Урок литературного чтения в 3 классе
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Здышева Анна Николаевна

Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе  (1-4) по учебнику О.В. Кубасовой  «Литературное чтение. Любимые страницы»

Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Подтемы:

Биография Х.К. Андерсена

Сказки Х.К. Андерсена

Семейство бобовых – горох

Цель урока:  обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста.

Подцели:

Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Получение новых знаний о творчестве Х.К. Андерсена.

Повышение уровня литературоведческой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

1.1. Ознакомление учащихся с творчеством Х.К. Андерсена и произведением «Пятеро из одного стручка».

1.2. Систематизация знаний о сказках Х.К. Андерсена.

1.3. Ознакомление учащихся с представителем семейства бобовых – горохе.

Развивающие:

2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать эстетическому восприятию текста.

Воспитательные:

3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Оборудование:

Иллюстративный материал: рисунки по сказкам Х.К. Андерсена.

Журнал «Школьная библиотека».

Выставка книг, видеокассет, DVD- дисков «Сказки Х.К. Андерсена».

Портрет Х.К. Андерсена.

Папки для беглого динамического чтения (индивидуальные).

Таблицы для расширения поля зрения.

Карточки для работы в микрогруппах.

Компьютер с установленной программой PowerPoint.

Проектор для показа презентации.

Электронный носитель информации с презентацией «Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Раздаточный материал: папки для беглого динамического чтения (индивидуальные), таблицы для расширения поля зрения, карточки для работы в микрогруппах.

Формы: групповая, фронтальная.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – показ книг, кассет, презентации.

Тип урока: комбинированный, с элементами интеграции.

Методические рекомендации:

Пытаться привлекать к работе весь класс.

По мере возможности как можно эффективнее использовать игровые формы проведения урока, соревновательные моменты.

Не терять  внимания учащихся.

Говорить как можно более энергично.

Постоянно показывать иллюстративный материал.

Пусть учащиеся сами думают, нежели чем просто слушают.

После каждого урока обязателен мини-отчет с предложениями и замечаниями.

                                                   Ход урока:

Мобилизующее начало – настрой учащихся на рабочую доминанту (5 мин).  

Включает знакомство с рассказчиками, введение в курс темы урока.

Проверка оснащенности рабочего места.

Слайд 1  

Мы продолжаем  работать с произведениями, помещенными в разделе «Жизнь дана на добрые дела»

     2. Развитие речевого аппарата.

Разогреем речевой аппарат по папкам  для беглого динамического чтения и таблицам  для расширения поля зрения.

а) чтение слоговой таблицы (интонации: восклицательно, выразительно; с убыстрением; с логическим ударением на отдельный слог) );

б) букв согласных звуков.

Слайд 2 :

- Отгадайте загадку:

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

Слайд  3 – горох.

Что вы можете рассказать об этом растении? (подготовленный ученик даёт справку о представители семейства бобовых – горохе)

чтение загадки орфоэпически;

чтение  загадки орфографически;

чтение загадки с выражением;

чтение наизусть.

     4. Подготовка к восприятию.

Ребята, как вы думаете, глядя на нашу разминку, о чём сегодня на уроке мы будим читать?

Но прежде, решив выражение, определим автора произведения. Слайд  4 – Андерсен

- Слово предоставляем – Бочкаревой Дарье , которая расскажет о творчестве Х.К. Андерсена

Слайд 5  – Портрет Х.Андерсена

5. Изучение нового материала. Слово учителя.

    Г.Х.Андерсен (1805-1875)- родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

    Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя.  Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.

Слайд 6  – сказки Андерсена Х.К.

-  Обратите внимание на выставку книг, видеокассет, DVD- дисков «Сказки Х.К. Андерсена».

Может быть есть из вас те, которые знакомились с произведениями Андерсена?

Слайд  7, 8 – Определи сказку!                          

-  Удивительный мир сказок, он мог самые необыкновенные вещи, окружающие нас повсюду, посуду, игрушки, растения и цветы превратить в сказочных героев.

Сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений, разгадав шифровку – Слайд 9.

 Откройте учебники на с. 102. Прочтите название произведения. Слайд 10.

Как понимаете слово «предчувствие»? ( Предчувствие – чувство ожидания чего-нибудь назревающего, предстоящего или неизвестного. Ожегов С.И.).

6. Чтение и анализ сказки.

А) Самостоятельное чтение 1 части сказки.

Устно нарисуйте иллюстрацию жилища бедной женщины.

Выделите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

Б) Чтение сказки до конца «по цепочке».

Беседа по содержанию:

Когда бедная женщина поверила, что её дочь выздоровеет?

Каким образом горошины оказались на воле?

О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).

Какая судьба постигла каждую горошин?

Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.

Какая из пяти горошин оказалась самой замечательной? Почему?

Что помогло девочке выздороветь?

Расположите рисунки в соответствии с содержанием текста. Слайд

7. Закрепление материала, анализ полученной информации.

Самостоятельная работа на анализ и синтез.

В классе 5 микрогрупп, каждой микрогруппе я даю задание: вставить пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитать этот отрывок.

Задания

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими

глазами, румяная и здоровая.

Встаньте последовательно так, как  идут события в сказке.

Восстановите рисунки так, как происходят события в сказке.

 Слайд 11.

Проверьте свои выводы.

Слайд 12.

8. Итог урока:

 Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

Комментарий результатов работы обучающихся на уроке, выставление оценок.

 10. Комментарии домашнего  задания: перечитать сказку,  рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).

Всего доброго! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь дана на добрые дела

Слайд 2

Добрый человек Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Слайд 3

Пословицы Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Начатое дело доводи до конца.

Слайд 4

Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. ЗАГАДКА

Слайд 5

Горох

Слайд 6

Антон – тон + день – нь + рот - от + сено –о = Андерсен РЕБУС

Слайд 7

Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805 – 1875)

Слайд 8

Сказки Х.К. Андерсена Гадкий утёнок Дикие лебеди Огниво Русалочка Свинопас Оле-Лукое Снежная королева Золотой мальчик Стойкий оловянный солдатик Красные башмачки Принцесса на горошине Дюймовочка Соловей Новое платье короля На утином дворе Аисты Дворовый петух и флюгерный

Слайд 9

Определи сказку по опорным словам Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка

Слайд 10

Сказки Х.К. Андерсена Снежная королева Русалочка Гадкий утёнок Дюймовочка

Слайд 11

Пятеро из одного стручка Х.К.Андерсен

Слайд 12

Расположи рисунки в соответствии с содержанием текста

Слайд 14

ЗЛО ДОБРО ГРУБОСТЬ ЗАВИСТЬ ЛОЖЬ НЕВЕЖЕСТВО ЖАДНОСТЬ ВОРОВСТВО ЗЛО ДОБРО

Слайд 15

Будьте всегда вежливыми, добрыми, внимательными друг к другу, помогайте родным и близким!



Предварительный просмотр:

Тема: Сочиняем сказку

Оформление:

  1. Выставка книг /сказки/.
  2. Плакаты:
  • Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

  • Сказка склада, послушать сладко.
  • Что за прелесть эти сказки!

А.С. Пушкин.

  1. Картинки сказочных героев.
  2. Ширма, на ней плакат:

«С днем рождения, сказка!»

  1. Сундук с волшебными вещами.

Задание: Придумать дома продолжение к знакомой сказке или сочинить свою.

Дети сидят полукругом.

Ведущий: -  Ой, вы гой-еси,

Дети  малые,

Дети малые, неразумные!

Собрались вы тут

Не на пир и не на гулянье.

Собрались вы тут

Сказки складывать,

Сказки складывать

Да рассказывать

Гостям нашим заморским

На удивление!

Звучит музыка. Открывается ширма.

/Сидят 3 девицы с прялками/.

Автор:     - Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 девица: - Кабы я была царица, -

Автор:     Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 девица: - Кабы я была царица, -

Автор:     Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3 девица: - Кабы я была царица, -

Автор:     Третья молвила сестрица,

Стала б сказки сочинять

Да по свету их пускать.

Ведущий: - Лишь сестрицы замолчали,

В дверь тихонько постучали.

/Стук. Входит Елена Премудрая/.

Ведущий: - Что за гостья и откуда?

Это чудо, так уж чудо!

1 ученик: - К нам за тридевять земель

Добраться было трудно.

Знаем, любим мы тебя,

Елена свет Премудрая!

Ведущий: - Гостью мы за стол посажаем,

К разговору приглашаем.

/Девицы садятся к ребятам/.

Елена Премудрая(в роли Елены Премудрой выступает  библиотекарь) рассказывает о сказках и сказочниках, обращается к выставке книг.

Ведущий:

  • В любой сказке есть чудеса.  Итак, чудеса начинаются…

/Гаснет свет. Дети в костюмах идут за ширму. Все остальные произносят волшебное заклинание/.

Волшебное заклинание:

  • Крибли, крабли, бимс!

Крибли, крабли, бамс!

Крибли, крабли, бумс!

Сказка, покажись,

Чудом к нам явись!

/Загорается свет/.

Ведущий:- Сказка ожила,

В гости к нам пришла!

/Из-за ширмы по очереди выходят сказочные герои. Дети отгадывают, кто это/.

Сказочные герои.

  1. – Аленушка, я пить хочу.
  • Не пей, Иванушка,

Козленочком станешь.

/Сестрица Аленушка и братец Иванушка/.

  1. - Я зимою, я зимою рождена,

Я из снега, я из снега создана.

/Снегурочка/.

3) – Тепло ли тебе, девица?

Тепло ли тебе, красная?

- Тепло, батюшка Морозушко.

/Морозко и Падчерица/

4) – Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!

/Царица/

5) – Ах, что ты наделал,

Иван – царевич,

Зачем сжег лягушачью кожу?!

/Царевна – лягушка/

Ведущий: - А вот герои, которые не могли сюда явиться, послали нам заколдованное послание.

/Отгадывают кроссворд/

  1. Смилуйся, государыня рыбка.

/Старик/

2)   Был я в детстве очень гадкий;

Повзрослел – стал птицей Знатной.

/Утенок/

3)  Я веселый человечек,

Кто же? – угадай-ка,

Сочиню про вас стихи,

А зовусь…

/Незнайка/

4)  Появилась я в чашечке цветка

И была чуть-чуть

Больше ноготка

/Дюймовочка/

5)  Я жила у стариков,

Во всем  им помогала.

Крылышки сбросила –

Девушкою стала.

/Уточка/

6)  Мы объехали весь свет,

Торговали соболями…

/Корабельщики/

1.

С

т

а

р

и

к

2.

У

т

е

н

о

к

3.

Н

е

з

н

а

й

к

а

4.

Д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а

5.

У

т

о

ч

к

а

6.

К

о

р

а

б

е

л

ь

щ

и

к

и

Послание разгадали. Дети ищут  и находят СУНДУК.

В нем волшебные вещи: сапоги- скороходы, скатерть- самобранка, волшебный клубок, яблочко на тарелке, кукла.

Ведущий: - Каких героев возьмем в сказку?

  • Кто будет нам вредить, а кто помогать?
  • Какие волшебные вещи нас выручат?
  • Как обычно начинаются сказки?

Сказку можно сочинить, если ввести нового героя в известную    сказку.

Дети рассказывают сказку «Колобок», куда ввели нового героя – девочку /куклу из сундука/. У сказки счастливый конец – Колобок остался жив.

Ведущий: - А можно к знакомой сказке придумать свое продолжение /1 ученик пересказывает сказку и продолжение к ней/.

Коллективное  составление сказки.

Ведущий: Сейчас мы вместе сочиним сказку про Елену Премудрую, о том, как у нее похитили ее богатство – книги.

Физминутка.

Взяли в руки мы корзинки, пошли сказки собирать. /Шагают с корзинками/.

Оглянулись, сосчитали:

  1. 2 – 3 – 4 – 5! /загибают пальцы/.

- Это сказка про ежа –

Больно колется она.                  

/отдергивают руки, как будто укололись/.

  • В этой сказке крокодил

Чуть меня не проглотил!

/Руками изображают пасть крокодила/

- Эта добрая, про Машу, -

Ест она у Миши кашу.

/Показывают/

- Эта сказка горько плачет,

Помогу я ей, спасу,

От Кащея унесу!

/Гладят по голове, «сказку» прижимают к себе/

Ведущий:

  • Будем использовать слова: /они на доске/
  • Жили – были…
  • Однажды…
  • Повстречался…

Дети сели кругом, передают друг другу волшебный клубок. Каждый ученик говорит по одному предложению. При затруднении можно использовать выражения, написанные на доске:

  • Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается.

  • Ни в сказке сказать,

     Ни пером описать.

  • Вдруг, откуда ни возьмись…
  • Много ли, мало ли времени

прошло…

  • Я там был, мед, пиво пил, -

И усы лишь обмочил.

После того, как сказку сочинили, ее пересказывает 1 ученик.

Дети рассказывают сказки, сочиненные дома /1 – 2 ученика/.

Ведущий: Сочинить сказку можно:

  1. Придумать продолжение к  знакомой сказке.
  2. Ввести нового героя в сказку.
  3. Вспомнить какой-то забавный случай и рассказать его, заменив людей – героев животными.

Задание: дома расскажите сказку, которую сочинили сегодня все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...