Новые подходы к литературному чтению в начальной школе.
статья по чтению (3 класс) по теме

Гараева Светлана Станиславовна

Роль учителя на формированиетуниверсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.15 КБ
Файл statya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»

Учитель начальных классов Гараева Светлана Станиславовна

МАОУ СОШ№4 г. Улан-Удэ

В настоящее время в связи с введением нового стандарта

изменились подходы к результатам начального образова-

ния в области литературного чтения. Наряду с развитием

предметных умений важное значение приобретает целена-

правленное формирование универсальных учебных дейст-

вий и духовно-нравственное, личностное развитие уча-

щихся.

Таким образом, в неизмеримое количество раз возраста-

ет роль личности учителя в образовательном процессе,

а именно в преподавании литературного чтения в началь-

ной школе. Он, учитель, должен так организовать работу

на уроке, чтобы художественное произведение вызывало

у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения

литературному чтению, должны на каждом этапе отражать

решение определённых промежуточных задач. В 3 классе

планируется:

овладение элементарными литературоведческими пред-

ставлениями и знаниями;

формирование умения грамотно читать и понимать про-

читанное произведение (это умение предполагает осмыс-

ленное освоение учащимися содержания текста, а также

понимание художественного замысла и подтекста);

развитие опыта творческой деятельности, то есть уме-

ния интерпретировать прочитанный текст;

формирование библиографических умений, то есть уме-

ния учащихся квалифицированно отобрать необходимую

книгу на основе авторского или тематического каталога.

Нельзя забывать, что дети младшего школьного возрас-

та видят в тексте в основном лишь событийную сторону

произведения и, как правило, плохо определяют главную

мысль авторского текста; они переносят на себя многие по-

ступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрез-

вычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, пла-

чут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с обще-

человеческими ценностями, что способствует формирова-

нию нравственных представлений и развитию личностных

качеств. Читая произведение и размышляя над ним в про-

цессе анализа, дети задумываются над важными жизнен-

ными вопросами: кого можно назвать настоящим другом;

какой поступок мы называем благородным; что такое хоро-

шо и что такое плохо. В процессе чтения произведений

о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно

значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Ро-

дине, гражданин России, патриотизм и т. д.

Кроме предметных умений, к концу третьего класса

у учащихся формируются основные универсальные учеб-

ные действия.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу

(цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё

действие в соответствии с поставленной задачей и условия-

ми её реализации (составление плана урока на основе цели

чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и

пошаговый контроль (соотносить результат действия с об-

разцом).

Познавательные. Осуществлять поиск информации, не-

обходимой для выполнения учебных заданий (находить

нужную информацию в библиотеке, в справочной и энцик-

лопедической литературе, в периодической печати); под-

робно, кратко пересказывать произведение, создавать тек-

сты по аналогии; интерпретировать различные тексты;

устанавливать причинно-следственные связи (определять

элементы сюжета).

Коммуникативные. Допускать возможность существо-

вания у людей разных точек зрения на поступки героя, на

изображаемое событие; формулировать собственное аргу-

ментированное мнение; самостоятельно задавать вопросы

по прочитанному произведению; строить монологическое

высказывание, участвовать в диалоге.

К концу 3 класса школьники должны научиться полно-

ценно воспринимать художественное произведение, эмо-

ционально откликаться на прочитанное, аргументированно

высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-

изведения. Они должны научиться определять главную

мысль (идею) произведения, называть героев произведе-

ния, характеризовать их на основе коллективно составлен-

ного плана, передавать прочитанное с разной степенью под-

робности.

Таким образом, основным критерием эффективности

уроков литературного чтения в начальной школе является

личностное развитие ребёнка, которое проявляется в фор-

мировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-

ной сферы.

Литература:

1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению

2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе.  Народное образование.-2010 №9-с.189-192

3.Джежелей О.В. М.Дрофа  Методические рекомендации. Программа ФГОС

4. Климанова Л.Ф.  Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение 2011

Resource id #5032


Предварительный просмотр:

Статья «Новые подходы к литературному чтению в начальной школе»

Учитель начальных классов Гараева Светлана Станиславовна

МАОУ СОШ№4 г. Улан-Удэ

В настоящее время в связи с введением нового стандарта

изменились подходы к результатам начального образова-

ния в области литературного чтения. Наряду с развитием

предметных умений важное значение приобретает целена-

правленное формирование универсальных учебных дейст-

вий и духовно-нравственное, личностное развитие уча-

щихся.

Таким образом, в неизмеримое количество раз возраста-

ет роль личности учителя в образовательном процессе,

а именно в преподавании литературного чтения в началь-

ной школе. Он, учитель, должен так организовать работу

на уроке, чтобы художественное произведение вызывало

у ребёнка сопереживание, радость общения с героями.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения

литературному чтению, должны на каждом этапе отражать

решение определённых промежуточных задач. В 3 классе

планируется:

овладение элементарными литературоведческими пред-

ставлениями и знаниями;

формирование умения грамотно читать и понимать про-

читанное произведение (это умение предполагает осмыс-

ленное освоение учащимися содержания текста, а также

понимание художественного замысла и подтекста);

развитие опыта творческой деятельности, то есть уме-

ния интерпретировать прочитанный текст;

формирование библиографических умений, то есть уме-

ния учащихся квалифицированно отобрать необходимую

книгу на основе авторского или тематического каталога.

Нельзя забывать, что дети младшего школьного возрас-

та видят в тексте в основном лишь событийную сторону

произведения и, как правило, плохо определяют главную

мысль авторского текста; они переносят на себя многие по-

ступки героев, которые их заинтересовали; ученики чрез-

вычайно эмоционально реагируют на текст: смеются, пла-

чут, сострадают героям произведения, восхищаются ими.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с обще-

человеческими ценностями, что способствует формирова-

нию нравственных представлений и развитию личностных

качеств. Читая произведение и размышляя над ним в про-

цессе анализа, дети задумываются над важными жизнен-

ными вопросами: кого можно назвать настоящим другом;

какой поступок мы называем благородным; что такое хоро-

шо и что такое плохо. В процессе чтения произведений

о Родине, о природе, о людях дети знакомятся с личностно

значимыми для каждого человека понятиями: любовь к Ро-

дине, гражданин России, патриотизм и т. д.

Кроме предметных умений, к концу третьего класса

у учащихся формируются основные универсальные учеб-

ные действия.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу

(цель чтения: ради чего и зачем читать); планировать своё

действие в соответствии с поставленной задачей и условия-

ми её реализации (составление плана урока на основе цели

чтения и определённой темы); осуществлять итоговый и

пошаговый контроль (соотносить результат действия с об-

разцом).

Познавательные. Осуществлять поиск информации, не-

обходимой для выполнения учебных заданий (находить

нужную информацию в библиотеке, в справочной и энцик-

лопедической литературе, в периодической печати); под-

робно, кратко пересказывать произведение, создавать тек-

сты по аналогии; интерпретировать различные тексты;

устанавливать причинно-следственные связи (определять

элементы сюжета).

Коммуникативные. Допускать возможность существо-

вания у людей разных точек зрения на поступки героя, на

изображаемое событие; формулировать собственное аргу-

ментированное мнение; самостоятельно задавать вопросы

по прочитанному произведению; строить монологическое

высказывание, участвовать в диалоге.

К концу 3 класса школьники должны научиться полно-

ценно воспринимать художественное произведение, эмо-

ционально откликаться на прочитанное, аргументированно

высказывать свою позицию по поводу прочитанного про-

изведения. Они должны научиться определять главную

мысль (идею) произведения, называть героев произведе-

ния, характеризовать их на основе коллективно составлен-

ного плана, передавать прочитанное с разной степенью под-

робности.

Таким образом, основным критерием эффективности

уроков литературного чтения в начальной школе является

личностное развитие ребёнка, которое проявляется в фор-

мировании его эмоциональной, духовной и интеллектуаль-

ной сферы.

Литература:

1.Матвеева Е.И. /Программа по литературному чтению

2.Похомова Н.Ю./Проекты в начальной школе.  Народное образование.-2010 №9-с.189-192

3.Джежелей О.В. М.Дрофа  Методические рекомендации. Программа ФГОС

4. Климанова Л.Ф.  Уроки чтения в начальной школе. М. Просвещение 2011

Resource id #5034

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Система работы учителя в применении технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературного чтения, отобранные методы и приемы работы на уроках....

Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Школьный курс русского языка играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ...

Системно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе.

«Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление»....

Экспериментальная работа по теме: Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе

Экспериментальная работа по теме:Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе...

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....

Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....