Литературная игра по произведениям В.Ю.Драгунского и Н.Н.Носова
методическая разработка по чтению по теме

Носкова Крестина Александровна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_noskovoy.docx280.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.Ю.ДРАГУНСКОГО И Н.Н.НОСОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Златоуст – 2012г.

ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.Ю.ДРАГУНСКОГО И Н.Н.НОСОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Златоуст – 2012г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В.Ю.ДРАГУНСКОГО И Н.Н.НОСОВА: Методическое пособие для студентов специальности 05070952 Преподавание в начальных классах. – Златоуст: ЗПК, 2012г. -

        В настоящем пособии представлен сценарий литературной игры для учащихся начальных классов школы по творчеству В.Ю.Драгунского и Н.Н.Носова.

Автор-составитель: Носкова К.А., выпускница 412 группы ЗПК.

Научный руководитель: Родионова Н.М., к.ф.н., зав.кафедрой гуманитарных

                                         Дисциплин.

ЗПК

2012 г.

Вступительное слово составителя:

Юмористическая литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. Литературное развитие - это одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. В процессе чтения юмористических произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных  читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с  восприятием  произведений  разных  жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых,  доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

Таким образом, юмористическая литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение юмористических произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе,  игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию».

Приобщение младшего школьника к классике юмористической литературы Н. Н. Носова и В. Ю Драгунского формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка  устойчивое эмоциональное отношение,  которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты юмористических произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие юмористических произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

ИГРА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

Круг чтения: В.Драгунский. "Денискины рассказы"; Н.Носов. Рассказы; Оборудование. Карточка с вариантами ответов, таблички с буквами а, б, в, г.

Правила игры

1. Объявляются название произведения и автор, после чего идет отбор игроков.
2. Каждому вопросу соответствуют четыре варианта ответов. Только один из них является верным.
3. Игрок воспринимает вопрос на слух, а ответы напечатаны (записаны) на карточке, лежащей перед ним.
4. Верный ответ дает право продолжать игру. Ошибочный ответ лишает возможности продолжать соревнование.
5. Существуют подсказки:

  • обращение к другу, сидящему в зале;
  • помощь зала (путем голосования с помощью карточек, на которых написаны буквы а, б, в, г).
  • 50/50 (отмена двух заведомо ложных ответов).

6. Каждой подсказкой можно воспользоваться один раз.
7. Победителем считается тот, кто ответит на большее количество вопросов.

I. В.Драгунский. "Тайное становится явным"

1. Что Дениска не хотел есть на завтрак?

а) яйцо;
б) бутерброд;
в) кашу;
г) арбуз.

Ответ: в) кашу.

2. Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

а) ужасный ребенок;
б) вылитый Кощей;
в) костлявый;
г) тощий.

Ответ: б) вылитый Кощей.

3. Куда Дениска выбросил кашу, когда добавил в нее хрен?

а) в окно;
б) в коридор;
в) в мусорный бак;
г) в раковину.

Ответ: а) в окно.

4. На кого была вылита каша?

а) на милиционера;
б) на собаку;
в) на прохожего;
г) на женщину;

Ответ: в) на прохожего.

5. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

а) "я больше не буду";
б) "извини меня";
в) "я не буду";
г) "тайное становится явным".

Ответ: г) "Тайное становится явным".

II. В.Драгунский. "Англичанин Павля"

1. Кто пришел к Дениске в гости, когда тот начал есть арбуз?

а) Мишка;
б) Павлик;
в) дедушка Дениски;
г) соседка;

Ответ: б) Павлик.

2. Чем все лето занимался Дениска?

а) учил уроки;
б) играл в лапту;
в) помогал маме;
г) играл в прятки.

Ответ: б) играл в лапту.

3. Чем в отличие от Дениса занимался все лето Павлик?

а) играл в лапту;
б) помогал маме;
в) возился с ежами;
г) учил английский.

Ответ: г) учил английский.

4. Как папа Дениски называл в шутку Павлика?

а) Павля-Шмакодявля;
б) Павлик-Лавлик-Зяблик;
в) Павля-Бородавля;
г) Павлик-Зяблик.

Ответ: в) Павля-Бородавля.

5. Какое слово по-английски знал Павля?

а) спасибо – "фенкью";
б) Петя – "Пит";
в) привет – "хеллоу";
г) пока – "бай".

Ответ: б) Петя – "Пит".

III. В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!"

1. Как звали трех девушек маляров?

а) Маша, Надя, Катя;
б) Саня, Раечка, Нелли;
в) Наташа, Оля, Зина;
г) Лена, Лариса, Ира.

Ответ: б) Саня, Раечка, Нелли.

2. Что начали делать Мишка, Дениска и Аленка после того, как ушли на обед маляры?

а) красить стены;
б) играть в индейцев;
в) таскать кирпичи;
г) кидаться песком.

Ответ: а) красить стены.

3. Кого покрасили первым краской с ног до головы?

а) Мишку;
б) Аленку;
в) Дениску;
г) маляров.

Ответ: б) Аленку.

4. Кого Дениска покрасил после того, как закончил "мазюкать" дверь?

а) себя;
б) Алексея Акимыча;
в) маму;
г) тетю Раю.

Ответ: б) Алексея Акимыча.

5. Какие слова сказали маляры после того, как Дениска покрасил стены без разрешения?

а) "Этого мы не простим";
б) "Ты непослушный";
в) "Мы тебя в бригаду возьмем";
г) "Ты нам здорово помог".

Ответ: в) "Мы тебя в бригаду возьмем".

IV. В.Драгунский. "Где это видано, где это слыхано?

1. Кто подбежал к Дениске на перемене?

а) вожатая Аня;
б) вожатая Люся;
в) папа;
г) собака.

Ответ: б) вожатая Люся.

2. Что в буфете ел Мишка?

а) бутерброд;
б) манную кашу;
в) колбасу;
г) сардельку.

Ответ: г) сардельку.

3. Как звали школьного поэта?

а) Андрей Шестаков;
б) Александр Пушкин;
в) Андрей Пресняков;
г) Олег Шестаков.

Ответ: а) Андрей Шестаков.

4. В песне в "классы" играли:

а) Яночка с Танечкой;
б) Юлечка с Машенькой;
в) Манечка с Танечкой;
г) Женечка с Петечкой.

Ответ: в) Манечка с Танечкой.

5. После выступления Дениска решил больше не быть:

а) актером;
б) юристом;
в) танцором;
г) сатириком.

Ответ: г) сатириком.

V. В.Драгунский. "Ровно двадцать пять кило"

1. В какой клуб дали Мишке и Дениске пригласительный билет?

а) "Тракторист";
б) "Мотылек";
в) "Металлист";
г) "Пианист".

Ответ: в) "Металлист".

2. В конце зала в клубе "Металлист" находилась комната:

а) аттракционов;
б) ужасов;
в) смеха;
г) пришельцев.

Ответ: а) аттракционов.

3. В кого нужно было попасть, стреляя из лука?

а) в Мурзилку;
б) в обезьяну;
в) в лебедя;
г) в хозяина аттракциона.

Ответ: б) в обезьяну.

4. Сколько граммов не хватало в весе Дениски для победы?

а) 9 г;
б) 800 г;
в) 1 г;
г) 500 г.

Ответ: г) 500 г.

5. Какая фамилия была у Дениски?

а) Платов;
б) Усачев;
в) Белов;
г) Кораблев.

Ответ: г) Кораблев.

VI. В.Драгунский. "Гусиное горло"

1. Кто потрошил гуся?

а) Вера Анатольевна;
б) Вера Сергеевна;
в) Татьяна Васильевна;
г) Марья Сергеевна.

Ответ: б) Вера Сергеевна.

2. Какие слова закричала мама Дениски, когда увидела гусиное горло?

а) "Убери эту мерзость!";
б) "Какая прелесть!";
в) "Какой кошмар!";
г) "Отвратительно!".

Ответ: а) "Убери эту мерзость!"

3. Что добавил папа к Денискиному подарку?

а) игрушку;
б) брелок;
в) книжку;
г) значок.

Ответ: г) значок.

4. Какой подарок больше всего понравился имениннику Мишке?

а) гусиное горло;
б) краски;
в) конфеты;
г) поезд.

Ответ: а) гусиное горло.

VII. В.Драгунский. "Девочка на шаре"

1. Сколько раз Аленка была в цирке?

а) один;
б) сто;
в) пять;
г) три.

Ответ: г) три раза.

2. В каком платье выступала девочка на шаре?

а) в золотом;
б) в голубом;
в) в серебряном;
г) в красном.

Ответ: в) в серебряном.

3. Дениске показалось, что девочка была похожа на:

а) Красную Шапочку;
б) Дюймовочку;
в) Золушку;
г) Бабу Ягу.

Ответ: б) Дюймовочку.

4. Как звали девочку на шаре?

а) Танечка;
б) Дашенька;
в) Галочка;
г) Юлечка.

Ответ: а) Танечка.

5. Куда зашли Дениска и папа после представления в цирке?

а) в больницу;
б) в театр;
в) в кино;
г) в кафе.

Ответ: г) в кафе.

VIII. Н.Носов. "Телефон"

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

а) лампу;
б) машинку;
в) конструктор;
г) телефон.

Ответ: г) телефон.

2. Какое решение приняли мальчики, чтобы купить нужную им вещь?

а) попросить деньги у родителей;
б) копить деньги;
в) украсть деньги у соседей;
г) не есть и не пить – экономить.

Ответ: б) копить деньги.

3. Кого к телефонной трубке приставил жужжать Мишка?

а) муху;
б) стрекозу;
в) шмеля;
г) жука.

Ответ: а) муху.

4. Как придумали переговариваться мальчики после того, как Мишка сломал свой телефон?

а) выучить латинский алфавит;
б) придумать свой язык;
в) кукарекать;
г) выучить азбуку Морзе.

Ответ: г) выучить азбуку Морзе.

5. Что сделал из телефона Мишка?

а) настольную лампу;
б) бенгальские огни;
в) электрический звонок;
г) лопатку.

Ответ: в) электрический звонок.

IX. Н.Носов. "Замазка"

1. Что отковыряли от окна Костя и Шурик?

а) пластилин;
б) замазку;
в) краску ;
г) клей.

Ответ: б) замазку.

2. Куда пошли мальчики после того, как напроказничали?

а) в зоопарк;
б) в цирк;
в) в кино;
г) в парк.

Ответ: в) в кино.

3. С чем перепутал замазку Костя?

а) с мороженым;
б) с конфетой;
в) с пирожным;
г) с пряником.

Ответ: г) с пряником.

4. За чем полезли под стулья Костя и Шурик в кинотеатре?

а) за ключом;
б) за замазкой;
в) за пряником;
г) за шляпой.

Ответ: б) за замазкой.

5. Кто сел на замазку, лежавшую на стуле?

а) мужчина;
б) младенец;
в) бабушка;
г) Шурик.

Ответ: а) мужчина.

X. Н.Носов. "Фантазеры"

1. О чем разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик?

а) кто сильнее;
б) кто умнее;
в) кто переврет;
г) кто красивее.

Ответ: в) кто переврет.

2. Кто "откусил" голове Мишутке?

а) собака;
б) акула;
в) волк;
г) кит.

Ответ: б) акула.

3. Кто съел Стасика в Африке?

а) антилопа;
б) тигр;
в) лев;
г) крокодил.

Ответ: г) крокодил.

4. Куда летал Стасик?

а) на Марс;
б) на Меркурий;
в) на Луну;
г) на Солнце.

Ответ: в) на Луну.

5. Что без разрешения съел Игорь?

а) торт;
б) варенье;
в) мед;
г) мороженое.

Ответ: б) варенье.

XI. Н.Носов. "Живая шляпа"

1. Какой предмет "ожил" в доме Вадика?

а) шляпа;
б) зонтик;
в) комод;
г) шкаф.

Ответ: а) шляпа.

2. Куда побежали ребята спрятаться от шляпы?

а) во двор;
б) к соседям;
в) в коридор;
г) на кухню.

Ответ: г) на кухню.

3. Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу?

а) косу;
б) лыжную палку;
в) кочергу;
г) ножку от стула.

Ответ: в) кочергу.

4. Кто оказался под шляпой?

а) попугай;
б) щенок;
в) мышь;
г) котенок.

Ответ: г) котенок.

5. Как звали зверька, оказавшегося под шляпой?

а) Рыжик ;
б) Снежок;
в) Васька ;
г) Пушок.

Ответ: в) Васька.

XII. Н.Носов. "Саша"

1. Что просил у мамы Саша?

а) пистолет с пистонами;
б) конструктор;
в) машинку с пультом управления;
г) маленького зверька.

Ответ: а) пистолет.

2. У кого, кроме мамы, Саша просил игрушку?

а) у бабушки;
б) у папы;
в) у сестер;
г) у дедушки.

Ответ: в) у сестер.

3. Кто испугался выстрела из Сашиной игрушки?

а) старушка;
б) сестра Ира;
в) мама Саши;
г) милиционер.

Ответ: а) старушка.

4. Как называлась порода собаки, о которой наврала милиционеру сестра Саши?

а) ризеншнауцер;
б) спаниель;
в) сеттер;
г) длинношерстный фокстерьер.

Ответ: г) длинношерстный фокстерьер.

5. Зачем зашел к Саше в квартиру милиционер?

а) отдать пистолет;
б) отругать за старушку;
в) похвалить за выстрел;
г) забрать в милицию;

Ответ: а) отдать пистолет.

XIII. Н.Носов. "Огурцы"

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька?

а) капусту;
б) помидоры;
в) огурцы ;
г) свеклу.

Ответ: в) огурцы.

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами?

а) приготовить салат;
б) угостить Павлика;
в) отнести обратно;
г) выкинуть.

Ответ: в) отнести обратно.

3. Куда хотел поначалу выкинуть овощи Котька?

а) в мусорный бак;
б) в речку;
в) в колодец;
г) в канаву.

Ответ: г) в канаву.

4. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы?

а) заявил в милицию;
б) не пустил домой;
в) пояснил, что это неправильно;
г) накричал.

Ответ: в) пояснил, что это неправильно.

5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька?

а) десять;
б) все;
в) два;
г) один.

Ответ: г) один.

XIV. Н.Носов. "Заплатка"

1. Какой новой вещью хвастался Бобка?

а) штанами;
б) курткой;
в) джинсами;
г) рубашкой.

Ответ: а) штанами.

2. Обо что порвал новую вещь Бобка?

а) о крючок;
б) об замок;
в) о гвоздь;
г) о стекло.

Ответ: в) о гвоздь.

3. Что сделал мальчик с порванной вещью?

а) зашил дырку;
б) подарил другу;
в) выкинул в мусор;
г) закопал в лесу.

Ответ: а) зашил дырку.

4. Сколько раз перешивал заплатку Бобка?

а) десять раз;
б) один раз;
в) два раза;
г) четыре раза.

Ответ: в) два раза.

5. Что еще после качественной работы по зашиванию штанов захотел пришить Бобка?

а) воротник;
б) штанину;
в) пуговицу;
г) рукав.

Ответ: в) пуговицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по произведению Я. Ларри "Приключения Карика и Вали"

Литературная игра по произведению "Приключения Карика и Ларри"...

Литературная игра по произведениям С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова.

Эту игру можно предложить детям и на уроке, и в качестве саостоятельной работы дома....

Литературная игра по произведениям К.И.Чуковского

Литературная игра посвящена произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр", "Айболит", "Крокодил", "Федорино горе" и др. Эту игру можно проводить с учащимися 1 - 2 классов....

Сценарий мероприятия "Литературная игра" по книге В.Ю.Драгунского "Денискины рассказы"

Мероприятие для учащихся 3-4 классов. В игре могут участвовать 2 и более команд. Сначала учитель рассказывает о жизни писателя В.Драгунского, а потом дети выполняют задания "Литературной игры&quo...

Литературный праздник «Литературный праздник по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского»

Цель: вызвать интерес к чтению художественной литературы и заложить основы формирования грамотного читателя.Задачи:1.Познакомить с творчеством В.Ю.Драгунского и биографией.2.Развитие у учащихся мотива...