Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")
рабочая программа по чтению по теме

Марченко Елена Викторовна

Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к модифицированной программе курса «Азбука»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Азбука» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе комплексной образовательно-развивающей программы «Гармония», авторами которой являются Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи курса:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
  3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  6. Развития грамматического строя речи.
  7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

Содержание программы рассчитано на 1 год обучения: 1 занятия в неделю, 30 занятий за год.

Составителем модифицированной программы материал творчески переработан: уменьшено количество часов на прохождение программного материала до 30 занятий, так как занятия в группе дошкольной подготовки продолжаются 30 недель.

Содержание модифицированной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «Азбука» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 7 лет, предусматривает 1  занятия в неделю продолжительностью 20 минут - в первом полугодии, 25 минут- во втором полугодии, всего 30 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина.,

Чтение и развитие речи

Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Стержневые  линии  курса:

1. Лексика и грамматика:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над                              многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной  речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Фонетика и культура речи:

– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Звуко-слоговой анализ слов:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

5. Формирование элементарных представлений об окружающем мире:

– Моя семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Профессии моих родителей.

– Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине.

– Времена года: лето, осень, зима, весна. Дни недели.

– Природа и человек. Мир растений. Мир животных. Влияние человека на растения и животных. Труд человека. Значение воды на Земле. Значение воздуха на Земле.

– Наш дом. Земля как планета. Космос – Вселенная.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

Как прекрасен этот мир. Слово и предложение.

1

2

Наш дом. Слова – предметы.

1

3

Природа и человек. Слова – признаки предметов.

1

4

Природа – наш учитель. Слова – действия предметов.

1

5

Космос – вселенная. Слово и предложение. Схема предложения.

1

6

Земля как планета. Слово и предложение. Схема предложения.

1

7

Времена года. Живые и неживые предметы.

1

8

Значение воды на земле. Звуки.

1

9

Маленькие человечки. Гласные и согласные звуки.

1

10

Значение воздуха на земле. Гласные и согласные звуки.

1

11

Разнообразие природы. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

12

Живая природа. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

13

Мир растений. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

14

Природа и человек. Слово и предложение. Текст.

1

15

Труд человека. Слово и предложение. Текст.

1

16

Из истории жилища. Слог и слово.

1

17

Из истории часов. Деление слов на слоги.

1

18

Из истории домашней плиты. Деление слов на слоги.

1

19

Из истории ручки. Деление слов на слоги.

1

20

Путешествие в прошлое живой природы. Ударные и безударные слоги.

1

21

Линия жизни человека. Ударные и безударные слоги.

1

22

Праздник сказки. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

23

Моя семья. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

24

Профессии наших родителей. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

25

Мы на кухне. Звонкие и глухие согласные звуки.

1

26

Приключения знакомых вещей. Звонкие и глухие согласные звуки.

1

27

Дни недели. Звонкие и глухие согласные звуки.

1

28

В магазине. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

29

Инструменты. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

30

Мои любимые игрушки. Звуковой состав слова. Модели слов.

1

В результате работы дети могут:

• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги;

• элементарные правила поведения в городе и природе;

• о правилах личной безопасности;

• о службах помощи;

• свой адрес, название страны, города;

• родственные отношения;

• о сезонных изменениях в природе;


 

Список учебных пособий для обучающихся:

Базовый учебник для учащихся:

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина., Развитие речи., Смоленск, Ассоциация ХХI- 2010 Г.

                      Список учебных пособий для учителя:

  1. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина., Развитие речи., Смоленск, Ассоциация ХХI- 2010 Г.
  2. Бадулина О., Ступеньки детства, Смоленск, Ассоциация ХХI- 2010 Г.
  3. Бадулина О., Подготовка к чтению тетр. в3 ч., Ассоциация ХХI- 2010 Г.
  4. Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке»  в 3 ч., Линка-Пресс, 2008 г.

Приложение

Диагностика уровня практического осознания                                           элементов языка и речи.

Методика 1.                                                                                                               Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

  • Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. 
  • Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя. 
  • Ребёнок не справляется с заданием. 

Методика 2.                                                                                                                Ребёнку даётся задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь".

  • Ребёнок правильно выполняет задание. 
  • Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. 
  • Справляется с заданием с помощью воспитателя. 

Методика 3.                                                                                                             Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков

Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.

  • Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. 
  • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 

Методика 4.                                                                                                           Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса ? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

  • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. 
  • Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 

Методика 5.                                                                                                                     Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч").

 

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с").

 

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г").

  • Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. 
  • Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. 
  • Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя. 

Методика 6.                                                                                                           Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

  • Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. 
  • Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 

Методика 7.                                                                                                         Ребёнку  показывают картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка ). Придумай предложение со словом белка .

  • Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). 
  • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. 
  • Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. 

Уровни освоения программы

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове).

Управление образования Красносулинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                         средняя общеобразовательная школа №3

Принято к использования                                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                              в качестве программы                                                                       Приказом по МОУ СОШ №3       дополнительного образования                                                       от 30.08.2010 г. № 321                                      __________ Марченко Е.В.,                                                               __________ Чернышёв Э.Н.,                                руководитель МО учителей                                                              Директор МОУ СОШ №3                                                                     начальных классов                                                                                                                                           Протокол №1 от 24.08.2010 г.                                                                                                                

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЗБУКА»

Для обучающихся 5,5-7 лет (1 год обучения)

Составитель: Марченко Е.В.,

Учитель МОУ СОШ №3

Красный Сулин

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Статья "Из детства домашнего в школьное детство»

В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...