Способ подготовки к подробному пересказу
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Сукочева Алла Викторовна

Учитель

Сукочева А.В., МОУ «Новомичуринская СОШ №1»

 

Вид УУД

познавательные

Класс

3

Тема занятия

«Способ подготовки к подробному пересказу»

Цели учителя

Организовать учебную деятельность учащихся по усвоению способа подготовки к подробному пересказу

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Усвоить способ, который поможет запомнить текст и подробно его пересказать

 

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Учитель предлагает ученикам поработать с предложением: задать все возможные вопросы, записать их, сделать к этому предложению рисунок, соседу по парте пересказать это предложение как можно подробнее

Опорные знания

 

Новые знания

Способ, который  поможет запомнить текст и подробно его пересказать:

для того, чтобы запомнить текст и подробно его пересказать, надо как можно больше задать вопросов к каждому предложению, ответить на них и нарисовать рисунок

Задачи занятия

1. Организовать мотивацию

2. Организовать актуализацию знаний

3. Организовать выполнение пробного действия

4.Организовать выявление причины затруднения

5.Организовать построение проекта выхода из затруднения

6. Организовать реализацию построенного проекта

7. Организовать первичное закрепление во внешней речи

8. Организовать самостоятельную работу с самопроверкой

9. Организовать включение в систему знаний и повторение.

10. Организовать рефлексию

Оборудование

Презентация к уроку, карточки с текстом для проблемной ситуации, карточки с текстом для самостоятельной работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта метапредметного занятия

Учитель

Сукочева А.В., МОУ «Новомичуринская СОШ №1»

Вид УУД

познавательные

Класс

3

Тема занятия

«Способ подготовки к подробному пересказу»

Цели учителя

Организовать учебную деятельность учащихся по усвоению способа подготовки к подробному пересказу

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Усвоить способ, который поможет запомнить текст и подробно его пересказать

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Учитель предлагает ученикам поработать с предложением: задать все возможные вопросы, записать их, сделать к этому предложению рисунок, соседу по парте пересказать это предложение как можно подробнее

Опорные знания

Новые знания

Способ, который  поможет запомнить текст и подробно его пересказать:

для того, чтобы запомнить текст и подробно его пересказать, надо как можно больше задать вопросов к каждому предложению, ответить на них и нарисовать рисунок

Задачи занятия

1. Организовать мотивацию

2. Организовать актуализацию знаний

3. Организовать выполнение пробного действия

4.Организовать выявление причины затруднения

5.Организовать построение проекта выхода из затруднения

6. Организовать реализацию построенного проекта

7. Организовать первичное закрепление во внешней речи

8. Организовать самостоятельную работу с самопроверкой

9. Организовать включение в систему знаний и повторение.

10. Организовать рефлексию

Оборудование

Презентация к уроку, карточки с текстом для проблемной ситуации, карточки с текстом для самостоятельной работы

Цель ученика

Уровни усвоения знания

Внешне наблюдаемые действия

Средства контроля достижения цели

Критерии и шкала оценки

Усвоить способ, который поможет запомнить текст и подробно его пересказать

знакомство

Дети задают максимальное количество вопросов к предложению и дают ответы на эти вопросы, рисуют рисунок этому предложению. После этой работы дают подробный пересказ

Учитель предлагает ученикам поработать с предложением: задать все возможные вопросы, записать их, сделать к этому предложению рисунок, соседу по парте пересказать это предложение как можно подробнее

По 1 баллу за каждый правильно поставленный вопрос

Мотивация к учебной деятельности

 А у нас сегодня на уроке гость.

На доске появляется изображение человечка в виде вопросительного знака.
Это Вопросительный знак. Он очень любит задавать вопросы и всегда стоит в конце вопросительного предложения. А зачем люди задают вопросы?

Вот и мы сегодня на уроке будем задавать много вопросов, чтобы узнать что-то новое.

 Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
Назовите шаги.
Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

 Пожелайте друг другу удачи! В путь!

Чтобы узнать что-то.

Актуализация знаний

Игра «Данетки»

  1. Я задумала число, а все угадывают какое. Можно задавать мне вопросы, но только такие, чтобы ответами были слова ДА или НЕТ.
  1. Задача: «Человек сидел и дрожал от страха. Вдруг он вскочил с места и, радостно крича: «Ура!» - выбежал из помещения. Что произошло?» (Ответ:                          прозвенел звонок с урока)

Создание проблемной ситуации

На столе у вас у каждого лежит листочек с небольшим текстом. Вопросительный знак интересуется, а о чем этот текст. Вы можете ему рассказать, о чем говорится в этом тексте?

А когда прочитаете, сможете ему рассказать, о чем говорится в этом тексте?

Давайте попробуем.

 Я даю вам несколько минут, за это время прочитайте текст и приготовьтесь подробно рассказать Вопросительному знаку все, о чем говорится в этом тексте.

А большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.

М.М. Пришвин

(Сложность текста выбирается в зависимости от возраста и уровня развития детей)

Пожалуйста, кто готов, расскажите Вопросику все, о чем говорится в этом тексте.

Выслушать несколько пересказов. После каждого пересказа уточнять, вся ли информация, данная в тексте, была передана Вопросительному знаку.

Нет, не можем, мы не читали текст, поэтому не знаем, о чем там написано.

Да.

Выявление места и причины затруднения

Итак, с чем мы встретились?

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»

Что у вас не получилось сделать?

 Т.е. вам не удалось подробно пересказать текст.

Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»:

Какое задание вы выполняли?

Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания?

Чем он показался вам сложным?

А вы знаете способ, который помог бы вам более подробно запомнить этот текст?

С затруднением.

У нас не получилось рассказать Вопросительному знаку все, о чем говорится в этом тексте.

Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.

Мы рассказывали Вопросительному знаку все, о чем говорится в тексте, пытались подробно пересказать текст.

Текст был очень сложный.

Это описание. Повествование или рассуждение легче запомнить.

Нет.

Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше?

Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»

Какую цель вы перед собой ставите?

Кто вам может помочь в достижении цели?

Вспомните, а кто пришел к нам в гости в начале урока?

 В этой затруднительной ситуации вам решил помочь Вопросительный знак. Подумайте, как вам может помочь наш гость?


Он давно понял, что для того чтобы добыть информацию (узнать что-то новое), надо задать вопрос. Поэтому Вопросительный знак предлагает вам поиграть в одну игру. Называется она «Вопрос-ответ». А потом попробуем снова выполнить просьбу Вопросительного знака и рассказать все, о чем говорится в этом тексте – подробно пересказать текст.


Мы должны поставить перед собой цель.

Узнать способ, который поможет нам  более подробно запомнить этот текст и подробно его пересказать.

Учитель.

Вопросительный знак.

Может, мы будем задавать вопросы?

Реализация построенного проекта.

Я покажу, как играть в эту игру.  Прочитайте первое предложения.

О чем говорится в этом предложении?

Что говорится о пне? Какой он?

Что собирает в себя большой черный пень?

Что происходит с ним от того, что он собирает в себя лучи солнца?

Полным ответом!

Правильно! А теперь какую картинку вы нарисовали бы к этому предложению?

Переверните листок с текстом и нарисуйте эту картинку.

На рисунок нужно отвести не более полминуты.

Читайте второе предложение, а выиграет в игре тот, кто больше всех задаст правильных вопросов. Ученики получают по 1 баллу за каждый правильно поставленный вопрос.

Учитель контролирует правильность формулировки вопросов и ответов (ответы должны быть полными). Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа. Выделить учащихся, которые набрали максимальное количество баллов.

А теперь прочитайте текст еще раз и попробуйте рассказать Вопросительному знаку все, о чем говорится в этом тексте. Свои рисунки использовать можно.

А большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.

О пне.

Пень большой черный.

Большой черный пень собирает в себя лучи солнца.

Сильно нагревается.

От того, что большой черный пень собирает в себя лучи солнца, он сильно нагревается.

Я бы нарисовал черный пень, на который падают яркие лучи солнца.

Рассказы детей.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь у вас получилось рассказать Вопросительному знаку все, о чем говорится в этом тексте?

Какой вывод вы можете сделать?  Мы преодолели затруднение?
А что мы делали для того, чтобы как можно подробнее запомнить текст?

А где может пригодиться вам это умение?


Да.

Да.

Мы задавали вопросы, отвечали на них, рисовали рисунки.

При подготовке домашнего задания, когда необходимо подробно запомнить текст.

Самостоятельная работа

 А как убедиться в том, что вы хорошо поняли этот способ?

Я предлагаю вам поработать с предложением. Задать все возможные вопросы, записать их, сделать к этому предложению рисунок. Соседу по парте попробуйте пересказать это предложение как можно подробнее.

Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. (Деревья в лесу. М Пришвин)

Посчитайте, сколько вопросов у вас получилось? Послушаем вопросы тех ребят, кто смог задать максимальное количество вопросов.

Поставьте себе знак «?», если у вас не получилось записать ни одного вопроса при выполнении  самостоятельной работы. У кого получилось, поставьте себе знак «+». Молодцы!

Нужно поработать самостоятельно.

Учащиеся называют свои вопросы. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

Включение в систему знаний и повторение.

 Что сегодня нового узнали?

В чем заключается этот способ?

Для чего в жизни понадобится знание этого способа? Приведите примеры.

Мы узнали способ, который нам поможет запомнить текст и подробно его пересказать.

Для того, чтобы запомнить текст и подробно его пересказать, надо как можно больше задать вопросов к каждому предложению, ответить на них и нарисовать рисунок.

 Запоминать текст необходимо, например, для публичного выступления в профессиональной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

Итак, наш урок подходит к концу. Как вы заканчиваете урок?

Какую цель вы ставили перед собой?

Достигли ли вы цели?

Что самое важное вы расскажете дома родителям?

А можно предложить родителям поиграть с вами в игру «Вопрос-ответ» или «Данетки»?
Оцените свою работу на уроке. Вопросительный знак принес вам бабочек.
Учитель раздает учащимся бабочки: Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если вы правильно задавали вопросы по тексту. К желтому цветку − если вы задавали вопросы, но не всегда правильно. К красному цветку − если вам не удалось задать ни одного вопроса.

Учитель проводит рефлексию оценивания.
 В чем возникали трудности на уроке?
Какие трудности остались на конец урока?

Анализируем свою работу.

Узнать способ, который нам поможет запомнить текст и подробно его пересказать.

Да.

Мы расскажем о способе, который нам поможет запомнить текст и подробно его пересказать.

 

Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИТОРИКА. ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ.

Конспект урока по теме "Подробный пересказ" сопровождается маршрутным листом и презентацией, которую можно получить по  почте luba_biysk@mail.ru. Цель урока: формировать мотивацию к успешному усв...

Л.Н.Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу во 2 «Б» классе

Формировать навык осознанного чтения у учащихся; Формировать нравственное развитие ребёнка...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Н.Носов «На горке» подробный пересказ от имени героя

Н.Носов «На горке» подробный пересказ от имени героя. Технологическая карта, презентация и рабочий лист ученика...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»

Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...

Урок литературного чтения во 2 классе: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок». Подготовка к подробному пересказу

Урок литературного чтения разработан к УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. На  уроке ведется подготовка к подробному пересказу: формируется умение выделять главную мы...