Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых

для проведения урока по данной теме:

  1. Учащиеся владеют слоговым чтением.
  2. Умеют моделировать произведение.
  3. Любят выполнять творческие работы по тексту.
  4. Учатся работать в группах.

Учебные задачи:

  • Ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • Включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • Развивать творческое воображение;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Учебные умения:

  • Правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • Выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  • Прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • Редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
  • Разыгрывать диалог;
  • Создавать продолжение сказки

Оборудование урока:

  1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
  2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  3. Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  4. Компьютерная презентация урока.
  5. Выставка книг В. Г. Сутеева.
  6. Костюмы Зайца, Ежа.
  7. Карточки для рефлексии.

Конспект урока:

1. Организация класса. - 1мин. (Слайд №2)

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы. -2 мин

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения «Палочка - выручалочка».

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

- О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

3. Чтение учителем произведения. -5 мин

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия. – 2 мин

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки.- 4 мин

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

          (Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

 -В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке? (Слайд  №3– фото В.Сутеева)

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.

(Аня знакомит с книгой «Стихи и сказки в картинках     В.Г.Сутеева».

Я очень люблю читать книгу «Стихи и сказки в картинках     В.Г.Сутеева».В этой книге собраны стихи и сказки разных авторов, проиллюстрированных В.Г.Сутеевым. Айболит, дядя Стёпа, котёнок по имени Гав и множество других персонажей, нарисованных рукой Сутеева, весело смотрят на нас с книжных страниц и словно восклицают: «Да здравствует Сутеев»!)

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек. (Слайды №4-8)

-Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша»,  «Яблоко», «Под грибом», «Ёлка», «Капризная кошка».

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью. (Слайд №9)

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

-Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.

6. Работа с произведением: анализ  содержания, определение темы чтения. -5мин

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в «Словарь нашего класса»)

-Кто главные герои в сказке?   (Слайд №  10 )

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

                                       

                     

                     

                     Воспитанный                    Невоспитанный

                     Вежливый                         Грубый

                     Смелый                             Трусливый

                     Добрый                              Благодарный

                     Умный

                     Находчивый

                     Сообразительный

                     Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)    

-Где эта книга родилась?  

-Г.Урень, МОУ УСОШ №1

- Книга оформлена под руководством С.Ф.Сироткиной.

-Я поздравляю вас, в нашей  «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза.-2мин (Слайд 11)

Дети исполняют песню «В мире много сказок»

В мире много сказок грустных и смешных,

Грустных и смешных.

Не прожить на свете нам без любимых книг,

Не прожить на свете нам без них.

-Добрую сказку в душе сбереги,

С добрых героев пример ты бери.

Сам для других ты волшебником будь.

Детство уйдет, но ты их не забудь.

8. Повторное слушание. – 5мин (Слайды12 -27)

- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

(Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке)

9. Творческая работа в группах. – 6 мин (Слайд 28, 29)

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа  «Мишки»– составить диафильм

2 группа «Белочки»- работа в книге «Литературное чтение», с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа «Лисички»– придумать продолжение сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы. (Слайд 30)

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы. – 1мин (Слайд 31)

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов,  хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия. - 2мин (Слайд 32)

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если               окажется в руках умного и доброго человека.

(Слайд 33)

-Мой добрый друг, пожалуйста,

 Добро совершать не бойся.

 Помог кому – то – и радуйся,

 Награды не нужно большей.

-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)

(Слайд 34)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера

Я мог бы работать лучше

Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует  вашему состоянию.

-Спасибо за работу!

-Спасибо за урок! (Слайд 35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель  урока: -дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, ув...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...