Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Панова Валентина Александровна

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mihail_mihaylovich_prishvin._rebyata_i_utyata._2_klass_2013.zip908.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

2 «Б» класс

Программа «Перспектива»

Тема урока: Рассказ М. М. Пришвина «Ребята и утята»

Целевые установки урока:

1 Личностные:

формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2 Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3 Познавательные:

- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.

- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:

   (умение давать характеристику героям с опорой на текст).

- Поиск необходимой информации с использованием учебника:

(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)

4 Коммуникативные:

- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнеров высказывания;

- задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Оборудование:

- Тема, задачи урока; портрет М. М. Пришвина;

- Книжная выставка ( разные издания рассказов М. М. Пришвина:  о природе, охотничьи рассказы, рассказы для детей).

- Презентация (слайды)

- Использование документ – камеры.

Ход урока.

1  Организационный момент.

2  Сообщение темы и задач урока.

Ребята, какой интересный раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения? («Люблю всё живое»)

Какие произведения мы уже изучили? ( С. Черный «Жеребенок»,

С. Михалков «Мой щенок», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок»).  Что объединяет все эти произведения? (Они рассказывают о поведении животных, о необходимости бережного отношения к живой природе).

Каковы  жанры  этих произведений?( стихотворение, рассказ).

Задачи урока: (Слайд № 1)

1 Закреплять знания об особенностях жанра рассказа;

2 Учиться составлять характеристику героев рассказа с опорой на текст;

3 Учиться использовать задания в учебнике для поиска необходимой    информации;

 4 Учиться выразительно читать рассказ М. М. Пришвина «ребята и утята»;

5 Познакомиться с разными изданиями произведений М. М. Пришвина  о природе.

Рассказ:

повествовательное произведение небольшого объема,

малое количество действующих лиц,

одно главное событие.

3 Сообщение плана урока. (Слайд №2)

План урока.

1 Чтение рассказа М. М. Пришвина «Ребята и утята».

2 Анализ содержания рассказа.

3 Составление характеристик героев рассказа.

4 Выразительное чтение рассказа.

5 Анализ выставки книг с рассказами М. М. Пришвина.

4 Первичное восприятие. Чтение текста  рассказа учителем. (Слайд №3)

5 Постановка проблемного вопроса: почему ребята обрадовались приказу спасти утят? (Слайд № 4)

- В какой момент вам стало страшно за утят?  Почему?

В какой момент вам стало жаль утку? Почему?

В какой момент вы обрадовались ? ( Когда появился автор рассказа и пришел на помощь утятам)

Когда вам стало весело и даже смешно? ( В конце рассказа)

6 Чтение и анализ текста учащимися

А) уточнение значения слов (Слайд № 5,6,7

- чирок – свистунок – речная водоплавающая птица сем. утиных

верста – старинная русская мера длины, равная 1, 066 км - кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей, а также кузнечный цех

– кузнец – мастер, занимающийся ручной ковкой.

Б) уточнение значения выражений

- вода спала;

- зашвыряли шапками;

- перелетывала в разные стороны;

- паровое поле

В) Анализ содержания рассказа.

– Работа в парах. Выполнение заданий №1, 2 в учебнике с. 96.

Г) Составление характеристик героев рассказа

 – Работа в парах. Выполнение задания № 3,4 в учебнике с. 96.

 – Почему ребята увидели утят?

 - Почему они стали зашвыривать утят шапками?

 - Почему утка не могла защитить своих детей?

 - Почему утка не улетала от опасности, а только «перелетывала»?

 - Зачем ребята хотели закидать утку шапками?

- Почему ребята испугались появления автора рассказа?

 - Почему ребята обрадовались приказу : «Идите и возвратите ей всех утят!»

- Почему автор «очеловечивает» птицу: бросилась спасать своих сыновей и дочерей; что – то быстро сказала?

- Что можно сказать о ребятах?( вопрос №3)

- Как бы поступил ты на месте М. М. Пришвина?

- Как бы ты поступил на месте ребят?

Д) Деление текста на смысловые части. (задание № 5 – работа в паре).

7 Выразительное чтение рассказа учащимися.

8 Анализ выставки книг с рассказами М. М. Пришвина.

- рассказы о природе  (сборник и отдельные произведения)

- охотничьи рассказы

- рассказы для детей

Какие из данных книг вы уже прочитали? Что особенно понравилось?

9 Домашнее задание – подготовить пересказ текста с опорой на план с. 96

10 Итог урока.

- Перечитаем задачи урока.

– Какие задачи решены?

 - Какая задача оказалась самой трудной? Объясните.

– Какая задача оказалась самой интересной? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

Конспект урока литературного чтения «Маленькие рассказы Н. Сладкова» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Н. Сладкова и его рассказами; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.Планируемые результ...

Сценарий урока литературного чтения по теме " М.Пришвин "Ребята и утята"

Сценарий урока литературного чтения для учащихся 2 класса....

конспект урока литературное чтение "Страшный рассказ" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Технологическая карта урока литературного чтения «Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»» (УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением Л. Пантелеева «Камилл и учитель»; совершенствование видов речевой деятельности.Задачи урокаДид...