вас изменилось бы мнение о вашем любимом времени года? Почему?

 - Что необходимо человеку, чтобы в обычном видеть необычное?

Закончите фразу, одним словом.

Не слышать, а……..(вслушиваться).

Не видеть, а …………(всматриваться).

Не чувствовать, а…………(прочувствовать).

Б) Практическая коллективная работа по созданию мини- проекта «Встреча времён года».

- Давайте и мы создадим свой маленький шедевр, где встретятся два времени года. В этом вам помогут берёзовые осенние листочки и  снежинки, которые вы сделали на уроке. (Украшение эскиза берёзы детскими работами).

Роль  критика. Высказывания детей по получившейся картине.

В) Оценивание обучающимися своей работы на уроке.

       Проводится с целью контроля и коррекции (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение и ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений).

У- Заполните  лист самоконтроля.

Лист самоконтроля.

Литература

ИЗО

Музыка

Обозначения

Слушать учителя.

Хорошо-Х, не в полную силу-Н, было трудно-Т, нужна была помощь учителя-У.

Слышать одноклассников.

Выразительное

Чтение.

Цветовая

чувствительность.

Определение настроений произведений разных видов искусства.

Высказывать свою точку зрения.

Выполнение  всех творческих заданий.

Эмоциональное удовлетворение.

*Анализ листа контроля обучающихся учитель проводит для самоанализа урока и корректировки своей дальнейшей деятельности при проведении интегрированных уроков.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Извлечение необходимой информации из литературных, художественных и музыкальных видов искусства.

       Написание детьми синквейна по теме урока.

- При работе с произведениями разных видов искусства получили вы сегодня удовольствие? Какие роли вы исполняли? В чём они помогали?  Можно ли прожить без искусства? Почему?

Вывод: Соприкасаясь с искусством, мы становимся богаче. Мы  все шли  разными дорогами, но пришли к одному  - к  умению творить. Только ощущая  себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи и жить в гармонии с самим собой и со всем миром.

  1. Задание на дом.

Задача: развитие творческой активности обучающихся.

Какой вид искусства вам было интереснее читать? Что вам захотелось создать? В каком виде искусства себя попробовать?

Создайте  свой маленький шедевр.

Анализ интегрированного  урока

литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

Данный интегрированный  урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества был проведен для обучающихся 3 класса начальной школы (9-10 лет), количество участников – 16 человек. В реализации урока принимали участие учитель начальных классов, учитель музыки, обучающиеся и их родители. Класс отличается высоким уровнем способностей и хорошей мотивацией к учебно-познавательной деятельности.

Тема урока:        Изображение Осени и Зимы в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыке.

        Цель урока: определить способ работы с аудио-визуальной информацией  по изменению авторской и читательской позиций в работе над произведениями искусства.  

Развитие  уровня зрительного и слухового (аудио-визуального) восприятия, эстетических способностей обучающихся.

Задачи урока:

Предметно - содержательная:

- формирование  навыка смыслового чтения текстов разных жанров;-развитие навыка понимания и анализа произведений разных видов искусства и собственного литературного творчества; - развитие умения  выразительного  чтения и акцентного вычитывания.

Деятельностно - коммуникативная:

- формирование  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации в малых и больших группах; - развитие монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ценностно - ориентационная:

- формирование умения добывать самостоятельно  знания; - развитие умения высказывать свою точку зрения  и соотносить её с авторской; - развитие умения самооценки своей образовательной деятельности; - развитие умений видеть в обычном окружающем мире необычное.

В соответствии с целью  был определен тип урока: закрепления и развития знаний, умений, навыков (ключевых компетенций).

Структура данного урока:

  1. Организационный момент.
  2. Создание  проблемной ситуации и постановка проблемы.
  3. Определение темы урока и формулирование целей и задач урока обучающимися совместно с учителем.
  4. Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
  5. Выполнение обучающимися  различных заданий,  творческих задач, упражнений с последующей проверкой выполнения.
  6. Рефлексия. Подведение итогов урока
  7. Задание на дом.

Единицей содержания данного урока является способ работы с информацией, изменение авторской и читательской позиций в работе над произведениями искусства.  

Единица содержания удерживалась учителем и обучающимися на протяжении всего урока, была выделена вместе с детьми, обсуждалась в ходе рефлексии.

Используемый учебный материал соответствует цели, содержанию, является интегрированным,

позволил обучающимся освоить запланированную единицу содержания.

Для достижения поставленной цели на разных этапах урока были решены следующие задачи:

Этап

Дидактическая задача

Организационный момент.

Создание положительного настроя к учебной деятельности.

Создание  проблемной ситуации и постановка проблемы.

Создание учебно-познавательных мотивов.  

Определение темы урока и формулирование целей и задач урока обучающимися совместно с учителем.

Совместное формулирование цели урока  в рамках создания проблемной ситуации.

Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Актуализация субъективного опыта обучающихся (опорных знаний и способов действий).

Выполнение обучающимися  различных заданий,  творческих задач, упражнений с последующей проверкой выполнения.

Создание условий для закрепления способа работы с информацией по изменению авторской,  читательской позиций в работе над произведениями искусства, формирования умений, навыков и компетентностей в области литературы, изобразительного искусства и музыки.

Развитие   уровня зрительного и слухового (аудио-визуального) восприятия, эстетических способностей.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Анализ успешности реализации поставленных задач,

оценка  работы  обучающихся на уроке.

Задание на дом.

Развитие творческой активности обучающихся.

Достижению поставленных задач способствовал оптимальный выбор форм и методов работы: фронтальная форма работы- для быстрого опроса обучающихся и включения их в деятельность, групповая- в позиционной игре при определении разных социальных ролей,

парная- для решения задач коммуникации, индивидуальная письменная работа, индивидуализированные задания.

      Используется широкий спектр приемов метода сотворчества автора и читателя: ролевая игра, устное словесное и художественное рисование картин, коллективное чтение,  домысливание сказанных событий, работа с лексическим значением слова, синквейн, читательские тренажёры, слушание художественного чтения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, риторические вопросы, комментированное чтение, художественное рассказывание, воссоздание читателем художественного образа, созданного автором, диалог между автором и читателем, «акцентное вычитывание»,  выработка своей точки зрения, непосредственно-эмоциональное вслушивание, литературно-музыкальные композиции, выразительное чтение взрослого, выразительное чтение самими обучающимися,  индивидуальная письменная работа, создание художественного высказывания,  наблюдение за реальностью, наблюдение за художественным текстом.

Временные рамки этапов урока соответствовали структуре, в запланированное время урок уложился благодаря использованию  ИКТ-технологий, которые позволили также создать ситуацию причастности к произведениям искусства, выявить  область незнания  отдельных обучающихся и скорректировать работу на основном этапе урока.

Таким образом, урок прошел по запланированному сценарию, имеет положительный эмоционально-эстетический фон, развивающую направленность, поставленные задачи были успешно решены за счёт интегрированного отбора содержания, выбора эффективных форм, методов и приёмов работы, что, в свою очередь, привело к реализации образовательной цели урока, формированию у обучающихся познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных  учебных действий.  

Заместитель директора по УВР: Захарченко Людмила Михайловна.

Приложения.

           Для  оценки эффективности реализации урока  использовались:

- диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий ( авторский коллектив под руководством А.Г.Асмолова) .

- мониторинг качества анализа литературного произведения (автор Лазарева В.А.).

- мониторинг качества выполнения творческих работ в виде мини- сочинений

- контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности.

Результаты диагностики сформированности

универсальных учебных действий.

          Диагностика сформированности универсальных учебных действий проводилась  на основе решения типовых задач, предложенных авторским коллективом под руководством А.Г.Асмолова в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия».        В процессе реализации данного проекта у обучающихся сформировались следующие универсальные учебные действия:

-познавательные:  формулирование темы и целей урока, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности,   навык смыслового чтения текстов разных жанров, навык понимания и анализа произведений разных видов искусства и собственного литературного творчества;

- личностные:  устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом, умения добывать самостоятельно  знания, умения высказывать свою точку зрения  и соотносить её с авторской,  умения самооценки своей образовательной деятельности,  умения видеть в обычном окружающем мире необычное;

- регулятивные:  умения ставить учебную задачу, выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить;

- коммуникативные:  умения сотрудничать с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формой речи.

         Результаты диагностики личностных универсальных учебных действий.

        Уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации проверялся на основе задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи. Результаты диагностирования свидетельствуют о том, что 68% детей выделяют моральное содержание рассказа и указывают причины негативных эмоций героя, принимают установки на просоциальное поведение, называют норму, как правило. 19% обучающихся не выделяют моральное содержание рассказа, имеют неустойчивую ориентацию на просоциальное поведение.

      Таким образом, применение проекта позволяет формировать личностные УУД младшего школьника.

          Результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий.

       Диагностика проводилась по методике «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая). Результаты диагностики показывают, что 19% обучающихся обладают контролем на уровне непрозвольного внимания, у 38% -проявился актуальный контроль на уровне произвольного внимания, актуальный рефлексивный контроль показали 43% обучающихся. Данный показатели считаются допустимыми для младших школьников.

          Результаты диагностики познавательных универсальных учебных действий.

       Для диагностики познавательных универсальных учебных действий выбраны методики, позволяющие диагностировать способность к решению читательских задач и моделированию - основных общеучебных универсальных действий, отражающих способность решать проблемы. Результаты диагностики показали, что 64% детей выделяют смысловые единицы художественного текста, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре жанра литературного произведения, 25% детей выделяют смысловые единицы художественного текста, но допускают ошибки в нахождении схем соответствующих жанру литературного произведения. 11% детей частично выделяют структуру литературных задач, не идентифицируют схему. Результаты диагностики свидетельствуют, что школьники овладели общим приёмом решения литературных задач.

         Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий.

      Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных действий проводилась на основе методики Г.А.Цукерман «Кто прав?». Оценивался уровень сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника. Высокий уровень сформированности действий продемонстрировали 77% детей, они  понимают относительность оценок и подходов к выбору, учитывают различие позиций персонажей и могут высказать и обосновать своё мнение; понимают возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускают, что разные мнения по- своему справедливы или ошибочны, но не могут обосновать свои ответы 16% обучающихся- средний уровень. 7% обучающихся показали  низкий уровень, данные ученики исключают возможность разных точек зрения, принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. Таким образом, у детей сформирована коммуникация как средство кооперации.

        Таким образом, использование в образовательном процессе метода сотворчества автора и читателя эффективно влияет на формирование универсальных учебных действий.

Мониторинг качества анализа литературных произведений.

       Мониторинг качества анализа литературных произведений показал, что 96% обучающихся умеют определять главного героя произведения, 77% обосновывают идею художественного произведения, что на 24 % выше результата прошлого года обучения. 86% обучающихся правильно формулируют главную мысль произведения, 91% обучающихся правильно определяют и обосновывают выбор жанра произведения, 57% используют и осознанно применяют при работе с текстом литературоведческие понятия. Уровень сформированности навыков анализа художественных произведений разных литературных родов и знания обучающимися основных литературоведческих понятий составил 80,2 %, что соответствует  творческому уровню показателя качества обученности в соответствии с принятым в школе Мониторингом качества обучения.

Мониторинг качества выполнения творческих работ

в виде мини- сочинений.

Анализ мини- сочинений по картине показал, что 97% обучающихся раскрыли тему, 84% последовательно изложили текст, у 100% обучающихся установлена связь между словами в предложениях, 74% используют образные выражения, метафоры, олицетворения,  100% использовали распространённые предложения. Уровень обученности написания сочинений составил- 83,6%, что соответствует творческому уровню.

Контроль и оценка процесса и результатов

 своей деятельности обучающимися (самооценка).

     Анализ  обобщенных результатов Листа самоконтроля выявил, что 83% обучающихся умеют внимательно слушать учителя, 76% способны слышать своих одноклассников, 67% обучающихся владеют навыком выразительного чтения, 89% могут определять настроение произведений разных видов искусства. 61% обучающихся справились с выполнением творческих работ в полном объёме, 59%  смогли правильно построить свои суждения, 94% обучающихся  получили эмоциональное удовлетворение от урока. Таким образом, можно сделать вывод о том, что  у обучающихся сформирован реальный уровень притязания на оценку результатов своей деятельности.

        Продолжение творческой атмосферы урока нашло свое продолжение в выполнении домашнего задания по созданию своего произведения о временах года в разных видах искусства: 6 учеников предпочли   художественное рисование картин, 7 учеников написали сочинения в разных жанрах, 8 учеников создали слайд- шоу о природе, 1 ученик представил фильм «Есенинские берёзы на югорской земле». Неожиданным результатом оказалось желание родителей принять участие в  выполнении домашнего задания обучающимися. Творческие работы  обучающиеся презентировали на родительском собрании и получили высокую оценку родителей. (Приложение № 4)

       Кроме этого, реализация проекта обеспечила эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и учителями, обеспечило социально-эмоциональное благополучие младшего школьника. 

       Применение проекта положительно повлияло на развитие профессионального и творческого потенциала и способствовало профессиональной самореализации педагогов. Педагогический проект позволил учителю спроектировать универсальные учебные действия, минимизировать собственную деятельность на учебном занятии, развить свои профессиональные практические умения: устанавливать субъект-субъектные отношения с обучающимися, создавать проблемные ситуации на уроке, рефлексировать результаты обучения, придавать процессу обучения нестандартный, творческий образ. Учитель совершенствовал навык проведения  интегрированных уроков в своей педагогической деятельности.

Метод сотворчества автора и читателя.

Педагогический проект «Проектирование интегрированного  урока литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества» представляет собой  межпредметный, внутриклассный, краткосрочный, игровой проект, предусматривающий высокую степень творчества при доминирующем ролевом виде деятельности.  

Особенностью педагогического проекта являются принимаемые обучающимися определенные роли - позиции читателя, имитирующие социальные  отношения «автора- художественного текста- читателя», осложняемые придуманными учителем ситуациями при работе с произведениями разных видов искусства, что влечёт за собой преобразование сложившейся системы обучения и переводит обучаемого из объекта в субъект учебной деятельности.

 Результатами  проекта  являются выполненные творческие задания и  как следствие сформированные универсальные учебные действия.

Актуальность проекта заключается  в выборе наиболее эффективной формы организации учебной деятельности обучающихся с точки зрения использования метода сотворчества - интегрированный урок, что способствует  изменению  позиции педагога по отношению к ребенку  от  авторитарного руководства к содействию и сотрудничеству с обучающимися в учебной деятельности, внутри которой совершаются процессы психического становления и развития личности.  

Основной акцент в интегрированном уроке приходится на развитие образного мышления и творческой активности обучающихся. Кроме того, что интегрированный урок позволяет использовать содержание трех учебных предметов, привлекать сведения из области  искусства, он  способствует самореализации, самовыражению, развитию творчества обучающихся и учителя, обеспечивает развивающий эффект, и является  содержательной  основой для реализации межпредметных связей учебных дисциплин начальной школы, что, несомненно, дает  преимущества перед традиционной формой урока.

       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных   действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает решение приоритетной цели по формированию читательской компетентности обучающегося, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литературного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостоятельного анализа художественных произведений, что является актуальным для образовательного учреждения.

Актуальность проекта для педагога заключается  в выборе наиболее эффективной формы организации учебной деятельности обучающихся с точки зрения использования метода сотворчества - интегрированный урок, что способствует  изменению  позиции педагога по отношению к ребенку  от  авторитарного руководства к содействию и сотрудничеству с обучающимися в учебной деятельности, внутри которой совершаются процессы психического становления и развития личности.  

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления и творческой активности обучающихся. Кроме того, что интегрированный урок позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни, он  способствует самореализации, самовыражению, развитию творчества учителя, раскрытию способностей его учеников, что, несомненно, дает  преимущества перед традиционной формой урока.

 Педагогический проект в полной мере соответствует целям, задачам современного образования и отражает концептуальные установки образовательной политики государства.

Литература.

Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение», 2008

Лазарева В.А. «Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы», Издательство «Фёдоров», 2010

Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Ригина Г.С. «Музыка», Издательство «Фёдоров», 2010

Чуракова Н.А. «Литературное чтение», Издательство «Фёдоров», 2010

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.

Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе

В статье рассматриваются подходы к формированию УУД на уроках ИЗО в начальной школе...

Методы и приемы на уроках русского языка и литературного чтения при формировании универсальных учебных действий

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий.Под универсальными учебными ...