Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Осинина Анна Борисовна

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная разработка содержит пояснительную записку, содержание программы, планируемые предметные результаты освоения программы по литературному чтению первого класса, список нормативных документов и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Рассмотрено                                        Утверждено                                                   Введено в действие

на заседании ШМО                      на заседании педагогического совета           приказом №__________

учителей начальных классов           МБОУ СОШ №77                               от_____________2012г.                                                                                

Протокол №1 от 28августа2012г.      Протокол №1 от 29августа 2012г.               Директор МБОУ СОШ №77

МБОУ СОШ №77                                                                                                            ________Атамашкина Н.Ф.

Рабочая программа

по литературному чтению

1 класс (базовый уровень)

Количество часов- 40

Учебник: Литературное чтение: учебник для 1 класса общеобразоват. учреждений/ О.В.Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Учитель: Осинина Анна Борисовна

г. Нижний Новгород, 2012 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  программа  учебного  курса  «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для  1  класса  составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №77 (2011-2015г.) и  авторской программы курса «Литературное чтение» для  учащихся  1-4  классов  общеобразовательных  учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2011г.).  Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков  на  базовом  уровне,  что  соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  начального  общего  образования  по  окружающему миру  и  авторской программой учебного курса.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Содержание программы курса «Литературное чтение » 1 класса рассчитано на 40 часов (4 часа  в неделю).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:  

-Учебник (Кубасова  О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011);

-Книгу для чтения к учебнику по литературному чтению  (Кубасова О.В.  «Я хочу читать», 1 класс. -  Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011),

-Рабочую  тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011),

-Тестовые задания (Кубасова О.В.  Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011),

-Методические рекомендации  (Кубасова О.В.  Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011),

В авторскую программу изменений не внесено.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».

Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».

2. Содержание изучаемого материала.

1 класс (40 часов)

Круг чтения

Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».

«Час потехи» (8 ч.)

В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо» (13 ч.)

Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева  «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

«Там чудеса...» (12 ч.)

А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО литературному чтению 1-го класса.

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

      Осмысленность чтения:

-Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;

-Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);

-Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);

-Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;

-Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

-Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.

           Правильность чтения:

-работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);

-обучение соблюдению орфоэпических норм;

-формирование плавного слогового способа чтения.

          Скорость чтения:

-к концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)

           Выразительность чтения:

-формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;

-работа над передачей основного эмоционального тона произведения;

-освоение по ролям небольших произведений.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

-формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;

-озаглавливание прочитанного;

-работа по восстановлению деформированного картинного плана;

-составление картинного плана;

-пересказ с опорой на картинный план;

-обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;

-формирование умения понимать характер книги по её обложке.

Литературоведческая пропедевтика

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;

-осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;

-выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;

-введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей

Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;

-творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;

-освоение чтения по ролям;

-элементарное словесное творчество по подобию.

4. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. -317с. - (Стандарты второго поколения).

Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Литературное чтение» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.  

Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под редакцией М. С. Соловейчик. – Москва: АcademА, 2011

М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач.- Москва: АcademА, 2011

УМК для учащихся

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 1 класса. -Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Кубасова О.В.  Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Кубасова О.В. Литературное чтение. Я хочу читать. 1 класс. Книга для чтения: к учебнику по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011

Дополнительная литература

Комплект аудикассет «Любимые страницы» для 1-4 классов

Портреты русских писателей.

Портреты детских писателей

Литература для учителя

Кубасова О.В.  Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2009

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2009

Кубасова О.В.  .Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

Кубасова О.В. Литературное чтение. Я хочу читать. 1 класс. Книга для чтения: К учебнику по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2009.

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2004

Кубасова О.В.  Литературное чтение: методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений.2009

Дорогинина Н.Н. Поурочные планы по учебнику литературного чтения «Любимые страницы» Кубасовой О.В. -  Волгоград, «Учитель», 2005

Кубасова  О.В.  Как помочь ребенку стать читателем.  Методическое пособие.- Тула: «Родничок»,-Москва:  АСТ «Астрель», 2004

 Кубасова О.В. «Выразительное чтение». Метод. пособие. – Москва: АcademА, 1998

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. -  М.: «Вако», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...