Урок чтения в 4 классе по программе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Народные приметы и загадки об осени».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок позволяет уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствует  активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); воспитывает  бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе  по программе коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Народные приметы и загадки об осени».

Волкова Елизавета Александровна учитель коррекционной школы – интерната №11 VIII вида г. Междуреченска, Кемеровской области.

Цели: уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); активизировать  словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Чтение 4 класс», картинки на тему «Осень»; карточки с индивидуальными заданиями;  музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, скажите, когда начинается осень?

- Какое время было до осени?

- Назовите осенние месяцы.

        Осень – одно из самых красивых времён года. Много хорошего принесла нам осень.

Изучение нового материала. Определение темы урока. Создание мотивационного настроения к изучению темы.

        - Сегодня мы продолжим разговор об осени. Тема нашего урока «Народные приметы и загадки об осени». А кто знает, что такое примета?

        У каждого народа есть свои приметы: яркие - неяркие, звонкие – тихие. Их давным - давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо. Я буду читать вам загадку, а вы отгадайте,  о каком месяце в ней говорится?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришел?               (сентябрь)

        А что вы знаете о сентябре?  (Дети отвечают, а учитель подводит итог).

        Сентябрь – это первый месяц осени. Он самый тёплый из всех осенних месяцев. Перелётные птицы собираются в стаи и покидают нас, т. к. ночи становятся прохладными, а день всё короче.

        Доцветают последние цветы, увядают травы. В сентябре начинается листопад. Летит паутина.

 В старину осень встречали трижды.

В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) — день памяти Симеона Столпника — Семена Летопроводца;

На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) — праздник женщин и женских работ.

На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

        14 сентября – один из народных русских праздников - Семён  Летопроводец. Этот праздник богат загадками, приметами.  Я загадаю вам несколько загадок – примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать.

Итак, 14 сентября…

- Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето?   (теплое)

- Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень?  (дождливая)

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, а зажелтеют снизу – поздняя.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Много паутины на бабье лето – к ясной осени, холодной зиме.

А теперь следующая загадка.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?   (октябрь)

        Октябрь в народе ещё называют грязником. Октябрь – грязник, ни колеса ни полоза не любит. Часто идут дожди. Становится холоднее. Дни всё короче. В зимовалые ямы залегают сазаны, сомы. Звери одеваются в тёплый мех, насекомые ложатся в спячку. Засыпает уж. Белка заготавливает грибы, орехи, жёлуди.

        14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. На Руси говорили, что на Покрова до обеда осень жди, к вечеру зиму. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» - гласила русская пословица.

        Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют. На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто и как работает, невесту себе выбирали.

        В октябре сложились такие приметы.

Поздний листопад – к продолжительной и суровой зиме.

Снег после выпадения останется на деревьях – останется и на земле.

Поздний грибок – поздний снежок.

Морозный иней на траве – к дождю.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой - тёплая.

 Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи?           (ноябрь)

        В ноябре наибольшее количество народных примет.  В ноябре праздновали 04.11. – Казанская  08. 11. – Дмитрий Солунский.

До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.

На Казанскую дождь лунки нальет – зиму скоро приведет.

Дмитрий на снегу – весна поздняя.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

Дневной снежок нележок, первый прочный снег выпадает ночью.

Если лист с дерева начисто упадёт – будет холодная зима.

Осенние ночи до снега темны.

        С приметами мы познакомились. А кто знает, что такое загадка?

        Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

На доске.            Загадка не отгадывается сама,

                                надо попробовать силу ума.

        - Вы, конечно, догадались ребята, что загадки у нас будут об осени. На разгадывание вам даётся одна минута. (Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем).

Загадки про осень

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
 (Осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …(
Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (
Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (
дождь)

Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило. (дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (
Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (
Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …(
Листопад)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (
Ветер)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(
Листопад )

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(
Иней)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(
Иней)

Итог урока.

-Ребята, сегодня мы с вами говорили о …..?  

- Какие же народные приметы осени вы теперь знаете?

- Какие приметы вы запомнили? Откуда берутся приметы?

- Кто запомнил, что такое загадка?

- Кто составляет загадки?

        Не забывайте беречь и охранять природу, с уважением относитесь к прошлому нашего народа.

Вывод делает учитель.

                Чтобы много знать,

надо ко всему присматриваться.

Если, что непонятно,

ответ искать в книгах.

Домашнее задание: с. 32.

Список использованной литературы.

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. - 160 ил,.

2. Смирнова З. Н., Гусева Г. Н. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.

3. Худенко Е. Д., Тетехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004. - 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Лиса, заяц и петух"

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы8 вида, тема "Лиса, заяц и петух"...

Урок чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект занятия по чтению в 3 классе специальной (коррекционной) школы №4 г. Хабаровска.Тема: «Посмотри, как день прекрасен!»Цель урока: Учащиеся получат возможность совершенствовать умение чит...

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ....

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Медвежонок" Скребицкий

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Медвежонок" Скребицкий...

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Огородники" 1ч Н.Носов

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Огородники" 1ч Н.Носов...