Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников
статья по чтению по теме

Романова Елена Григорьевна

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc45.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников

                                                                 

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют

чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают

трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

 Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества,  как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.

 Работая над методической темой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения », учителя начальных классов проанализировали содержание учебников «Литературное чтение» и заметили, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

   - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

   - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

   - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

   - нравственного поведения (готовности к служению  людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 

Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребёнка?

На уроках учителя используют произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, М.И.Цветаева, а также русские народные сказки, пословицы и поговорки.

В  методике литературы уже начальной школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:

  1. вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на образцовых классических текстах;
  2. стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к современности, преодолевая « грани времён»;
  3. выработать в детях способность стремиться к познанию;
  4. не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.

Важной особенностью выбора произведений, включённых в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее   (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как трудолюбие, доброта, способность сопереживать.

Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися проанализировать два образа красоты: царевны и царицы. Образы молодой царевны и царицы рассматриваются с опорой на текст:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась -  и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

И образ царицы:

Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Здесь уместно предложить детям поразмышлять над вопросами:

  1. Какая красота истинна и какая ложна?
  1. Почему царица  одержима  злом?
  1. Какое чувство движет ею?
  1. Какая душа у царицы?
  1. Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая).

Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.

Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.

Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:

  1. обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
  1. создание иллюстраций по мотивам сказки;
  1. активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей в сказке;
  1. проигрывание эпизодов сказки;
  1. проигрывание вариантов решения ситуаций.

Сказки учат нас разбираться в людях, отличать хороших людей от плохих, обдумывать свои поступки.

Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в ней: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Живым источником мудрости и духовности русского народа являются пословицы и поговорки, которые не утратили актуальности и сегодня.

Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки,  которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.

Покажу некоторые способы использования пословиц и поговорок из своей практики. На уроках литературного чтения  предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:

  1. Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
  1. Объясните смысл пословиц.
  1. Закончите пословицу. (  Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо.. ( не жди добра).
  1. Вставьте в пословицу пропущенное слово.
  1. Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
  1. Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки.  Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).

В своем выступлении невозможно отразить всех позиций духовно-нравственного воспитания школьников, заложенных в курсе «Литературное чтение».

 Хочется остановиться на трех важных аспектах становления духовно-нравственной личности:

  1.  различение добра и зла;
  1. любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
  1. воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.

    Что значит любить Родину? Это, прежде всего, почувствовать её душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить.    

    Эти произведения воспитывают любовь к большой и малой Родине, к родному уголку, месту, где ты родился и живешь:

  1. В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово»;
  1. В.К. Железняков «Солдат на посту»;    
  1. М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
  1. Былины «Бой на Калиновом мосту»;
  1. А.Т.Твардовский. Стихи;
  1. М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?».

    Подобными произведениями авторы хотят напомнить нам о том, что мы живем на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученической кровью,  обустроив и украсив храмами. Нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.

    На уроках литературного чтения дети знакомятся с  творчеством замечательных авторов: М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Б.С.Житкова, Е.И. Чарушина. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьёт детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный растительный и животный мир – это  богатство  нашей страны, и это богатство надо хранить и преумножать.

   Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботясь и оберегая своих близких. В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, здесь звучит главная мысль – золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

    Поэтому подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям:

  1. А.П.Платонов «Ещё мама»;
  1. Я.Л. Аким  «Друг»;
  1. Ю.Яковлев «Мама»;          
  1. Ю.В.Драгунский «Друг детства»;
  1. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

   Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою». Семье принадлежит исключительная роль в становлении детской личности.  В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

    Важную роль в духовном формировании ученика играет личность учителя. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность.

    Исходя из вышесказанного,  хочется подчеркнуть, что   курс «Литературное чтение» имеет огромное значение в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что  формирует у детей  высокое патриотическое сознание, любовь к своему Отечеству, его языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.  

       

                                         

Литература:

 1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009

2. С.Б.Шатохина « Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках  литературного чтения», Журнал  «Современные наукоёмкие технологии» №8, 2006г.

3.Л.Д.Короткова «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки», Москва, 2007г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Реферат  по  теме  "Духовно-нравственное воспмитание дошкольников". В реферате отображена  роль  художественной  литературы  в  духовно-нравственном  воспи...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...