Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мышинская Жанна Михайловна

Урок литературного слушания в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лисичка-сестричка и волк19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного слушания в 1 классе

Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка     и волк».

Цели: 1. Закрепить понятие «народная» и «авторская» сказки; учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам; упражнять в выразительном чтении диалогов.

        2. Развивать навыки выразительного чтения; развивать умение слушать и понимать прочитанное.

        3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать читательский интерес.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник, тетрадь, лист для моделирования обложки сказки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, давайте поприветствуем их.

- Садитесь.

- Итак, урок литературного слушания. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением русского фольклора. Будем продолжать учиться слушать, думать, рассуждать.

    2. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на книжную полку. Прочтите названия книг.

- Какая на ваш взгляд книга лишняя? (стихи)

- Почему? (все остальные книги - сказки)

- Ребята, мне кажется, что на нашей полке еще не все в порядке. (книги перепутаны)

- Может как – то иначе можно расставить книги? (на одну полку поставить РНС, на другую - авторские)

- Чем отличаются русские народные сказки от авторских сказок? (нет автора, сочинил народ)

- Сказки очень любят читать и взрослые и дети. В них присутствует волшебство, тайна, а добро всегда побеждает зло! Сказка учит и воспитывает.

Недаром говорят:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!

- Почему говорят: «Сказка – ложь,..» (все выдумано, нафантазировано)

- А почему говорят: «…да в ней немёк, добрым молодцам урок!» (каждая сказка чему-нибудь может научить)

- Сейчас вы прослушаете сказку «Лисичка – сестричка и волк» (название на экран) и в конце урока ответите на вопрос, чему научит нас эта сказка.

       3. Слушание сказки.

(читают учитель и ученик)

       4. Беседа по прочитанному.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка)

- Докажите. (герои разговаривают, начало сказки – жили…)

(появляются обложки книг)

- Ребята, на какую полку вы поставили бы книгу с этой сказкой? (на верхнюю)

- Почему? (народная)

       5. Моделирование обложки книги.

- Но обложки такой книги у нас еще нет, поэтому мы приступаем к ее моделированию.

  1. Положите перед собой лист бумаги вертикально.
  2. Какое произведение вы прослушали? (сказку)
  1. Какую геометрическую фигуру мы должны изобразить на листе? (круг)
  1. О ком эта сказка? (о животных) Каким цветом нужно закрасить круг? (коричневым)
  2. Ребята, а что обозначает геометрическая фигура, которая появилась на экране? (название сказки)
  3. Изобразим прямоугольник в нижней части листа.

- Почему нет прямоугольника в верхней части листа? (нет автора)

- Давайте поставим обложку книги на свое место.

- Передайте свои обложки по рядам мне. Теперь в нашей библиотеке появилась еще одна новая книга.

ФИЗМИНУТКА

- Давайте немножко отдохнем. Встаньте возле своих парт.

- Где моя волшебная палочка? Ребята, по взмаху моей палочки вы превратились в сказочных героев: лису и волка.

- Изобразите, пожалуйста, волка.

- А теперь лису.

- Ребята, я буду называть слова, характеризующие этих героев сказки, а вы должны будете показать того героя, о ком я сказала.

глупый

сообразительный

умный

добрый

хитрый

простодушный

- Молодцы. (взмах палочкой)

- И вот снова передо мной уже мои любимые ученики. Садитесь, пожалуйста.

        6. Работа с текстом произведения.

- Давайте объясним непонятные слова, встретившиеся в тексте сказки.

лисица не ворохнется – не шевелится, не двигается

лиса улучила время – нашла подходящее время

дед смекнул – сообразил, догадался

насилу плетусь – еле – еле иду

- В сказке вам встретились и другие непонятные слова. Внимание на экран.

- Воз – что это по-вашему?

воз – повозка с поклажей (с грузом)

прорубь – отверстие, прорубленное во льду водоема для ловли рыбы

коромысло – толстая изогнутая деревянная планка с крючками на концах для носки ведер на плече

- А сейчас проверим, насколько внимательно вы слушали сказку.

- Назовите героев сказки. (дед, баба, лиса, волк)

- Куда отправился дед? (на рыбалку)

- Привез ли дед домой рыбу? (нет, потому что…)

- По мотивам этой сказки был создан замечательный мультфильм, фрагмент которого вы сейчас увидите.

(показ отрывков из мультфильма)

- Над чем вы смеялись? (над тем, что волк оказался глупым, поверил лисе)

         7. Работа в тетради.

- Как замечательно играли свои роли герои мультфильма!

- А сейчас мы сами поучимся  быть артистами. Разыграем отрывок из сказки по ролям.

- Откройте тетрадь на стр. 47, прочтите задание № 2.

- Какие герои участвуют в разговоре? (лиса и волк)

- Потренируйтесь в парах прочитать их разговор выразительно. (читают)

- Мы послушаем несколько пар и выясним, какой паре лучше удался разговор героев. (2 пары)

- Итак, кто из чтецов вам понравился больше всего? (…)

- Почему?

          8. Итог урока.

- Ребята, скажите, почему лисе удалось перехитрить волка? (волк был глупым, простодушным)

- Чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказался волк, не нужно быть глупым, нельзя доверять первому встречному, надо прислушиваться к советам старших.

- Если у вас появится желание, дома можете нарисовать персонажей прочитанной сказки.

- Урок окончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение чтению Русская народная сказка "Лиса и Волк"

Русская народная сказка "Лиса и волк"...

Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...

Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

Конспект урока с УУД по литературному чтению. Тема "Русские народные сказки. Сказка "Лисичка-сестричка и волк"....

Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)

Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Урок чтения с применением информационных технологий (капсула-мини Маруся). Русская народная сказка: Лиса и Волк

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и волк», чтение, разбор сказки, словарная работа, работа с умной колонкой Маруся.Задачи урока:формировать умение анализировать л...