Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bukva_yo.docx99.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [о] одной буквой Ё

Цели: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначить два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знания условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонетический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснить функцию буквы «ё» обозначать два звука в начале слова и после гласных выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуков и буквенной схем слова.

Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Ход урока

I.Организационный момент

Психологический настрой на работу

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

(Улыбнитесь мне и друг другу)

II.АОЗ

  • Выстраивание цепочки речь-предложение-слово-звук
  • Игра «Гласный-согласный».

-На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные)

-Как распознать гласные и согласные звуки? (гласные поются, а согласные встречают преграду)

Дети сигнальными карточками (синий-красный) показывают какая буква

“А” “М” “О” “Н” “Л” “Э” “Ы” “У” “И” “Р” “Й” “Я”-12 букв

  • Работа по слоговой таблице

III.Сообщение темы урока

-Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Вылезают из под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (Ёжик)

-Какую букву пишем в начале этого слова?

-Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква Ё)

IV. Буквы Ёё

Откроем учебник на странице 39

Рассмотрите буквы Ёё

Ё-взгляните сами,

Буква с точками-глазами.

Указки

Откроем алфавит и найдем букву ё.

Какая буква над буквой Ё, ниже буквы Ё?                              Конструирование-печатание Ёё

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (страница 39)

Ребята в левом углу рассмотрите звуковые модели. Что мы можем по ним сказать?

Бука Ё выполняет две работы

        -

Определим цели урока:

1) Познакомиться с буквой Ёё

2) Узнать какую работу выполняет буква Ёё

3) Какие звуки обозначает буква Ёё

4) Научиться читать слова с буквой Ёё

Рассмотрите иллюстрации в учебнике

  • Кто изображен с лева? –Колюч да не ёж, живет в реке (Ёрш)

Рыба названа «ёрш» из-за своих торчащих в разные стороны колючих плавников.

Отсюда слово «ершистый», то есть «колючий», «задиристый»

Ершом и щеточку назвали-кругленькую, ершистую-для мытья, например, молочных бутылок.

Прочитайте слово «ёрш» по слогам и орфоэпически.

-На каком месте в слове стоит буква «ё»?

-Сколько в слове букв?

-Сколько в слове звуков?

-Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначить два звука- [й’о]) Это сочетание звуков в начале слова записывается буквой «ё»

-Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова)

-Какой звук образовал этот слог? ([о])

-А какие звуки в этом слове одни, без гласных, не образуют слога? ([й’], [р],[ш])

  • Что изображено справа? (Буёк)

Буёк –сигнальный поплавок на реке для обозначения границы чего-нибудь (например, отмели, участка, разрешенного для купания)

Прочитайте слово «буек» по слогам и орфоэпически.

-На каком месте в слове стоит буква «ё»?

- После какой буквы стоит буква «ё»? (После другой гласной)

-Сколько в слове букв?

-Сколько в слове звуков?

-Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначить два звука- [й’о]-после другой гласной буквы)

-Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова и после другой гласной буквы)

Вывод: Буква «ё» обозначить два звука- [й’о] в начале слова, после другой гласной буквы

На доске!

Сейчас мы будем читать слова с новой буквой в слоговых столбиках (по цепочке хором)

VI. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений (страница 39)

Чтение слов и предложений.

Работа со схемой предложения.

-Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кто здесь нарисован?

-Что делает девочка?

-Что делает мальчик?

-Проанализируйте схему-модель предложения в учебнике. Сколько в нем слов?

-Что вы можете сказать о первом слове предложения? (Это слово-помощник)

-Составьте предложение по данной схеме, использую иллюстрацию в книге.

На столе лежат лимоны.

У маши есть ракушка.

У Миши много лимонов.

VII. Мультфильм «Найди слово с буквой «Ё»

ИТОГ УРОКА:

-С какой буквой познакомились на уроке?

-Какие звуки она обозначает?

-Как вы считаете мы выполнили цели поставленные в начале урока? (проговорить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.

 закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред-         тавление  о рифме,  рифмование с...

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...

Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...

Обозначение двух звуков [ й’у ] одной буквой Ю

Технологическая карта урока по обучению грамоте...