Конспект урока по внекл. чтению "Я в гости к Пушкину спешу..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернышова Наталья Валериевна

Поможет ввести учащихся в мир пушкинско­го слова, обратить внимание детей на народность, образность языка поэта, развивать чувство поэти­ческого слова, умение размышлять над стихотвор­ным произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vnekl_chten.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по внеклассному чтению.

ТЕМА УРОКА: «Я в гости к Пушкину спешу...»

Автор: Чернышова Наталья Валериевна

Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.

ЦЕЛЬ УРОКА: ввести учащихся в мир пушкинского слова, обратить внимание детей на народность, образность языка поэта, развивать чувство поэтического слова, умение размышлять над стихотворным произведением.

                                              ХОД УРОКА

Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово.

        Г. Гоц

Учитель. В первом классе у нас с вами состоялся урок, посвященный А. С. Пушкину. Он назывался так же, как и сегодня: «Я в гости к Пушкину спешу...» Тогда произошло ваше первое знакомство с поэтом, вы узнали, как создавались его замечательные строки: «У Лукоморья дуб зеленый...» Прошло время, и вновь здесь звучат пушкинские стихи, будем их слушать и учиться чувствовать... Помните? Михайловское... Зима... Пушкин в окружении своих героев... А на вопрос: «Какое оно, пушкинское слово?» — вы отвечали: «Русское». Урок я начинаю с    загадок.

 Первая:

  «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка».

 И вторая:

        «Ты встаешь во тьме глубокой,

        круглолицый, светлоокий,

        И, обычай свой любя,

        Звезды смотрят на тебя».

Сравните их. Что в них различно и что общее?

Дети отмечают, что первая загадка народная, вторая это строки из сказки Пушкина.

Учитель. Чувствуете ли вы, что «пушкинская загадка» похожа на народную?

Ученики говорят о языке поэта, близком к народному.

Учитель. А какие старинные слова вы выделите, читая такие пушкинские строки:

Вы, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

*        * *

                   Стал он кликать золотую рыбку.

*        * *

«Кабы я была царица», —

Третья молвила сестрица.

Ученики выбирают из отрывков следующие слова: светлица, кликать, молвила.

Рядом с пушкинскими словами записываются слова-синонимы; обращается внимание на слово «кликать», которое в современной речи не употребляется, но есть однокоренные слова — клич, воскликнуть, восклицание. Учитель. Прочитав ряд отрывков из сказок поэта, вы обнаружите, что пропущено одно слово. Попробуйте вспомнить или догадаться, какие это слова.

Здравствуй, князь ты мой ...! (прекрасный)

Что ж ты тих, как день ненастный?

*        * *

Кто-то... прибирал (терем)

 И хозяев поджидал.

*        * *

Месяц под... блестит, (косой)

 А во лбу звезда горит.

*        * *

Для меня вы все равны,

Все ... и умны, (удалы)

Работа выполняется.

На доске записаны стихотворные строки Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле...

                               * * *

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день...

Дети читают выразительно.

Учитель. Какие чувства передают эти строки? Какое настроение? Ученики рассуждают.

Учитель. Как прекрасно начинаются пушкинские строки. Первая строка задает тон. Стихотворение, так начатое, не может быть плохим.

Всего одна строка,

Исполненная грусти.

Плывут ее слова

Сквозь дали и года...

Подумайте, почему?

Всего одна строка, а возникает целая картина. «Уж небо осенью дышало...» Попытайтесь создать словесную пейзажную зарисовку по одной пушкинской строке.

Работа выполняется и проверяется.

 Учитель. В заключение, хочу посоветовать вам  чаще бывать наедине с поэтом, и вы ощутите, как по-новому, свежо и сильно зазвучат в вашей душе «чувства добрые», что он «лирой пробуждал».

Мы не прощаемся с поэтом, а говорим: «До свидания! До следующего урока».

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект урока.Сказки А. С. Пушкина.Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, н...

Конспект урока чтения "Знакомство с произведениями А.С. Пушкина"

Урок разработан с использованием театральных технологий (заранее к уроку готовятся инсценировки детей к произведениям автора)...

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

"Я в гости к Пушкину спешу" (конкурс чтецов)

Творческий конкурс для детей по творчеству А.С. Пушкина....