Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Камышова Лариса Михайловна

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Азбуки17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я.

          Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Цели: - познакомить с функцией буквы «Я» обозначать два звука [й’а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных;

-упражнение в чтении слов с буквой «Я»

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;

- воспитывать культуру учебного труда, дружелюбие, взаимопомощь;

Оборудование: элементы-шаблоны печатных букв № 18, 9, 5, 16, 6, 1, фишки звуков,  демонстрационный образец, мягкие игрушки, листок с напечатанными буквами;

Ход урока    

I. Организационный момент ( мобилизация внимания)

На столе учителя мягкие игрушки: щенок, котенок, зайчик, медвежонок, мышка. Дети некоторое время смотрят на игрушки, затем закрывают глаза. Учитель меняет игрушки местами, дети находят разницу, т.е. что изменилось.

 

II. Повторение пройденного

- Ребята, какие звуки мы уже изучили? Какими буквами они обозначаются?

Найдите эти буквы на наборном полотне (работа со слабыми учащимися).

- с каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (буква Й)

1) Характеристика звука [Й’] - звуковой человечек

2) Чтение слогов: «цветы и бабочка»  (на цветах – гласные буквы, бабочка – согласные н, й, м, р, л.); Бабочка садится на цветы – дети читают слог.

III. Работа по теме урока.

1)Дети получают листочки с печатными буквами.

Задание: найти незнакомую (неизученную) букву, обвести.

Учитель вывешивает демонстрационную карточку с изображением яблока, под рисунком печатная буква Я я.

- что изображено на рисунке?

- произнесите первый звук… ([Й’А])

 

[Й’А]   - Я (знакомство с буквой)

Всем  на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Буква, слог и слово! (А.Шибаев)

2) Конструирование

Собрать из данных элементов печатные буквы Я,я

IV. Физминутка «Вот так яблоко»

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.

V.  Работа по учебнику (с. 34)

1) Звуковой анализ слов  Ян, Лия, маяк на основе двухуровневых моделей.

      - сколько слогов в слове Ян? Что мы знаем про количество слогов в слове? ( сколько в слове гласных, столько и слогов)

- произнесите первый звук в слове Ян  - [Й’а…]

- назовите второй звук… [н]

учитель по ходу выделения звуков составляет звуковую схему слова

- ребята, что вы видите? (звуков больше, чем букв)

- почему так получилось?

* Буква Я – очень хитрая буква. В ней содержится два звука [Й’А], но обозначается она при письме не двумя, а одной буквой -Я

    2) характеристика буквы Я и звуков [Й’А]     

Аналогичная работа проводится с остальными двумя словами, материал про маяк на море.

3) упражнение в чтении столбиков слов с буквой «Я», т.е. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (по учебнику).

4) самостоятельная работа под руководством учителя: составление моделей слов: яма, Рая с помощью фишек звуков + характеристика звуков.

VI. Работа по иллюстрациям страницы.

- какое явление природы изображено на картинке?

- как догадались?

* попробуйте составить рассказ из 4-5 предложений по данной картине. Учитель фиксирует графически рассказ детей.

Примерный текст рассказа:

«Гроза»

         Маша и Миша гуляли на лужайке. Вдруг набежали тучи. Упали первые капли дождя. Сверкнула молния, грянул гром. Дети побежали домой.

* Пересказ содержания текста на основе графической модели (2-3 ученика)

VII. Подведение итогов урока.

      - Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке? Почему мы назвали           ее хитрой?

      - Какие звуки она обозначает?

      - Назовите слова с данной буквой.

Мы говорили про маяк, а знаете ли, что маяком могут быть и люди, даже  каждый из вас. Светлыми маяками в учебе, но для этого нужно старательно учиться, помогать нуждающимся в помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...

Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"

Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"...

Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю

Технологическая карта урока по обучению грамоте...