Поэтическая тетрадь. С.Есенин «Бабушкины сказки»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Цели: ознакомить с новым стихотворением С.Есенина; вспомнить биографию поэта.

  • Учить читать стихотворение;
  • Развивать речь, память, воображение;
  • Прививать  интерес к чтению стихов и любовь к поэзии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Есенин «Бабушкины сказки» ‹1913—1915›

Слайд 2

1 . Познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки ». 2. Учиться выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки ». 3. Учиться анализировать стихотворный текст. Цели урока .

Слайд 3

1. Быстрая речь. 2.Искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. ( С. И. Ожегов ) Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ . Скороговорки учат чёткому и внятному произношению; помогают овладеть техникой речи. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА СКОРОГОВОРКА

Слайд 4

Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки. Варин валенок провалился в прогалинок.

Слайд 5

Лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди полей, , возле рек и озер родная земля. К олокольный звон несётся над великой Русью. Её воспевают в стихах. И витает душа Есенина над Россией, и звучат его стихи над российскими просторами.

Слайд 6

Село Константиново… Родина поэта — село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино .

Слайд 7

Родители: Мать - Татьяна Федоровна Есенина Отец - Александр Никитич Есенин Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (отца матери ).

Слайд 8

Из автобиографии «Стихи я начал слагать рано . Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам.» «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.» И С Т О К И П О Э З И И Е С Е Н И Н А

Слайд 9

Как правильно читать стихотворение. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни. Соблюдать знаки препинания. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации. Прослушивание стихотворения «Бабушкины сказки» (в исполнении актёра С.Безрукова с видеоролика)

Слайд 11

Продолжение ОПОСТЫЛЕЛИ НАДОЕЛИ САЛАЗКИ САНКИ

Слайд 13

И опять мы загалдели… И опять мы заговорили … ′ ′

Слайд 14

В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой.

Слайд 15

Опостылеют салазки, ′

Слайд 16

И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака . ′

Слайд 17

′ И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт.

Слайд 18

Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели...

Слайд 19

Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: ′

Слайд 20

‹1913—1915›Есенин. Бабушкины сказки «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело — Говори да говори.

Слайд 21

1 . Познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки ». 2. Учиться выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки ». 3. Учиться анализировать стихотворный текст. Подведём итоги .

Слайд 22

Рефлексия

Слайд 23

Домашнее задание: выучить стихотворение «Бабушкины сказки» наизусть; найти другие стихи Есенина; нарисовать иллюстрации к стихам Есенина.



Предварительный просмотр:

Сценарий урока (литературное чтение).

Класс: 4

Система учебников (УМК):  учебно-методический комплект «Школа России».

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Головина ( Родная речь: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 4 ч.Ч.3. М.: Просвещение, ОАО «Московский учебник», 2006. - С. .

Учитель:  Черчес  Елена Николаевна

 Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 1959, ЮВАО, г. Москва.

                                         Тема урока:

             « Поэтическая тетрадь. С.Есенин  «Бабушкины сказки»

Тип урока:  изучение  и первичное закрепление знаний.

Цель урока:  продолжать ознакомление учащихся с творчеством С.Есенина; учить  выразительному чтению стихотворения; показать красоту, звучность поэтического слова; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения анализировать лирическое произведение, находить языковые средства художественной выразительности; развивать воображение, речь; воспитывать интерес к чтению стихотворений.  

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
  2. Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
  3. Воспитывать у учащихся любовь Родине.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик  с  романсом на стихотворение; учебник «Родная речь». 

 

                                           Структура урока:

№ этапа

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Формулировка темы, цели и задач урока.

2 мин

3

Проверка домашнего задания.

7 мин

4

Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

  1. Биографическая справка об авторе – 2 мин
  2. Первичное знакомство со стихотворением (просмотр видеоролика с записью романса на стихотворение) –     3 мин 30 с
  3. Проверка первичного восприятия стихотворения -         2 мин
  4. Первичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися – 2 мин
  5. Словарная работа – 2 мин

12 мин

5

Работа над выразительностью чтения

1. Вторичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста)

18 мин

6

Ф и з к у ль т м и н у т к а  

2 мин

7

Работа над выразительностью чтения

2. Актуализация опорных знаний. Лингвистический эксперимент.

Вспомнить выразительные художественные средства языка.

3. Упражнение в чтении стихотворения

4. Беседа по содержанию.

 

8

Итог урока. Рефлексия

2 мин

9

Домашнее задание

1 мин

И Т О Г О:

45 мин

                                                            ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.

Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.

      2. Формулировка темы, цели  урока.

- Как называется раздел учебника, который мы читаем?

- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?

- С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?

      3. Проверка домашнего задания.

   -Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.

      (Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» - 4 ученика)

     4.Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»

1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).

   Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной  памяти  по сей день. Один из романсов называется…          ( прочитать со слайда хором ).

2) Первичное знакомство со стихотворением (просмотр видеоролика с записью романса на стихотворение)

- А теперь приготовьтесь слушать.

3) Проверка первичного восприятия стихотворения:

- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)

- Прочитайте, какое у вас задание:

«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».

4) Первичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Какие слова требуют разъяснения?  (Ответы учащихся)

5) Словарная работа.

 

грезит

мечтает

слайд (фото)

межа

граница земельных участков.

слайд (фото)

зарево

огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений

слайд (фото)

храм

здание для совершения богослужения и религиозных обрядов

слайд (фото)

5.Работа над выразительностью чтения

1. Вторичное  чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста)

- Прочитайте 1-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.

- Попробуйте найти строки, которые подходят к каждой иллюстрации, прочитайте их выразительно.

- Прочитайте 2-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.

- Найдите и прочитайте выразительно строки стихотворения, подходящие к каждой иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрации и найдите строки стихотворения к ним.

- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.

( В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными  средствами языка. ) 

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над выразительностью чтения ( продолжение)

2. Актуализация опорных знаний.  

А)- Вспомнить выразительные художественные средства языка.

- Что такое синонимы? Подберите синонимы к  словам:

Грезит

мечтает

Восторг

восхищение

Золотой

жёлтый, оранжевый

Сиять

мерцать, переливаться

-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:

Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.

Восторг - огорчение, печаль, тоска.

- Вспомните, что такое эпитет.

1) Эпитет –  чаще  всего  имя прилагательное.

2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется  в переносном значении.

3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

Б) Лингвистический эксперимент.

Синяя бабочка, золотые часы, хрустальные туфельки.

- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?

- Предлагаю вам стать волшебниками.

 Имя прилагательное

Эпитет

Синяя бабочка

Синее небо

Золотые часы

«Золотые края» (облаков)

Тёплый ветер

Тёплый вечер

3. Упражнение в чтении стихотворения

А)Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.

Б) Работа с иллюстрациями:

- Рассмотрите иллюстрации. Какие строки подберёте из стихотворения?

(1 – облака с золотыми краями; 2 – кротко звёзд золотое сиянье; 3 – точно в храме стою я в тиши, и в восторге молюсь от души)

 4. Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что удалось выразить поэту?

8. Итог урока. Рефлексия.

           - Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?

             - На уроке:                - Мне понравилось … - Я понял, что …

                                             - Я научился …          - Я сегодня работал …

              - Оценить работу учащихся на уроке.                                                        

            9. Домашнее задание: с. 12 (выучить наизусть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Конспект отрытого урока в 4 классе по литературному чтению С.А. Есенин "Бабушкины сказки"...

С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ1.      Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

С. Есенин "Бабушкины сказки"

Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе....

Фотоколлаж С.Есенин "Бабушкины сказки"

Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...

Коллаж С.Есенин "Бабушкины сказки"

Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...