Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс (надомное обучение)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Макеева Ольга Евгеньевна

Данная рабочая программа слставлена для надомного обучения по УМК "Школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_klas_2012-2013.docx68.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса  составлена на основе авторской программы  курса «Литературное чтение»  Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).

        Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы.
  2. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя).
  3. Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).
  4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения., учить работать в парах и группах.
  5. Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
  6. Расширять круга чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением.

В связи с тем,  что в учебном плане образовательного учреждения на предмет «Литературное чтение» отведены 1,5 часа в неделю (51 часов в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год) проведено уплотнение учебного материала следующим образом:

№ п/п

Разделы. Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание.

6 ч

4 ч

Мифы народов мира.

4 ч

1 ч

Книги Древней Руси.

3 ч

1 ч

Басни. Русские баснописцы.

5 ч

3 ч

В. А. Жуковский

5 ч

2 ч

А. С. Пушкин

4 ч

2 ч

М. Ю. Лермонтов

3 ч

2 ч

П. П. Ершов

2 ч

1 ч

В. М.Гаршин

4 ч

3 ч

Н.Г.Гарин-Михайловский

1 ч

1 ч

К.М.Станюкевич

1 ч

1 ч

Д.Н.Мамин-Сибиряк

1 ч

1 ч

Произведения зарубежных писателей

6 ч

3 ч

Л. Н.Толстой

3 ч

1 ч

Э.Сетон-Томпсон

2 ч

- ч

А. А. Блок

2 ч

1 ч

А.И.Куприн

2 ч

2 ч

К. Д. Бальмонт

3 ч

1 ч

В. В. Вересаев

2 ч

 -

И.А.Бунин

2 ч

2 ч

Н.А. Некрасов

2 ч

1 ч

С. Я.Маршак

5 ч

2 ч

Очерки

6 ч

3 ч

Н.А. Заболотский

2 ч

1 ч

К.М. Симонов

2 ч

Н.М. Рубцов

1 ч

1 ч

Юмористические  произведения

2 ч

2 ч

С. В. Михалков

4 ч

2 ч

Приключения. Путешествия. Фантастика.

9 ч

5 ч

итого

94

 (4 резервных)

51(1 контр.)

        

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

1. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова: Литературное чтение. 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.-160 с.

2. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение. 4 класс учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.-256 с.

3. Л.А.Ефросинина Литературное чтение . 4 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 96 с.

4. Цифровой образовательный ресурс учебного курса образовательной оболочки Центра Образования «Технологии обучения» г. Москвы.

Учебные занятия по курсу «Литературное чтение» проводятся в форме комбинированных on-line уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.

Основные требования к уровню подготовки ученика 4 класса.

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Календарно – тематическое планирование

по литературному  чтению 4 класс 51ч

№ п/п

Тема урока

дата

1 четверть 12 часов

Произведения фольклора.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Русская народная сказка в пересказе А.Н.Афанасьева «Марья Моревна»

Героическая песня, легенда, библейское предание.

Былина «Волх Всеславович», «Вольга Святославович», «Святогор» 

Народные песни. Песня – слава «Русская земля». Библейское предание. «Блудный сын».

Текущая проверка навыка чтения вслух.

Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Басни. Русские баснописцы.

И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».

А. Измайлов «Кукушка», И.Крылов «Осёл и соловей».

И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».  И.Дмитриев «Муха». 

Василий Андреевич Жуковский

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

В.А.Жуковский  «Сказка о царе Берендее..», «Светлана» баллада

Александр Сергеевич Пушкин

А.С.Пушкин отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин». «Осень». Стихотворения «И.И.Пущину», «Зимняя дорога».

 А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Казачья колыбельная песня».

2 четверть 12 часов

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

Петр Павлович Ершов

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

Всеволод Михайлович Гаршин

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» 

В.М.Гаршин «Принцесса Аталия», «Пленница». 

В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее».

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы)

К.М.Станюкевич

К.М.Станюкевич «Максимка».

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел».

Произведения зарубежных писателей

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна»

Х.К.Андерсен. Сказка «Дикие лебеди»,  «Девочка со спичками»

Мифы народов мира.

Текущая проверка навыка чтения вслух.

Древнегреческие мифы. «Арион», «Дедал и Икар».

. 3 четверть 16 часов

Книги Древней Руси

Отрывки из «Повести временных лет»: О князе Владимире; Деятельность Ярослава. «О Кирилле и Мефодии», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н.Толстой рассказ «Акула». «Черепаха» «Русак»,

Лев Николаевич Толстой

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Александр Александрович Блок

А.А.Блок. Стихи о Родине. «Россия», «Рождество». «На поле Куликовом».

Константин Дмитриевич Бальмонт

К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка». «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи»

Александр Иванович Куприн

А.И.Куприн рассказ «Скворцы»

А.И.Куприн легенда «Четверо нищих», «Воспоминания об А.П.Чехове».

Иван Алексеевич Бунин

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад», «Шире, грудь, распахнись, для принятия…».

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин» 

Самуил Яковлевич Маршак

С.Я.Маршак. «Загадки», «Зелёная застава». «Двенадцать месяцев», «Словарь».

С.Я.Маршак «Сказка про козла». «Ледяной остров».С.Я.Маршак-переводчик Р.Бёрнс «В горах моё сердце.»

Николай Алексеевич Заболоцкий

Текущая проверка навыка чтения вслух.

Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Детство». «Весна в лесу».

Произведения о детях войны.

Николай Михайлович Рубцов

Н.М.Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина». «Ласточка».

Константин Михайлович Симонов

К.М.Симонов «Сын артиллериста»

 В.П.Катаев «Сын полка». А.П.Платонов «Любовь к родине или Путешествие воробья»

4 четверть 12 часов

Сергей Владимирович Михалков

С.В.Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

С.В.Михалков «Любитель книг», «Чужая беда», басня «Зеркало».

Юмористические  произведения

Н.Н.Носов «Федина задача», И.Л. Гамазкова «Страдания»

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

Очерки

И.С.Соколов-Микитов «Родина». М.Шолохов «Любимая мать-отчизна»

Н.С.Шер «Картины-сказки»

Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь»

Приключения. Путешествия. Фантастика.

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста».

Н.П.Вагнер «Берёза»

Комплексная контрольная работа за 4 класс

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

51

В.В.Вересаев «Легенда», «Звезда»

Содержание программы

        Круг чтения. Произведения и книги для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа мира: сказки, загадки, пьесы-сказки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы произведений словесного творчества. Знакомство с образцами мифов разных народов, библейских преданий, книгами Древней Руси.

        Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX- XX веков. Многообразие творчества, национальные особенности быта народа, отраженные в произведениях. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, научных открытиях и др. Юмористические произведения. Очерки, воспоминания, письма.

                Жанровое разнообразие. Расширение знаний о жанровых особенностях сказок (народных и литературных), легенд, былин, рассказов, басен (стихотворных и прозаических), очерковых произведений. Сравнение близких по теме художественных и научно-художественных произведений, разножанровых произведений одного автора: особенности языка, композиции, изображения персонажей.

        Народные сказки: ритм чтения сказок, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь –сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

        Былины и былинные сказы: ритм чтения былин и сказов, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь и т.д.), гипербола (преувеличение), яркость описания героев.

        Легенда, или сказание: фантастическая сказка, в основе которой лежит историческое событие или происшествие из реальной жизни.

        Литературная сказка: сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурные элементы; превращения, победа добрых сил); особенности языка, эмоциональных переживаний героев.

        Рассказы: художественные, научно-популярные; особенности художественного рассказа (изображения поступков героев, интересных случаев из жизни животных и людей, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, отношение автора к своим героям).

        Стихотворное произведение: ритм, строка (стих), строфа, рифма, средства выразительности.

        Баллада: повествовательное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания; русская баллада, отражение в ней чувств и переживаний героев, изображение русского быта и обычаев.

        Научно-художественные рассказы: наличие познавательных, реальных фактов, художественные средства выразительности.

        Научно-популярные рассказы: особенности (понятия, термины, логические связи, деловой язык, главная мысль, вывод, умозаключение).

        Очерк: повествование о реальных событиях, людях и их делах; открытое отношение автора и героев к Родине, людям природе, историческим и современным событиям.

        Пьеса: произведение для постановки на сцене; диалогическая форма, наличие действий, картин действующих лиц; детские пьесы-сказки (реальные и нереальные события, герои –положительные и отрицательные, наказание зла).

        Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество; литературные жанры (сказка, былина, поговорка, легенда, рассказ, сказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк); научно-популярное и научно-художественное произведение; миф; тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола); юмор и сатира как средства выражения авторского замысла; фантастическое и реальное.

        Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

        Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия художественного произведения в единстве содержания и формы, образного, логического и эмоционального начал; эмоциональная отзывчивость (выявление эмоционального отношения к прочитанному); оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков; сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним авторов, высказывание собственной оценки, подтверждение своих суждений текстом произведения; обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, произведениях устного народного творчества; восприятие разных по жанру произведений, понимание развития сюжета, выделение слов, характеризующих персонажей, создающих образы природы, человека; понимание роли пейзажа, интерьера, портрета и речи героев.

        Работа с текстом:

  1. Понимание и различение значений слов в тексте.
  2. Составление простого плана к рассказу, сказке.
  3. Подробный, краткий и выборочный пересказы текста по плану
  4. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика).

Работа с книгой

  1. Самостоятельный выбор книги на определенную тему.
  2. Чтение детской периодики.
  3. Умение пользоваться справочной литературой, работать в библиотеке (школьной, городской).
  4. Умение пользоваться хрестоматией, учебником, рабочей тетрадью.

Библиографические сведения о книге: элементы книги(обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация); каталог, каталожная карточка; периодика (наименование детских газет и журналов); сведения об авторе; элементарные знания о времени создания произведения; сравнение разных изданий книг одного и того же содержания.

        Навык чтения:

  1. Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
  2. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
  3. Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).
  4. Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту, про себя- не менее 110 слов в минуту.
  5. Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе- не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

        Творческая деятельность. Написание изложений и небольших сочинений по текстам литературных произведений. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

        Творческие работы по сопоставлению содержания литературных произведений с аналогичными сюжетами в других видах искусства (живопись, графика, музыка).

        Составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций книг.

        Умение воспроизводить сценическое действие. Инсценирование произведений или отдельных эпизодов. Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках».

Межпредметные связи:

  1. с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, использование основных форм речи (описание, рассуждение, повествование), первые творческие опыты (сочинение сказок, рассказов былей, забавных историй);
  2. с уроками изобразительного искусства: привлечение программных произведений изобразительного искусства, образцов книжной иллюстрации; сопоставление текста и иллюстраций; размышление о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного; иллюстрирование отдельных эпизодов произведений; создание книг – самоделок, посещение музеев и выставок произведений изобразительного искусства, проведение уроков коллективного творчества;
  3. с уроками окружающего мира: сопоставление личных наблюдений с восприятием художественного произведения, сочинение небольших произведений по наблюдениям.

Формы и средства контроля

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

            Для определения содержания контрольных работ используется  сборник:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1.– М.: Вентана-Граф, 2008.

ТЕКСТ  ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

входной контроль

(10-15 сентября)

Серая звездочка

Серая звездочка - это жаба, которая жила у нас в огороде. А на звали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звез дочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передви галась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Че рез некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лей ки. Ей это очень нравилось. (88 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист».)

  1. Почему жабу прозвали Серой звездочкой?
  2. Что с ней произошло однажды?
  3. Как люди выходили свою помощницу?
  4. Когда появлялась жаба на дорожке?
  5. Что особенно нравилось Серой звездочке?

ТЕКСТ  ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

(1 полугодие)

                                        Яблонька                                                Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое ябло ко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.

Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упа ло зернышко.

Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю. (96 слов.)

(По К. Ушинскому.)

  1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
  2. Как стало прорастать весной зернышко?
  3. Как оказалась дикая яблонька в саду?

ТЕКСТ  ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

(3 четверть)

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кор мила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пуши стая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от ма тери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птич ка.                                                                                 (144 слова.)

(По А. Вострому.)

  1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
  2. В какое время года лиса учила лисят?
  3. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
  4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
  5. Как в разных частях рассказа названы лисята?

Итоговая комплексная контрольная работа за 4 класс

1.        Прочитайте произведение. Подчеркните его название.

В. Яхонтов

Дальневосточные колибри

В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пи рамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кус ты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт кро шечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.

Это королёк - самая крохотная птица нашей страны. Это наша ко либри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золо тистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.

В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

- А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Ма ленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять- шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в ело во-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь бу кашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она оста навливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылыш ками, высматривает себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочёвки, корольки посещают ши роколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), на дёжно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке - от шести до вось ми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму не прихотлив и неволю переносит легко.

2.        Какую птичку называют дальневосточной колибри?

□        синицу

□        воробья

□        королька

□ соловья

3.        Какой вес у королька?

□        один-два килограмма

□ пять-шесть граммов

□        десять — пятнадцать граммов

□        двадцать пять граммов

4. Найдите информацию в тексте. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Какая легенда ходит в народе о корольке?

В каких лесах живут корольки?

При каком морозе поёт королёк?

Чем питаются дальневосточные колибри?

Где гнездятся корольки?

Сколько яиц откладывает королёк?

5.        Найдите в тексте описание гнезда королька. Подчерк ните.

6.        Какого цвета яйца королька? Найдите ответ в тексте и за пишите.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.        Какой это рассказ? Отметьте ответ.

□        художественный

□        исторический

□        научно-познавательный

□        юмористический

8.        Как королёк чувствует себя в неволе?

□        трудно привыкает

□        скучает

□        неволю переносит легко

□        не может жить в неволе

9*. Какой факт из рассказа удивил? Запишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Схема «Русские поэты». Запишите фамилии.

11.        Запишите имя, отчество и фамилию автора басни «Стре коза и Муравей».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.        Кто и в каком произведении говорит эти слова? Допиши те ответ.

—        Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежни ки. Я их никогда не видала.

Эти слова____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13.        Соедини             фамилии авторов с их именами и от чествами.

Есенин        Михаил Юрьевич

Лермонтов        Лев Николаевич

Толстой        Самуил Яковлевич

Маршак        Александр Александрович

Блок        Сергей Александрович

14.        Отметьте лишнее слово.

□        повесть

□        рассказ

□         басня

□         пословица

□        стихотворение

15.        Кто автор стихотворения «Тихая моя Родина». Отметьте ответ.

□         М. Лермонтов

□        И. Бунин

□         А. Фет

□        Н. Рубцов

□         С. Есенин

16.        Дополните предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Ершова —___________________________________

17.        Отметьте обобщающее слово, которым можно дополнить предложение.

A.С.        Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это

□        баснописцы

□        летописцы

□        поэты

18.        Допишите одну фамилию писателя, которая может про должить данный ряд.

B.        Гюго, Марк Твен, Х.-К. Андерсен, Ш. Перро,_____________________________________

19.        Отметьте заголовок сказки Х.-К. Андерсена.

□        «Дикие лебеди»

□        «Конёк-Горбунок»

□        «Спящая царевна»

20*. Кто из зарубежных писателей написал книгу «Путешест вие Гулливера»? Отметьте ответ.

□        Джонатан Свифт

□        Марк Твен

□        Джек Лондон

□        Виктор Гюго

□        Ханс Кристиан Андерсен

21*. Как называли Гулливера в Лилипутии? Отметьте ответ.

□        Большой человек

□        Путешественник

□        Пришелец

□        Человек-Гора

□        Корабельный врач

22*. Отметьте настоящее имя Гулливера.

□        Лемюэль

□        Джоэль

□        Джонатан

□        Джонни

□        Джон

23*. Какой элемент (часть) книги поможет определить фа милию автора?

□        цвет переплёта

□        количество страниц

□        титульный лист

□        оглавление (содержание)

□        иллюстрации

24*. Заполните схему «Русские писатели».

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова: Литературное чтение. 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 160 с.

2. Л.А. Ефросинина: Литературное чтение. 4 класс учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.- 256 с.

3. . Л.А. Ефросинина Литературное чтение . 4 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 96 с.

Книги для учителя

1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.)

2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 2.-М.: Вентана – Граф, 2008.

3. Журова Л.Е. Беседы с учителем: методика обучения 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 480 с.

Ресурсы:

— материалы курса «Литературное чтение – 4 класс», расположенного на сайте школы http://iclass.home-edu.ru;

— наглядный материал (схемы, презентации);

— книги школьной, домашней и электронных библиотек;

— материалы внешних Интернет-ресурсов;

— аудио- и видео материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения 2 класс.

Рабочая программа по литературному чтению для домашнего обучения 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение

рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...