Методическая разработка по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чистова Римма Николаевна

Урок по литературному чтению для 2 класса (УМК "Школа России"Л.Ф. Климанова и др.)

Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие  спocобности;  прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Тема урока: Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие  спocобности;  прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование:  презентация, выставка детских журналов, портреты Д. Хармса и С. Маршака, их книги; карточки (текст  для речевой разминки, задания).

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями. (Дети поворачиваются к гостям и говорят хором.)

«Здравствуйте» – скажем руками. Пожимают друг другу руки.
«Здравствуйте» – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.
«Здравствуйте» – скажем ртом: Обращаются к гостям.
«Здравствуйте!»
Станет радостней кругом.

  1. Речевая разминка

1.Работа с прямыми слогами.

-Чья очередь поработать с ними? (Выходит ученица).


Са-са-са:
на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

 Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).

-С каким автором мы познакомились на предыдущих уроках? (Даниил Хармс)

-Какие стихотворения его вы запомнили?(«Вы знаете?», « Игра»)

          -Какие еще стихотворения вы прочитали дома? (Кораблик).

Слайд

              Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

 Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

  • Кто же плыл на кораблике? (Плыли мыши.)
  • Как вы узнали? (Ответы детей.)
  • Прочитайте стихотворение с разной интонацией. Сейчас  мы будем работать со стихотворением Даниила Хармса. Прочитайте его «шипящим» способом.
  • Кто еще подготовил?

Как называется стихотворение? (Бульдог и Таксик) 

Слайд

  • Какое оно по интонации (Веселое)
  • Кто еще прочитал стихотворение? (Удивительные кошки)

Слайд

  • Почему они не пошли на обед? (Он не любят картошку и винегрет)
  1. Проверка домашнего задания

Сейчас проверим домашнее стихотворение.  Кто  подготовился по учебнику? Но читать будем парами  слова фантазеров и недоверчивых ребят.

  1. Физкультминутка.

В понедельник умывался

А во вторник…..

В среду …..

А в четверг футбол играл

 В пятницу

  1. Работа по теме урока

1.Нахождение по зашифровке.

  • Сегодня мы прочитаем еще одно веселое стихотворение, кто его авторы  найдете из зашифровки.

ЫХОНТРАЧХАРМСИМАРШАКТРГОЛСВ( Хармс и  Маршак).

Слайд

 Даниил Хармс и Самуил Маршак вместе написали стихотворение. О ком говорится в стихотворении узнаете  из загадки.

Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый (Чиж)
 

Слайд

2.Сообщение о чиже.

Чиж - это серовато-зеленая птичка с робким характером, маленькая, тихая, неприметная. Сколько ни пытайся найти гнездо чижа среди больших зеленых лап ели - напрасно, эта птица умеет маскироваться.

Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес - березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми.

Прочитайте в учебнике на с. 170, как оно называется. («Веселые чижи».)

  • По названию стихотворения предположите: о чем оно? (О чижах.)

Слайд

3.Просмотр видеоролика.

4. Работа по учебнику. Чтение стихотворения.(с.170)

4.Словарная работа

- Проведем словарную работу

Судомойка — женщина, которая моет посуду

                                        Слайд

Кухарка — от слова «кухня», повар.

На посылках — тот, кто подносит необходимые вещи,  помощник.

Кочережка — кочерга.

Коромысло — деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.

Тетерка — тетерев.

                                        Слайд

Таратайка — двухколесная повозка.

                                        Слайд

Запятки — место для слуги позади экипажа, кареты.

                                        Слайд

Оглобля — длинный брус, который крепится одним концом к оси колеса, а другим — к дуге и хомуту лошади.

Слайд

V.Физкультминутка для глаз.

1.Работа с текстом

  • Кому посвятили это стихотворение поэты?
  • Почему они сравнили детей и чижей?
  • Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей.
  • Прочитайте стихотворение друг другу. Приготовьтесь читать его в классе.

2.Выразительное чтение

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

Слайд

3. Исполнение оркестра  «Веселые чижи». (1мин)

4.Слушание песни чижей.(1мин)

  1. Рефлексия
  • Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
  • Я сегодня….
  • Мне понравилось….
  1. Подведение итогов урока
  • Какое стихотворение вы изучали на уроке?
  • Кто его написал?
  • Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак;
  • Почему они сравнили детей с чижами?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Д. Хармса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к плану-конспекту по литературе.Тема: Д.Хармс, С.Маршак "Весёлые чижи".

В этой презентации помещены иллюстрации к произведениям авторов, иллюстрированная словарная работа, физкультминутка для глаз, творческая работа и т.д....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...