Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Татаренко Галина Александровна

Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_nablyudenie_nad_smyslom_slov_v_predlozhenii.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе

Тема: Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.

Цель: формирование и развитие  у первоклассников всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения.

Задачи:

  1. Формировать  умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Учить работать по предложенному учителем плану.
  3. Формировать и развивать навыки осмысленного чтения предложений, текста.
  4. Формировать интерес к чтению.

Оборудование: букварь, таблица слогов, конверты с слогами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Проверка правильной осанки за партой. Повторение правил поведения на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Класс делится на 3 группы (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)

- Дома вы читали рассказ «Гном». Объявляется соревнование на правильное и выразительное чтение рассказа по группам.

- Какие цветы выращивал гном?  В названиях, каких цветов есть звук (м)?

  1. Формулирование темы и целей урока.

- Откройте учебник на странице 68. Внимательно рассмотрите материал.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Определите тему и задачи урока.

После высказываний предположений учащихся формулируется и читается тема и задачи урока на доске.

  1. Чтение слогов (с. 68 + таблица на экране)

Хоровое чтение таблицы слогов по строкам и столбикам.

  1. Чтение столбиков слов (с. 68). Работа над лексическим значением слов.

Чтение 1-го и 2-го столбиков про себя. Столбики расположены друг под другом.

Чтение вслух по заданиям:

-Найдите и прочитайте слово, обозначающее «говорить ярко, с большим чувством».  (Пылко.)

-Прочитайте слово, в котором есть мягкий согласный звук  (пь). (Пилка.)

Чтение 3-го и 4-го столбиков про себя, затем вслух.

- Чем отличается слово панама и  панамка?  Что они обозначают? (Панама – это летний головной убор. Панама большая, а панамка маленькая. Отличие в размерах.)

- Почему одно и то же слово роман написано с маленькой и с большой буквы?

(Роман – это мужское имя, пишется с большой буквы; роман – это большое по объёму литературное произведение, слово пишется с маленькой буквы.)

- Как Романа называют друзья? (Рома.)

Чтение 5-6-го столбика.

- Прочитайте слово, обозначающее название рыбы. (Налим.)

- Что такое маслина?  (Маслина растёт на дереве, плод с косточкой.)

  1. Упражнение в составлении слов из слогов. Игра «Слоги рассыпались».

- Возьмите конвертики, достаньте слоги. Составьте слова из слогов.

(Калитка, улитка, укатил, парилка, парил) По мере составления слов, дети печатают их в тетрадях и на доске.

  1. Чтение предложений с «игрой слов».

Беседа о лексическом значении слов с помощью картинок.

Чтение 1-го предложения.

- Почему одно и то же слово написано и с маленькой и с большой буквы?

- Объясните, что значит: Роман листал роман. (Это значит, что он его не читал, а просматривал.)

- Есть ли иллюстрация к этому предложению?

Чтение 2-го предложения, объяснение.

Галка – женское имя Галина, пишем с большой буквы; галка – название птицы, пишем с маленькой буквы.

Чтение 3-го предложения.

- Почему необходимо было поставить ударение во всех словах ?

- Прочитаем с другим ударением. Что получилось?

- Есть ли иллюстрация к этому предложению?

- Что делает пугало? Кого пугает? Почему его прозвали пугалом?

(Пугало – это палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечина, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предметы, создающие шум при ветре. Пугало используется в саду, на огородах для отпугивания птиц.

Аналогично дети сами объясняют значение сорок сорок, обращая внимание на ударение.

Чтение 4-го предложения. Объяснение значения слов.

Чтение последних двух предложений с опорой на картинки.

- Кто такой странник? (Путешественник.)

- Что значит у странника панама стара?(Это значит, что головной убор не новый, старый, он часто в панаме был в разных путешествиях.Это слово пишется с маленькой буквы.)

- Почему в последнем предложении слово Панама пишется с большой буквы?

(Это название государства.)

- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (Это указатель для водителей, путешественников, подсказка, в какой стороне находится страна Панама).

- Можно ли все эти слова назвать текстом? Почему?

  1. Анализ схемы и составление предложения (с.68)

- Посмотрите внимательно на схему. Это схема чего?

- Сколько в этом предложении слов?

1-е слово книга, так как мы видим на картинке книгу.

2-е слово состоит из трёх слогов, ударение падает на 2-ой слог, начинается на букву у.  Наверное, упала.

3-е слово маленькое – это предлог с.

4-е слово – здесь нарисована картинка, на которой изображено много книг. Они стоят на полке.

Получилось предложение: Книга упала с полки.

  1. Чтение текста Н. Надеждиной «Почему её назвали петрушкой?» (с.68)
  1. Работа с текстом до чтения.

- О чём говорит имя автора?

- Интересно, о чём автор расскажет на этот раз?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на картинке? Что в руке? Где происходит действие?

- Давайте прочитаем название. Что такое петрушка? Кто ел? Полезная?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста про себя.

Перечитывание: чтение текста по смысловым частям.

После чтения 1-го абзаца:

- Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции.

После чтения 2-го абзаца:

-Зачем давали детям при рождении имя Пётр.

- Какое уменьшительное имя от Петра?

- Кем в старину являлся Петрушка?  (Это весёлый, смешной, озорной герой, кукольного театра.)

После чтения 3-го абзаца:

- Почему же такое имя дали овощу?

- В чём отличие Петрушки и петрушки?

-А что общего?

  1. Работа с текстом после чтения.

- Сколько частей (абзацев) в тексте?

- Как об этом догадались?

- Прочитайте 1-ю часть, 2-ю часть, 3-ю часть.

  1.  Подведение итогов.

- Какие необычные слова встретились?

-Чем удивил текст?

- Какое задание понравилось больше всего?

  1.   Дома: рассказать родителям, что узнали о греческих именах в русском языке, о том, почему петрушку так назвали.

На 20-ой минуте проводится физкультминутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"

Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.Цель урока: формировать умение понимать роль ...

«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.

Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...

Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...