Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ефремова  Галина Геннадьевна

Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova.docx21.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

литература – музыка

3 класс

        Подготовила:

Учитель начальных классов

 Ефремова Г. Г.

МОУ «Гимназия г. Алдан».

Урок литературы

  3 класс.

Тема: «Волшебник и великий музыкант…»

Тип урока: Интегрированный урок-исследование

Цель:

Выяснить, являются ли события в жизни Э. Грига, описанные в рассказе «Корзина с еловыми шишками», реальными.

Задачи:

  • познакомить с основными этапами биографии К. Паустовского и Э. Грига;
  •  вызвать интерес к творчеству поэта и композитора;
  • расширять круг чтения учащихся;
  • прививать интерес к литературному чтению;
  • развивать речь, творческие способности.

Оборудование: Портреты К. Паустовского и Э. Грига, доклады учащихся, эмблемы представителей групп, план работы на уроке,  карточки для обобщающего этапа: «правда», «выдумка»,  «дом недалеко от Бергена», Любовь к природе и к детям», «Дагни».

Ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Добрый день. Сегодня вместе  с биографами музыковедами и художниками, которые есть в каждой группе, мы отправимся на встречу с  двумя великими волшебниками, сказочниками в области музыки и литературы Э. Григом и  К. Г. Паустовским в его произведении «Корзина с еловыми шишками. Урок так и назовём: «…Волшебник и великий музыкант...». Вам понятна  тема урока?

-Мы знаем, что некоторые  писатели описывают реальные события, то есть пишут о том, что было на самом деле. Приведите примеры таких произведений. ( В. В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки»)

-Некоторые же, просто придумывают их. Являются ли события в жизни Э. Грига, описанные в рассказе «Корзина с еловыми шишками», реальными? Происходили ли на самом деле? Вам интересно узнать об этом? На этот вопрос мы и постараемся ответить сегодня на уроке (вывешивается табличка).

-К  уроку мы  готовились, рисовали эмблемки (спасибо художникам –Вельковскому С.,  Шагдурову В.,  Платонову В.), собирали сведения о жизни  и творчестве Э. Грига, К. Паустовского, перечитывали отрывки из произведения.  Сейчас посмотрим что же у нас получилось.

Но прежде остановимся на содержании рассказа:

-В какой стране происходят описанные событии? (Норвегия, близ города Бергена).

-С кем встретился композитор в осеннем лесу?

-Испугалась ли девочка незнакомца, почему?

-Что пообещал подарить Григ девочке? Прочтите их разговор в лесу.

-Догадывалась ли она, о каком подарке идет речь? Верно, она  и не представляла, что разговаривала с   великим композитором Э. Григом.

-Итак, я приглашаю представителей первой группы – биографов.

3. Выступление представителей группы биографов.

Первая группа

Немчанинова Настя.  Быченков Влад. Биографы – это люди, которые изучают жизнь  известных личностей.

Моя  задача – познакомиться с жизнью  К. Г. Паустовского и выяснить почему он решил написать об Э. Григе. К. Г. Паустовский – это известный писатель,  автор произведений о природе: «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос». Так же, я узнала, что он  много писал и об известных людях,  встречался со многими из них: поэтами, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Писателя заинтересовал не только Э. Григ, но и, например,  П. И. Чайковский. О нем  произведение «Скрипучие половицы», которое мы еще будем читать.

Я написала реферат о жизни писателя, если кто- то захочет узнать о нём подробнее, то может почитать его. В оформлении мне помогал Шагдуров Витя и Вельковский Саша.

Тюрина Вика. Э. Григ – великий норвежский композитор, дирижер и пианист. Мы узнали, что у Грига была дочь Александра. Она  была музыкальным ребенком, но   прожила очень мало, чуть больше года. Больше детей в семье композитора не было. Через всю жизнь он пронес эту утрату. Любовь к дочери он перенес на своих друзей-ребятишек.

Для занятий музыкой Григ купил домик  в лесу со смешным названием Тролльхауген, что в переводе означает «Холм троллей» (гномов). Здесь он жил один. Композитор  любил природу и верил, что и камни, и скалы,  и каждый листик – все живое. Никто не смел мешать ему, когда  он писал музыку. Его первым слушателем была природа. Наш реферат, оформление….

-Спасибо большое.

-Есть ли у Паустовского упоминание о таком домике?

-Как описывает его автор? Прочитайте. Такой ли домик вы себе представляли?

-Какой вывод можем сделать? Верно, домик, о котором пишет Паустовский, существовал на самом деле.

-Что еще  узнали о жизни Э. Грига? (Он любил природу и детей)

- Вернёмся к рассказу.  Показал ли автор в произведении  любовь Грига к природе. Как?

-Вы правы, в тексте очень много описаний и леса, и осени, и зимы. Что этим хотел сказать Паустовский?

-А как отражена любовь  к детям?  (Глаза композитора смотрели на Дагни с добротой, он огорчился, когда не нашел в кармане подарка для девочки)

 Какой вывод можем сделать? Данные  факты, описанные Паустовским, совпадают с реальной жизнью и характером  Э. Грига.

-Вам есть, что ещё сказать? Нашли ли наши биографы что – нибудь о Дагни?

Кузнецов А. В биографии о Дагни ничего не сказано, но была другая девочка. Дети, несмотря на запрет,  приходили к домику, чтобы послушать музыку композитора. Она своими звуками просто завораживала.  Особенно часто в Тролльхауген приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать и вела себя очень тихо. Но однажды она уснула, устав сидеть. Григ увидел ее. Проснувшись, Ага совсем не испугалась композитора, у него был добрый взгляд. Григ сказал: «Если ты так любишь музыку, то приходи сюда, когда тебе вздумается». Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной певицей. Её звали Агга Фрик.Спасибо за внимание, мой реферат об Э. Григе, оформление - Гальковой Аюны.

Была ли  девочка Дагни на самом деле?

- Теперь мне бы хотелось познакомить вас с новым словом «прототип». Что оно означает? Посмотрите, пожалуйста в толковом словаре, для этого разбейтесь на группы. Совершенно верно, очень часто писатели  при создании, какого то  литературного героя опираются на реальных людей: их характер, внешность, то есть  они являются прототипами. Хотя автор может  и не полностью, а только частично  копировать   с живого человека какие-то наиболее яркие черты.

-Кто же является прототипом Дагни?

4. Физкультминутка

- Сядьте удобно.  Опустите руки и положите на них голову.  Закройте глаза. Звучит приятная музыка. Отдыхайте. А теперь, откройте глаза, поднимите руки вверх, потянитесь  к солнышку, руки в стороны, спинка прямая. Собрались.

-Сейчас мы отдыхали под музыку Э. Грига, ну а теперь, слово нашим музыковедам

5. Выступление представителей музыковедов.

Калмыков Максим. Композиторы – это люди сочиняющие музыку. Она бывает разной – эстрадной, джазовой, народной  и так далее.  Та музыка, которую  не  забывают люди много лет –  называется классической, вечной. Э. Григ писал серьезную симфоническую музыку, музыку которую исполняет большой оркестр, состоящий из скрипок, виолончелей, духовых инструментов. Его музыку можно назвать классической, потому что ей больше 100 лет, а мы ее помним и любим по-прежнему.  

Алана О. Наиболее известна  сюита (это произведение из нескольких частей) «Пер Гюнт». Пер Гюнт- молодой человек, который повстречал девушку Сольвейг. Чтобы заслужить ее любовь отправляется  странствовать и   постепенно забывает о ней. Через сорок лет возвращается на родину и узнает, что Сольвейг все еще ждет его и старый, больной умирает на  ее руках.  

Аюна Г. Композиторы часто адресовали свои произведения друзьям, близким и подписывали их.  Учитель музыки Марина Викторовна сказала нам, что произведения посвященного Дагни нет. Но мы, прослушав несколько частей сюиты «Пер Гюнт», подобрали ту, которая, на наш взгляд, больше подходит по характеру к музыке описанной в произведении.

-Спасибо.

6. Слушание музыки.

- Давайте прочитаем это описание в тексте. Что услышала в музыке Дагни?

 -Теперь, закройте глаза и послушайте музыку.

–Совпало ваше представление о музыке прочитанной и услышанной?

- Потому что, Паустовский писал о Григе, опираясь на его биографию и  его творчество (произведения).

7. Обобщение пройденного.

-Исходя из прочитанного, какой вывод мы можем сделать? Реальные или вымышленные события описаны в рассказе? Верно, в рассказе есть и правда (дом в Тролльхаугене, любовь к природе, детям), а есть и выдумка (девочка Дагни).Учитель выставляет карточки: правда: дом  недалеко от Бергена, любовь к детям и природе; выдумка: Дагни.

-Была ли она в полной мере придуманной? (Нет,  ее образ собирательный, то есть частично похожа и на Аггу Фрик, и на дочь Грига).

-Взяв отдельные факты из биографии композитора, и соединив их воедино, автор создал художественное произведение.

 - Ответили ли мы на вопрос, который поставили в начале урока? Молодцы. Скажите, пожалуйста, что  для каждого из вас было интересным на уроке? За что можете похвалить друзей?

        8. Рефлексия.

-Что вы видите у меня в руках? (треугольник и барабан).

- Послушайте, какой по характеру звук издает каждый инструмент? (треугольник – нежный, прозрачный, веселый,  ласковый а барабан – резкий, громкий, грубый, недовольный).

-Ребята,  звучание какого инструмента подходит к вашему настроению сегодня? А теперь все  вместе создадим музыку!

Большое спасибо вам, ребята, за урок, работали все замечательно.

Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ и Э. Грига за чудесную музыку и себя музыковеды, биографы, художники - за проделанную работу.

9. Задание на дом.

Сделать иллюстрацию к отрывку произведения, которое больше всего вас  затронуло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....

Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс

Тема  «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки»,  с научно-             -популярным ...

Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс

Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...

Карта урока литературное чтение М.М.Зощенко "Великие путешественники" 3 класс

Карта урока по литературному чтению 3 класс М.М.Зощенко "Великие путешественники" с ууд....

Интегрированный урок чтение, музыка, ИЗО. Мастер класс "Снежное слово зимы"

Цели: Познакомить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою –зимою»; обогащать словарный запас учащихся; проиллюстрировать литературное произведение средствами изобразительного языка; показать крас...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству во 2 классе " Масленица в звуках и красках"

Матерал для организации и проведения интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству...

Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...